Купить PDF-версию
18:20 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
07:17 11.02.2014

Культурное наследие народов

Нет необходимости доказывать, что изучение культурного наследия имеет огромное теоретико-познавательное и воспитательное значение. Оно помогает познать, как развивалась духовная культура, какие идеи и идеалы выдвигались в каждую эпоху передовыми людьми и какими духовно-нравственными ценностями жили ушедшие поколения, какие ценности они оставили нам.

Особенно важно философское осмысление культурного наследия, которое, будучи квинтэссенцией духовной культуры, обобщенно выражает сущность и достижения всех ее компонентов.

Прошлое в духовной культуре неотделимо от настоящего, оно не отмирает, а служит основой настоящего и оказывает на него влияние. Старое сохраняется не только в письменных источниках, но и в памяти народа. Многое в духовной культуре, передаваясь по поколениям, становится традицией, которая отличается большой живучестью и влиятельной силой. Поэтому в сознании человека как бы наслаиваются идеи и представления различных эпох и направленности — позитивные и негативные. И те и другие влияют на человека, но в зависимости от того, какие идейные и нравственные представления превалируют в его сознании или какие факторы более весомы для него, больше импонируют ему в данное время. Поэтому очень важно обеспечить целенаправленное позитивное идейное влияние на неустойчивую и еще не определившуюся часть населения, в первую очередь на молодежь, которая в силу отсутствия жизненного опыта и особенностей характера сравнительно легко поддается негативному влиянию.   

Следует подчеркнуть, что в культурном наследии народов Дагестана имеется немало ярких страниц, которые представляют национальную гордость и которые можно с большой эффективностью использовать в нашей научно-пропагандистской и воспитательной работе. Одной из первых я назвал бы традицию преданности идеалам свободы и независимости своего края. Народы Дагестана жили в районе, прилегающем к Каспийскому морю и Прикаспийской низменности, к завоеванию которого стремились грозные  мировые завоеватели. Поэтому народам Дагестана приходилось вступать с ними в неравный бой и отстаивать свою свободу и независимость. Они жили, как писали многие путешественники (декабристы, царские офицеры), на «орлиных скалах» и в «голых горах», и непонятно их упорство и привязанность к ним. Но завоеватели не хотели понять, что «эти горы и скалы — их родина», они политы кровью и потом, и народы эти не претендуют на другие, лучшие земли, но чужие. «Народ свободный, храбрый, трудолюбивый, — писал декабрист А.Якубович. — Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сих горцев, внушает любовь к славе, презрение к жизни и порождает благороднейшие страсти». Разумеется, не со всеми его мыслями можно согласиться, но сказано в основном верно.

Как справедливо отмечает Гасан Алкадари, покорить Дагестан пытались тимуриды, татаро-монголы, персидские шахи, турецкие султаны, крымские ханы и царские власти России. Поэтому история народов Дагестана была историей непрерывной борьбы за свою свободу и независимость.

Благодаря этой борьбе дагестанцы сохранили себя как народность, свою самобытную культуру. Эта борьба имела огромное значение для пробуждения этнонационального самосознания горцев. Об этом говорят многочисленные народные песни, которые передаются из поколения в поколение. В них выражается благодарность историческим героям, которые проявили беззаветную любовь к родине и готовность пожертвовать собой во имя ее свободы.

Благодарные потомки воздвигли монументальные памятники в Турчи-даге и в местности Хициб недалеко от Согратля, где были  разгромлены вой­ска Надир-шаха. Трудно оценить воспитательное значение таких памятников.
Героизмом горцев в освободительной борьбе с царской Россией восхищались К.Маркс и Ф.Энгельс, подчеркивая, что горцы в этой борьбе обрели наибольшую славу. Они связывали успех горцев с патриотизмом и призывали другие народы учиться у них любить родину.

Народы Дагестана проявили героизм и на фронтах Великой Отечественной войны, 60 сыновей Дагестана удостоились звания Героя Советского Союза. Дагестанцы проявили традиционную любовь к свободе и независимости также в годы гражданской войны. Когда весь Северный Кавказ был оккупирован деникинцами, дагестанцы объединились вокруг Совета обороны Дагестана в Левашах, руководимого Дж. Коркмасовым и Али-Хаджи Акушинским, и разгромили их.  Дагестан объединил тогда патриотические силы народов Северного Кавказа и показал пример, как нужно бороться за свою свободу.

Многие деятели народов Северного Кавказа, в том числе А. Цаликов (Северная Осетия), А. Гойгов (Терская область) и др., подчеркивали особый героизм горцев Дагестана и свою благодарность за освобождение их от деникинских оккупантов. «Мы потеряли веру, что нам удастся освободиться от них, — пишет А.Гойгов, — но, увидев островок Советской власти в Левашах и героизм дагестанских народов, поняли, что не все еще потеряно и такой народ победить невозможно».

Прошлое Дагестана свидетельствует о том, что горцам присущ был и трудовой героизм. У них стало традицией воспитывать с детства любовь к труду. Многие приезжающие в республику восхищались тем, что дагестанцы в тяжелых природных и климатических условиях выращивали хороший урожай зерновых, бахчевых, садовых и картофельных культур. Прилагая невероятные усилия, они создавали террасы в горах и на скалах, строили дома, как правило, на горах и у скал, берегли землю для сельскохозяйственных целей.

Теперь сложилось совершенно иное отношение к земле, ее занимают под строительство зданий. Беда в том, что у основной массы дагестанцев исчезла любовь к земле, они разучились трудиться на ней и не хотят возвращаться к земледельческому труду. Поэтому пустуют в горах земли, которые в свое время их кормили. Нужно что-то делать, чтобы изменить отношение к земле, имея в виду, что невозможно вечно жить на привозных продуктах. И в стране пока делается мало, чтобы заинтересовать молодежь трудиться на земле.

Дагестанцы могут гордиться и достижениями своего ремесленного производства. Там, где была острая нехватка земельных угодий, горцы специализировались на производстве пользующихся спросом изделий. Во многих семьях ремесленников в детях с малых лет воспитывают трудолюбие, прививают любовь к профессии. В стране хорошо знают об изяществе и высокой художественной ценности дагестанских ремесленных изделий, в особенности кубачинских.

Дагестанцы имеют основание гордиться и тем, что их предки на основе арабской графики создали оригинальную письменность, которая нигде не встречается, усвоили мусульманское научное и культурное наследие веков и внесли в общемусульманскую культуру весомый вклад. Ни в одной неарабской стране не было такой высокой мусульманской грамотности, как в Дагестане, она составляла здесь 22 процента. Арабизм и арабский язык нигде не имели такого распространения и такой жизненности, как в Дагестане.

Дагестанцы выполняли миссионерскую и мусульманско-цивилизаторскую роль на Северном Кавказе, Закатальском округе, Поволжье. Около ста дагестанцев прославились в странах мусульманского Востока как ученые, алимы, выдающиеся государственные, религиозные и военные деятели.

Ссылаясь на эти факты, академик-востоковед нашей страны И.Крачковский писал: «Дагестанцы и за пределами своей родины, всюду, куда закидывала их судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского Востока в целом».

Дагестанцы столь же громко заявили о себе в сфере светской науки и культуры. В досоветский период в Дагестане проживало более 80 ученых и мыслителей арабо-мусульманского и светского направлений, имевших свои письменные источники и материалы. Даже пионеры исследования культурного наследия народов Дагестана не знали, что Дагестан был так богат интеллектуалами. К сожалению, народы Дагестана, вырастившие столько интеллектуалов, долгие годы считались сплошь неграмотными.

Подлинный патриот не может не любить свой край, свой народ и свою культуру. Но сегодня наша родина — не только Дагестан, наш горный край – часть общей родины — Российской Федерации. Поэтому мы не имеем права не учитывать в научной и культурной деятельности общероссийские интересы, общероссийские культурные традиции. Слова нашего замечательного земляка С. Габиева, высказанные еще в 1914 году, глубоко поучительны для каждого из нас в этом отношении. Когда представители печати России упрекали его особой приверженностью своему народу и мусульманам, он писал: «Да, я безумно люблю свой край и на все жертвы готов ради блага, ради возрождения его». Далее: «Я — истый горец Дагестана, мусульманин и честный гражданин России, быть верным которой мне нисколько не мешает ни мой пламенный «национализм», ни моя «религия».

Но в последнее время, к сожалению, в республике стали излишне увлекаться изучением и пропагандой компонентов культуры отдельных народов, не всегда увязывая их с компонентами общедагестанской культуры. Это нередко приводит к одностороннему преувеличению культурных ценностей отдельных народов. Дагестан не только географическое и административное понятие, но и исторически сложившаяся общность, для которой характерны ярко выраженная этническая близость и преобладание общедагестанского в культуре. Нужно помнить, что грань между национальным, тем более узконациональным патриотизмом и национализмом не очень значительна, легко можно соскользнуть с позиции патриотизма к национализму. Мы, к сожалению, закрываем глаза на явные факты проявления националистического характера: попытки удревнить историю своего народа, преувеличить его роль в истории, расширить свою «исконную» национальную территорию, возвысить своих исторических деятелей, ученых и поэтов. Во многих ведомствах и вузах руководители делают явное предпочтение представителям своей народности.

Ничего подобного в прошлом в мусульманском мире и в Дагестане не было, каждый деятель культуры вносил свою лепту в общую культуру, совершенно не интересуясь национальностью друг друга.

Дагестан имеет богатое и многогранное культурное наследие. В этом Году культуры перед нами стоит задача настойчиво изучать и пропагандировать в первую очередь общедагестанскую культуру. Конечно, она состоит в основном из суммы культур всех народов республики. Следовательно, нужно изучать и культуру отдельных этносов, но осмысливая с позиции общедагестанских и общероссийских интересов.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

11
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

8
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

5
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

11
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

120
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

13
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

37
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...