X
09:12 01.08.2019

Философия и современность

Мустафа Билалов, председатель Дагестанского отделения РФО, профессор
Выпуск - 2019 №№ 211-212
158

Как-то одна выпускница ДГУ выдала фразу: «Греки считали философию делом избранных, но то греки, а в Дагестане – это дело смелых. Тут надо иметь невероятную отвагу, чтобы высказывать свое взвешенное, аргументированное мнение, отличное от остальных, потому что ты будешь всех раздражать своей «умностью». Чтобы хоть как-то держаться на твоем фоне, они предпочтут утверждать, что все философы – сочинители (и ты в первую очередь), которые не «поняли» жизнь и ее пятачково-бандитский смысл». Действительно, дагестанские реалии таковы, что этой отваги на осмысленное мнение по ходу жизни нам, пожалуй, требуется все больше и больше… Да, греческая цивилизация зарождалась людьми, способными иметь суждение!

Вышеприведенные слова вспомнились мне недавно – этим летом исполнилось бы 90 лет известному дагестанскому философу Магомеду Муртазалиевичу Курбиеву, одному из немногих, кто в плеяде интеллигенции имел отвагу и способность на свое суждение. Его нет с нами вот уже несколько лет – он знал и работал со многими коллегами, которые по существу открывали советский период философии в Дагестане. В их деятельности на кафедрах дагестанских вузов и ДНЦ РАН до сих пор заметны дух и традиции, заложенные первыми профессиональными дагестанскими философами.

Статус дагестанской философии непрост – она зарождалась в составе восточной философии – традиционно антропоцентричной, имевшей этический характер, преимущественно иррационалистической и мистической. Она проповедовала идеалы коллективизма, духовности, пассивной созерцательности. Западная философия, как известно, во многом противоположна, космоцентрична, изначально связана с изучением и объяснением мироздания — как устроен мир, как его познать и перестроить. Она тесно связана с наукой, естествознанием, рационалистична и привела европейскую культуру к идеалам индивидуализма, приоритета материальных ценностей, выдвижению на первый план утилитарных интересов и потребностей человека. Она деятельна и во многом агрессивна по отношению к природе.

Дагестанский дух, хотя и порожден Востоком, веками существовал в культуре, порожденной противоречивыми столкновениями этих двух мировых философских тенденций. М. Курбиев был органически вписан ментальностью, духовностью, степенностью в восточные философские традиции. Философ выделяется из большинства людей, замыкающих себя в повседневном социальном «я», входит в среду тех, кто способен выразить то, что чувствует это самое большинство — сочинять стихи или музыку, писать картины и читать проповеди. Таким представляется мне Магомед Муртазалиевич Курбиев, с которым был знаком и дружил более сорока лет.

Родился М. Курбиев 20 июня 1929 года в селении Вачи Кулинского района. Учеба пришлась на военные и послевоенные годы — окончил среднюю школу в 20 лет, окончил факультет русской филологии Дагестанского пединститута с отличием, работал в своем районе зав. учебной частью и учителем русского языка и литературы в Каялинской средней школе. В «науку наук» пришел в зрелом возрасте — 33-летний дагестанец в 1962 году прошёл по конкурсу в аспирантуру философского факультета МГУ. Довольно осмысленным был выбор аспирантом и философской специальности — эстетики. Эстетом Магомед Муртазалиевич был изначально, его знали всегда подтянутым, неизменно корректным, не теряющим присутствия духа.

Дагестанское общество и поныне нуждается в реальной и значительной эффективной помощи философии. Трудности, которые оно испытывает, вступив в
постсоветскую эпоху глобализации, связаны помимо прочего и с жесточайшим цивилизационным конфликтом ценностей

Непереоценимы были его впечатления и навыки от научных контактов в Москве. Аспирант Курбиев принимал участие в научно-теоретических конференциях, проводимых кафедрой эстетики (например, знаменитая конференция, где остро столкнулись взгляды «общественников» и «природников»), и в работе творческих организаций – Мосфильма, Союза писателей РСФСР по вопросам теории, искусства и практики эстетического воспитания. С февраля 1966 года – без малого полвека – Магомед Муртазалиевич работал доцентом в ДГУ на кафедре философии, был деканом, исполнял обязанности заведующего, вел основные и специальные курсы по философии и эстетике.

Философскому обществу он известен и как автор более 50 научных работ, в том числе монографии «Сближение, взаимообогащение, расцвет», исследований «Запад, Восток, Россия в диалоге культур», «Духовное развитие народов Дагестана в 20-30-х годах» и других статей и учебно-методических работ. Безотказный в творческой поддержке, он был незаменим в умении войти в курс чужой научной проблемы, в подсказке перспективы ее исследования, и за это ему благодарны не один аспирант, докторант, да и многие коллеги-философы. Заметный резонанс вызвала его посмертно изданная монография по истории северокавказских народов (Курбиев М.М. Государство Сарир (на лакском языке). Махачкала. Изд. «АЛЕФ». 2018. 31с.)

Дагестанское общество и поныне нуждается в реальной и значительной эффективной помощи философии. Трудности, которые оно испытывает, вступив в постсоветскую эпоху глобализации, связаны помимо прочего и с жесточайшим цивилизационным конфликтом ценностей. Советская власть политически и идеологически культивировала свою современную версию системы ценностей в СССР. Но подобная практика сегодня оказалась неприемлемой, значит, необходимо ее заменить более длительным, быть может, единственным путем – путем изменения культуры и функций философии. Нужны аксиологическая эволюция, переход к новой системе, может, не столько к системе, но к иерархии ценностей. Дагестанское общество застывает на суррогате культуры, замеси культурных кусков – остатков советской культуры и культуры шоу-бизнеса с цементированием их своеобразием национального и мусульманского духа дагестанских этносов.

И сегодня философ М. Курбиев был бы востребован обществом. Он прожил красивую и достойную жизнь – заслуженный работник образования РД, ветеран труда, награждённый медалями, отмеченный много раз благодарностями ректората университета. Помнят коллегу, педагога и философа в многонациональном трудовом коллективе Даггосуниверситета, благодарной памятью хранят его имя студенты.

Статьи из «Общество»

Встреча с инспектором ДПС

3
Имеет ли право инспектор ДПС интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая вопросы вроде: «Куда направляетесь? Какова цель поездки?». Почему...

Новые, редкие и исчезающие

12
Почти 50 тысяч гектаров площади, объединяющих в себе экосистемы двух разных участков:...

Первый и в бою, и в труде

8
Весной 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией, Абдулгамида Шейхмагомедова односельчане выбрали председателем колхоза имени...

Высвечивая время

36
Декабрь Бейбутов – дагестанский журналист, запомнившийся как профессионал, для которого не...

Занимательная география

8
Для расширения кругозора школьников в рамках социальной акции «География – детям»...

Важнейшая ценность

49
Год семьи был призван напомнить о том, что именно в семье мы учимся любви, ответственности,...

Крепкая семья – богатство страны

11
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след. Но не всем суждено стать академиками, поэтами, художниками, чьи...

Спасательное многоборье

3
День спасателя – это праздник настоящих героев, кто спешит на выручку людям, оказавшимся в...

Подарок

6
Мне было 11 лет. Я верила в чудеса и жила прекрасной сказочной жизнью, полной загадок и тайн....

В Новогоднюю ночь

10
Осталось всего несколько дней до того момента, когда часы на Спасской башне Кремля покажут...

«Без Победы не вернусь!»

11
Зима 1943 года. В этот переломный год в ходе Великой Отечественной войны кровопролитные бои...

Этот сюжет давно известен…

78
Вот он, уже почти на пороге, наш самый любимый праздник – Новый год! Ну, честно, я его люблю...