Моя малая родина — Уллучара
8:55 09.09.15
183
Рубрика: Общество
Чем хороши историко-этнографические очерки? Прежде всего тем, что в них запечатлены история края, села в лицах, живой портрет своего времени, особенности быта, семейного уклада, экономики, просвещения, духовной культуры. Книга, о которой мы хотим рассказать, как раз об этом. А главный герой - село Уллучара.
Авторы Г. Магомедов и Ч. Чупанов задались целью представить на суд читателя наиболее полную картину села, обратившись к архивным материалам, данным переписи населения начиная с 1886 года, другие сведения почерпнули из устных рассказов старожилов. Так сложился портрет уникального горного села, одного из многочисленных в Дагестане.
До вхождения Дагестана в состав Российской империи с. Уллучара по сути было вольным обществом. Как гласят предания, уллучаринцы приняли участие в борьбе с грозным захватчиком Тимуром. Они мужественно отражали набеги завоевателей. Постепенно, по сведениям патриарха дагестанской исторической науки Р. Магомедова, «с. Уллучара преобразовалось в обособленный джамаат, имеющий собственного кадия и не входящий ни в какой другой сельский совет».
Первые отголоски революции не сразу достигли дагестанских аулов. Но к началу 1918 года власть Дагестанского военно-революционного комитета распространилась на Даргинский округ, в состав которого входило и село Уллучара. Но жизнь в селе не претерпела значительных перемен. И хотя по Декрету о земле по всей стране земли стали государственными, пахотные оставались у прежних хозяев. Вакуфных (мечетских) земель было немного, но и их не трогали. Мечеть же работала в прежнем русле: продолжались обучение Корану, учеба муталимов. Обучение грамоте велось до 1928 года на арабской письменности и на аджаме (модификации арабского письма с прибавлением некоторых букв, путем добавления точек и огласовок гласных). Последний кадий села Абдулкадыр продолжал свою деятельность почти до своей кончины. А примечетское обучение муталимов официально было закрыто в 1924-1925 годах. Арабская письменность была отменена в 1928 году. Тогда же произошел переход на латинское письмо, а позже на кириллицу.
Авторы последовательно прослеживают эволюцию села, не упуская даже мелких деталей, тем самым создавая достоверный образ древнего поселения. Книга иллюстрирована фотографиями исторических и современных персонажей. В них живая связь времен, традиции и обычаи, свойственные этой местности. Тем самым авторы старались создать у читателя целостное представление о развитии села. Подробно они описывают его экономику в доколхозный период, делают сравнительный анализ. Интересно то, что земледелие в селе было террасным, участки обрабатывались вручную, плодоносящую землю порой привозили на ослах или несли на спине. Землей, как единственным источником существования, очень дорожили, из-за нее возникали раздоры. Как рассказывают старожилы, малоземельным крестьянам запрещалось продавать свою землю, пашню.
Авторы называют имена мастеров, занимавшихся народными промыслами, изготовлением одежды, пряжи. Каждый пользовался уважением и был известен во всей округе. Вместе с мастерами прежних времен называются имена современников, прославившихся своей работой в годы Советской власти.
Переход к светскому образованию был для уллучаринцев болезненным. Только в 1929 году в селе был открыт ликбез. Это была начальная четырехклассная школа. За короткое время были построены типовые школы во всех селах. Появились свои врачи, учителя, ученые. Многие из них прославили свои имена и свой аул высокими достижениями в работе.
Тухумы, родня, как правило, жили дружно. При стычках моментально приходили на помощь. Редко кто осмеливался задеть, обидеть представителя мощного тухума. Постепенно раскрывая мир обитателей села, авторы дают читателю представление о жизни горцев. Особенно интересно в Уллучара проходил праздник первой борозды. В доме пахаря или около него проходило главное застолье. На застольях водки не было. Буза, и та допускалась в малых дозах.
Как и у других народов, в Уллучара устойчиво сохранялся эндогамный (межродственный брак). Большую роль играл и сословный брак, когда родители подбирали невесту, социальный уровень которой был бы не ниже своей семьи, рода.
Г. Магомедов и Ч. Чупанов использовали не только сведения, полученные от рассказчиков, старожилов села, но и большое число литературных источников по истории, этнографии. Сведения из архивов помещены полностью в виде приложений. Эта предусмотрительность рассчитана для последующих поколений уллучаринцев.
Имена, судьбы уникального села переплетены самым тесным образом. И связь эта не символическая, а живая. История села Уллучара продолжается, рождаются новые поколения. Одно остается неизменным –преемственность поколений, традиций и обычаев, всего того, что рождает уникальный узор многонационального, ручной вязи ковра, сотканного руками умельцев, творивших и сохранявших историю Дагестана.
183
8:55 09.09.15
Статьи из рубрики «Общество»
-
Дагестан туристический
Ну, здравствуй, Темир-Хан-Шура! →
«Дагестанская правда» совместно с РГВК «Дагестан» отправляется в путешествие во времени. В проекте...
41
4 дня назад
-
Годекан
На «Весёлый годекан» заглянул коллега из даргинской газеты «Замана» Гаджимурад Раджабов: «Салам алейкум!...
12
4 дня назад
-
Новость о том, что власти Махачкалы в рамках разработки генерального плана города планируют провести...
28
5 дней назад
-
Кто помнит первую на советском телевидении профессионально изготовленную рекламу? Уточню: она была, что...
29
5 дней назад
-
Можно, конечно, сейчас порассуждать и о маразме. Но какой смысл? Любая информация, поступающая сегодня из...
17
6 дней назад
-
Мой личный лексикон обогатился за счёт Евросоюза и панибратских отношений президентов Франции Макрона и...
15
6 дней назад