«Летальное» вождение
Согласно данным ГИБДД России, с начала года в Дагестане зарегистрировано 763 ДТП, в которых ранено 1024 человека, погибло 162. Для сравнения: это как если бы за восемь месяцев скончались все жители 4-подъездной пятиэтажки. Годом ранее те же показатели составили соответственно 1595/2248/351. И новостная сводка республиканского МВД ежедневно пополняется случаями смертельных дорожно-транспортных происшествий.
В Махачкале 23 августа возле дома №63 по проспекту Гамидова 48-летний житель села Каякент, управляя автомашиной «Volvo» (грузовой тягач), совершил наезд на 62-летнюю женщину, переходившую проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода. От полученных телесных повреждений женщина скончалась на месте.
19 августа в Дербенте на улице Шеболдаева 55-летний водитель, управляя автомобилем марки «Хендай», допустил наезд на несовершеннолетнего пешехода 2014 года рождения. Ребенок перебегал проезжую часть дороги вне пешеходного перехода. В результате ДТП мальчик с различными телесными повреждениями доставлен в центральную городскую больницу.
Днем ранее на проспекте Акушинского в Махачкале 45-летний житель столицы республики, управляя автомашиной ВАЗ, совершил наезд на переходившего проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода 51-летнего местного жителя. В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончался в больнице.
В тот же день на 803-м километре федеральной автодороги «Кавказ» в пригороде Махачкалы 35-летний житель селения Темиргое Кумторкалинского района, управляя отечественной легковушкой, совершил наезд на 74-летнюю уроженку села Андых Шамильского района, переходившую проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода. В результате ДТП женщина от полученных телесных повреждений скончалась на месте…
За сухими полицейскими формулировками – «Следственная группа, выехавшая на место ДТП, устанавливает обстоятельства произошедшего. По данному факту собран материал для принятия процессуального решения» – загубленные жизни водителей и пешеходов, горе родителей, родственников, искалеченные судьбы детей. И разбирательства в обстоятельствах произошедшего, как выясняется, на кривую статистики, к сожалению, не влияют. Водители очертя голову по-прежнему носятся по дорогам, а невнимательность пешеходов приводит к непоправимым последствиям. «Летальная» и агрессивная езда с летальным исходом.
За прошедший период года в нашей республике в 120 ДТП было ранено более сотни детей, 16 погибло
Вести себя на дороге правильно у нас неправильно: создается некая несуразность, возникает откровенное недопонимание, когда один из соседей вовремя и аккуратно перестраивается, включает указатели поворота, пропускает везде, где положено, пешехода, не проскакивает на желтый (и даже нередко красный) сигнал светофора… И это уже давно стало дурной привычкой – быть как все, не отличаться от табуна, несущегося во всех направлениях. И снова: печальный вывод в том, что на исправление ситуации все еще ничего не влияет.
Дагестанские выкрутасы на дорогах, а точнее их махачкалинская разновидность, стали для многих водителей неким руководством к действию. Вот пример. С другом, опытным дальнобойщиком с 25-летним стажем, едем по Дербенту. Негодует: «Ты посмотри, чё творят!» – «Так в Махачкале покруче будет.» — «В Махачкале, может быть, и так. Там каждый наперед знает, какой фортель водила сбоку, спереди или сзади выкинет, и готов к любому маневру. А тут? Я тебе так скажу: хорошо, что машины пока по земле летают. Представь, что бы в небе творилось!».
Между тем это самое «управляемое» безобразие проецирует запредельную агрессию. Пешеходов на «зебре» уже лупят за их правильность, за упрямое желание переходить дорогу там, где положено. А водилы в лучшем случае попросту дубасят друг друга. В худшем – отправляют к праотцам. Мостовая же копит негатив, с завидной регулярностью возвращая автомобилистам их «саморегулируемую» неуправляемую ауру.
И все ничего, если бы заканчивалось одним мордобитием. Тонны искореженного железа ежегодно хоронят под собой тысячи жизней, гибнет наше будущее. За прошедший период года в нашей республике в 120 ДТП было ранено более сотни детей, 16 погибло. Уже завтра статистика обновит данные по дорожно-транспортным происшествиям. И если предотвратить уход из жизни мы точно не в силах, то отсрочить его – в состоянии. Помнить бы об этом каждому.
Считается, что наказание при ДТП со смертельным исходом в России – одно из самых мягких в мире. В Китае, например, в особо опасных случаях виновник может поплатиться своей жизнью: там предусматривается смертная казнь.
Во Франции, если ДТП, совершенное водителем в состоянии опьянения, имело тяжелые последствия, помимо тюремного срока от 10 лет, виновнику грозит штраф, достигающий 150 тысяч евро. Об этом «Рамблер/авто» рассказал заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов.
В Германии водитель, совершивший ДТП со смертельным исходом, может попасть за решетку пожизненно. Если судят как «лицо молодого возраста» (в немецком уголовном праве такими считаются люди, достигшие 18 лет, но еще не достигшие 21 года), то он сядет максимум на 15 лет. Но после 20 лет уже судят как взрослых. Тогда срок будет пожизненным, а машину квалифицируют как орудие убийства и судят уже не за нарушение ПДД. И как бы ни старались адвокаты переквалифицировать по статье УК Германии как причинение смерти по неосторожности в результате ДТП – попытки безуспешны. Судьи все равно судят строго как за умышленное убийство. Об этом сообщает «Рамблер» со ссылкой на экспертов.
В Японии действует «сухой закон» для водителей. В стране наказывают не только самих пьяных водителей, но и пассажиров, севших к ним в автомобиль. Если водитель окажется нетрезвым, каждый его совершеннолетний пассажир должен заплатить штраф, эквивалентный 3 тысячам долларов. Исключение не делается даже для пассажиров маршрутных и туристических автобусов. Водителю же грозит как минимум 8700 долларов штрафа или пять лет тюрьмы.