X

История Махачкалы началась с железной дороги

Важность и роль железной дороги в развитии страны, Северо-Кавказского региона и в частности Дагестана несомненна. Полагая, что интерес наших читателей к истории строительства железной дороги на территории республики огромен, мы воспользовались возможностью Сети и отыскали на ее просторах материал заместителя директора Музея истории города Махачкалы, кандидата исторических наук Наиды Дибировой, неполную версию которого здесь и представляем.

В материале источника говорится, что в истории развития и становления города Махачкалы железнодорожная магистраль (наряду с портом) сыграла важную роль, поскольку способствовала превращению Петровска (ныне Махачкала) из провинциального городка в культурный и промышленный центр республики.

«Мало кто знает, что в Петровске строительство порта и железной дороги шло практически одновременно. Сооружение Петровской гавани по проекту военного инженера Фалькенгагена началось в 1861 году. Для возведения насыпей необходимо было транспортировать из карьера Петровской горки к морю огромные каменные глыбы до 15 тонн весом, осуществлять их погрузку-разгрузку. В этих целях из карьера на Анджи-Арке до гавани была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью в 4 км.

Строительство железнодорожного полотна – это прежде всего колоссальный труд, усугублявшийся еще и примитивной техникой тех лет. В то время на таких работах, кроме телеги, запряженной лошадьми, ручной тачки, лопаты и заступа, никакие другие механизмы не применялись. При этом приходилось прорезать холмы, срезать бугры и курганы, засыпать овраги и балки, строить мосты, выравнивать земляное полотно под укладку рельсового пути. Строительство велось тогда вручную, рабочий день длился от восхода до захода солнца. Благодаря упорному труду тысяч рабочих железные рельсовые пути приближались к Петровску.

Первоначально намечалось проложить железную дорогу западнее города, у самого подножия Тарки-Тау. Однако этому воспротивились рыбопромышленники и купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта через весь город до Тарков. Вопрос о трассе железной дороги был пересмотрен, и путь на Дербент и Баку пошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе. Ее эксплуатация потребовала создания соответствующих депо и мастерских. Мастерские решили строить в 3–4 км северо-западнее города. Так возник поселок Петровск-Кавказский, ныне известный как Махачкала-1. В 1896 году на станции Порт-Петровск было открыто 2-этажное каменное здание железнодорожного вокзала, прослужившее махачкалинцам и гостям столицы до начала 1970-х годов.

В 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашней столицей Дагестана. Всего в пределах Дагестанской области было сооружено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.

С проведением железной дороги в Дагестане связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России. В прилегающих к железнодорожным линиям районах получили развитие посевы зерновых культур, овощей, сенокошение, виноградарство и виноделие. Значительный толчок в своем развитии получила рыбная промышленность.

Железнодорожники были самым крупным отрядом постоянных рабочих в Дагестанской области, причем наиболее образованным и социально активным. Именно поэтому они и стали в авангарде борьбы за улучшение своего экономического и социального положения. По железной дороге из промышленных и административных центров страны доставлялись в Дагестан революционная литература, деньги и оружие для революционных целей.

Важную роль сыграли железнодорожники в годы Октябрьской революции и во время Гражданской войны. Здесь, без сомнения, нужно вспомнить о подвиге машиниста Магомеда Хутинаева, спасшего город Петровск в марте 1920 года. Отступавшие из города деникинцы перед погрузкой на корабли подож­гли порт и складские помещения. Пламя подступило к железнодорожной станции, где стояли эшелоны с разными грузами, среди которых были 22 вагона с динамитом и пироксилином. Благодаря самоотверженности машиниста М. Хутинаева и его товарищей, сумевших сквозь пламя подогнать паровоз к вагонам, сцепить их и двинуть состав в сторону Манаса, город Петровск и его жители были спасены от страшной катастрофы.

С началом войны для выполнения поставленных задач необходимо было перестроить всю работу железнодорожного транспорта на военный лад.

С завершением Великой Отечественной войны весь многонациональный советский народ приступил к ликвидации ее разрушительных последствий. Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. На реконструкцию Махачкалинского отделения железной дороги было ассигновано 39 млн руб­лей.

Похожие

Утверждаем свои позиции

19
Дагестан активно меняет свою транспортную инфраструктуру, становясь ключевым узлом на...

Дорога жизни и развития

0
В топку машинного отделения тепловоза бросали дрова или уголь люди, которых изначально...

Аул одной профессии

2
Как неудивительно, но в дагестанских горах на высоте более 2000 м над уровнем моря есть аул...

Локомотив отрасли

28
Железная дорога – это жизненно важная артерия, надежное средство перемещения больших масс...

Дорога – судьба моя

80
В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Управлять составом...

Какие они – дагестанские электрички?

476
Пожалуй, в Махачкале наберется не так много людей,...

От Армавира до Араблинки

116
В эпоху современных технологий многое стало восприниматься не так, как раньше. С тех пор, как...

Следующая станция – музей

226
«Па, посмотри, какой поезд! – тычет дочурка пальчиком в макет. – А почему он такой маленький,...

Железные преимущества железной дороги

54
Врио Главы Дагестана Владимир Васильев совместно с...

Статьи из «В дыму столетий»

Генерал, не знавший поражений

30
Он был храбрым воином и выдающимся полководцем, одним из...

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

14
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Он был оплотом российского флота

34
Этот легендарный адмирал возглавил русский военный флот...

История одного села: Миатли

173
Много ли интересного можно увидеть, побывав только в одном селении? Я точно знаю, желающий...

«Приехал Кутузов бить французов!»

60
Как гласит легенда, в 1792 году генерал-поручик Михаил...

…И началось великое дело

26
В 1925 году XIV съезд ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию страны. В соответствии с его...

Лев русской армии

35
После смерти генерала Петра Багратиона император Александр I сказал про него: «Он был...

Дагестан и революция 1905 года

258
Дата 9 января (22 января по новому стилю) 1905 года в истории...

Годеканы – народный клуб

40
Сегодня в рубрике «В дыму столетий» предлагаем очерк Максуда Алиханова–Аварского....