Купить PDF-версию
X
09:44 29.12.2021

Когда сердцу дороги дороги

Магомед-Али Юнусов
Выпуск - 2021 №360
24

Жизнь человека, рожденного в советские годы, измерялась годами его трудовой деятельности на благо общества. А их у него ни много ни мало 52 года, можно сказать, целая эпоха.

Оразманбет Аджиниязович Кульчимаев по окончании в 1969 году Кумлинской восьмилетней школы Ногайского района пошёл работать слесарем в овцесовхоз «Путь Ленина», а в следующем году поступил в Махачкалинский строительный техникум. Получив квалификацию техника-строителя, в 1974 году устроился в качестве техника в Ногайскую дорожную дистанцию Дагестанавтодора, а уже через год был переведен на должность инженера-дорожника.

– В 1976 году начальником Ногайской дордистанции работал Таждин Джанибекович Баубеков. Он для нас, молодых сотрудников, был примером, наставником, советчиком в работе и в жизни. Мы многому научились у этого уважаемого нами человека в организационно-хозяйственной и руководящей деятельности. Также из коллег хочу отметить главного инженера того времени Рашида Янмурзаева. Он мне помог в освоении навыков в дорожном деле и в оформлении документов. Тогда смету на дорожные работы составляли мы самостоятельно, затем защищали её перед руководителями отделов Дагестанавтодора. Только после этого приступали к производству дорожных работ. С 1976 года вместе работали рука об руку с моим другом Крымханом Копаевичем Аджимуллаевым.

В 1978 году меня перевели мастером на стройку первого в Ногайском районе асфальтобетонного завода. Получить добро на строительство его оказалось весьма сложно. Для приобретения оборудования много усилий приложила тогдашний первый секретарь Ногайского РК КПСС Бальбийке Алимурзаевна Аджибаева.

Как сейчас помню, как мы перевозили оборудование асфальтобетонного завода. Рано утром надо было приехать в Хасавюртовскую автоколонну и по заявкам получить автотранспорт для перевозки механизмов. Вечером доезжали до Махачкалинского морского порта, загружали оборудование в грузовики. Причём везли его до места назначения только ночью из-за его негабаритности. В итоге на перевозку всего оборудования ушло более двух недель. В 1979 году даже пришлось выехать в Московскую область для приобретения недостающих запчастей, в том же году я прошёл обучение в Ростове-на-Дону по обслуживанию завода. И вот в 1980 году завод был введен в эксплуатацию и выпустил свою первую продукцию – асфальтобетонную смесь. Первое асфальтобетонное покрытие уложили на улицах райцентра Первомайская, Асанова, Крайняя, Садовая.

Не забыть мне 1984 год, когда накануне приезда делегации из Каракалпакской АССР мы асфальтировали дорогу между селами Терекли-Мектеб и Нариман протяженностью 4 км. Ныне я могу с гордостью сказать, что
со своими коллегами по работе мы построили все дороги в нашем Ногайском районе с твёрдым покрытием. И не только строили, но и регулярно ремонтировали их, содержали в нормативном состоянии. Об объемах работ говорит то, что среднегодовой выпуск асфальта в те годы составлял 7000–8000 тонн. А за достигнутые экономические показатели в 1980 году я был награжден нагрудными знаками «Победитель социалистического соревнования».

В том же 1980 году в связи с преобразованием Ногайской дорожной дистанции в Ногайское дорожно-строительное управление я был назначен начальником планово-производственного отдела, где проработал до 1989 года.

Все эти годы, наряду с производством, активно вёл и общественную работу. Несколько созывов был народным депутатом Терекли-Мектебского сельского Совета, и мы, депутаты, много занимались социально-экономическим развитием села. Несколько лет был секретарем комсомольской организации дорожного участка, затем секретарём партийной организации, а в 1989 году меня утвердили инструктором организационного отдела Ногайского райкома КПСС, – вспоминает ветеран дорожной службы.

…Я у матери был единственным ребёнком. Отец ушел из жизни молодым. Поэтому пришлось взвалить на себя все мужские хлопоты по ведению домашнего хозяйства. В 12–13 лет наравне с мужиками села готовил из глины, замешанной с соломой, саманные кирпичи (из них потом построил свой дом). Надо сказать, в 1960-е годы в сёлах района стали заменять саманные дома с камышовыми крышами на дома из того же самана, но стандартные, покрытые шифером или оцинкованным железом. Вот и мы с матерью построили новый, по тем временам добротный в селе дом. Так что закалку трудом в советское время прошёл хорошо. Жизнь затем не раз доказала верность моего выбора, уже не пугали трудности, а их было немало.

Взять хотя бы то, что в период строительства и ремонта дорог из-за нехватки автотранспорта нередко рабочие дорожного участка на свою работу добирались пешком.

– В день мне порой приходилось проходить по 10–15 километров. А ещё заменять рабочих, отсутствующих по разным причинам на работе. И это несмотря на любые погодные условия. В моей памяти студёные зимы 1980-х: снег, метель, а то и пурга со шквалистым сильным ветром. В открытой степи быстро заметало автомобильные дороги. В такую пору нам не раз приходилось защищать «честь мундира», то есть идти и неделями жить в пустынной степи в вагончике, расчищать дороги от сугробов и снежных заносов. Необходимо было организовать работу техники и людей. Тогда и мобильных телефонов не было. А заметало зимой так, что сугробы иногда вырастали почти в 1–1,5 метра высотой, – рассказывает ветеран.

О. А. Кульчимаев добрым словом вспоминает всех работников Ногайского ДЭП-29, с которыми рука об руку пришлось работать долгие годы. Это начальники дорожного хозяйства района Таждин Баубеков, Рашид Аджигайтканов, Крымхан Аджимуллаев, водители Эсмурза Дельянов, Алимхан Бегендыков, механизаторы Амирхан Суюндиков, работники Аджигайтар Кадырбердиев, Арслан Аджимурзаев и многие другие.

В 1992 году его утвердили начальником Ногайского дорожного ремонтно-строительного участка (ДРСУ). На этом посту он много сделал по техническому оснащению предприятия, строительству нового асфальтобетонного завода, ремонту и строительству дорог с асфальтовым покрытием.

– По производственным проблемам в случае необходимости всегда обращался к тогдашнему главе администрации района Аскерхану Мусаевичу Аджиеву. Он никогда не отказывал в помощи и всегда поддерживал меры по развитию дорожной сети района», – подчёркивает Оразманбет Кульчимаев.

Но и сам он активно учился всему новому. Без отрыва от производства в 1993 году окончил Ростовский институт народного хозяйства, получил специальность экономиста. Коллеги по работе особо отмечают его добросовестное и ответственное отношение к своим функциональным обязанностям.

Всегда собранный, корректный, требовательный и при этом внимательный к людям, обладая большим знанием дорожного дела, он эффективно решал поставленные перед ним задачи. Так, будучи временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Ногайское ДЭП №29» (так сегодня называется дорожное предприятие района), обратился по проблемным вопросам к Председателю Правительства Дагестана, и в итоге были выполнены работы по строительству автодороги Боранчи – Кунбатар протяженностью 7,5 километра с гравийным покрытием, а на участке автодороги Кизляр – Терекли-Мектеб – граница Ставропольского края с 67-го по 72-й километры и на участке автодороги между селами Терекли-Мектеб – Кунбатар 5 километров пути уложили асфальт.

Многолетний добросовестный труд Оразманбета Кульчимаева не остался незамеченным. Он не раз награждался Почетной грамотой МО «Ногайский район» за заслуги в развитии дорожной сети. А в 2016 году его наградили юбилейной медалью «270 лет дорожной отрасли России».

И в том, что в последние три года аварийность на дорогах района снизилась на 30 %, есть и его заслуга: дороги стали более надёжными и безопасными.

В настоящее время О. А. Кульчимаев работает главным инженером АО «Ногайское ДЭП № 29». А ещё он наставник и передаёт свой большой опыт молодым дорожникам, активно участвует в программах по развитию сети автомобильных дорог в районе и работе комиссии по безопасности дорожного движения.

Недавно Оразманбету Аджиниязовичу исполнилось 70 лет. Из них 47 лет отданы им работе в дорожно-строительной отрасли родного района. Все эти годы, что примечательно, он проработал в одном и том же коллективе, который для него стал буквально вторым родным домом. Здесь он вырос, набирался опыта, стал настоящим профессионалом своего дела. Его коллеги и друзья желают Оразманбету Аджиниязовичу и впредь отличного здоровья и новых успехов в работе.

Статьи из «Общество»

Важнейшая ценность

38
Год семьи был призван напомнить о том, что именно в семье мы учимся любви, ответственности,...

Крепкая семья – богатство страны

10
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след. Но не всем суждено стать академиками, поэтами, художниками, чьи...

Спасательное многоборье

3
День спасателя – это праздник настоящих героев, кто спешит на выручку людям, оказавшимся в...

Подарок

5
Мне было 11 лет. Я верила в чудеса и жила прекрасной сказочной жизнью, полной загадок и тайн....

В Новогоднюю ночь

6
Осталось всего несколько дней до того момента, когда часы на Спасской башне Кремля покажут...

«Без Победы не вернусь!»

7
Зима 1943 года. В этот переломный год в ходе Великой Отечественной войны кровопролитные бои...

Этот сюжет давно известен…

71
Вот он, уже почти на пороге, наш самый любимый праздник – Новый год! Ну, честно, я его люблю...

Скрытые функции автомобиля

95
Современные автомобили оснащены множеством полезных функций, которые часто остаются...

Важные изменения для автомобилистов в 2025 году

426
Учет без ОСАГО, штрафы и осмотр: что...

Для ценителей тишины

6
Продолжаем сравнивать двигатели, работающие на разном топливе. Какой вариант лучше? Каждая...

В день последний декабря

9
Российские города массово украшают ёлки к Новому году. Пушистую зеленую красавицу наряжают...