В материале источника говорится, что в истории развития и становления города Махачкалы железнодорожная магистраль (наряду с портом) сыграла важную роль, поскольку способствовала превращению Петровска (ныне Махачкала) из провинциального городка в культурный и промышленный центр республики.
«Мало кто знает, что в Петровске строительство порта и железной дороги шло практически одновременно. Сооружение Петровской гавани по проекту военного инженера Фалькенгагена началось в 1861 году. Для возведения насыпей необходимо было транспортировать из карьера Петровской горки к морю огромные каменные глыбы до 15 тонн весом, осуществлять их погрузку-разгрузку. В этих целях из карьера на Анджи-Арке до гавани была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью в 4 км.
Строительство железнодорожного полотна – это прежде всего колоссальный труд, усугублявшийся еще и примитивной техникой тех лет. В то время на таких работах, кроме телеги, запряженной лошадьми, ручной тачки, лопаты и заступа, никакие другие механизмы не применялись. При этом приходилось прорезать холмы, срезать бугры и курганы, засыпать овраги и балки, строить мосты, выравнивать земляное полотно под укладку рельсового пути. Строительство велось тогда вручную, рабочий день длился от восхода до захода солнца. Благодаря упорному труду тысяч рабочих железные рельсовые пути приближались к Петровску.
Первоначально намечалось проложить железную дорогу западнее города, у самого подножия Тарки-Тау. Однако этому воспротивились рыбопромышленники и купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта через весь город до Тарков. Вопрос о трассе железной дороги был пересмотрен, и путь на Дербент и Баку пошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе. Ее эксплуатация потребовала создания соответствующих депо и мастерских. Мастерские решили строить в 3–4 км северо-западнее города. Так возник поселок Петровск-Кавказский, ныне известный как Махачкала-1. В 1896 году на станции Порт-Петровск было открыто 2-этажное каменное здание железнодорожного вокзала, прослужившее махачкалинцам и гостям столицы до начала 1970-х годов.
В 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашней столицей Дагестана. Всего в пределах Дагестанской области было сооружено 10 станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.
С проведением железной дороги в Дагестане связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России. В прилегающих к железнодорожным линиям районах получили развитие посевы зерновых культур, овощей, сенокошение, виноградарство и виноделие. Значительный толчок в своем развитии получила рыбная промышленность.
Железнодорожники были самым крупным отрядом постоянных рабочих в Дагестанской области, причем наиболее образованным и социально активным. Именно поэтому они и стали в авангарде борьбы за улучшение своего экономического и социального положения. По железной дороге из промышленных и административных центров страны доставлялись в Дагестан революционная литература, деньги и оружие для революционных целей.
Важную роль сыграли железнодорожники в годы Октябрьской революции и во время Гражданской войны. Здесь, без сомнения, нужно вспомнить о подвиге машиниста Магомеда Хутинаева, спасшего город Петровск в марте 1920 года. Отступавшие из города деникинцы перед погрузкой на корабли подожгли порт и складские помещения. Пламя подступило к железнодорожной станции, где стояли эшелоны с разными грузами, среди которых были 22 вагона с динамитом и пироксилином. Благодаря самоотверженности машиниста М. Хутинаева и его товарищей, сумевших сквозь пламя подогнать паровоз к вагонам, сцепить их и двинуть состав в сторону Манаса, город Петровск и его жители были спасены от страшной катастрофы.
С началом войны для выполнения поставленных задач необходимо было перестроить всю работу железнодорожного транспорта на военный лад.
С завершением Великой Отечественной войны весь многонациональный советский народ приступил к ликвидации ее разрушительных последствий. Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. На реконструкцию Махачкалинского отделения железной дороги было ассигновано 39 млн рублей.