На месте старой армянской часовни
Древний Дербент – это город легенд, преданий и памятников, свидетельствующих о славных и трагических событиях в судьбах народов Юга России, путях развития у них духовности и формирования духовного потенциала. Сам город является уникальным памятником христианской и мусульманской цивилизаций на Кавказе.
Некоторые бесценные для нас плоды цивилизации – христианские культовые сооружения, построенные еще в первом веке на дагестанской земле, погребены в священных местах под тысячелетними культурными слоями, доступ к ним закрыт. О многом бы они сегодня рассказали.
Например, о том, что впервые на территории современной Российской Федерации христианство начало распространяться в Южном Дагестане. Еще в I в.н.э. параллельно с соседней древней Арменией. Об этом свидетельствуют предания, письменные сообщения и памятники, сохранившиеся до наших дней, в частности, в Дербенте.
Согласно церковным преданиям, из 12 апостолов Иисуса Христа два апостола – Варфоломей и Фаддей, выступали с проповедями христианства в Армении и Кавказской Албании. После мученической смерти апостолов их дело продолжил ученик Фаддея святой Елисей (Егише), который читал проповеди в окрестностях Дербента. В городе Кише он построил христианскую албанскую церковь (первую?) – «праматерь всех церквей на Востоке». Но «в краю маскутов» епископ Елисей был предан мученической смерти (маскуты – ираноязычное племя, населявшее Каспийское побережье в области Маскут, по соседству с Кавказской Албанией). Албанский царь Вачаган III на месте гибели святого Елисея построил в его честь церковь, которая тоже не сохранилась.
В 30-е годы IV в.н.э. в Кавказскую Албанию по просьбе ее правителя был направлен юный епископ Григорис – внук католикоса Армении Григория Просветителя. Приблизительно в 338 году он был убит по повелению предводителя маскутов Сенесана (Саматрука), а на месте его мученической смерти – «на Ватнеанском поле», вблизи современного селения Нюгди Дербентского района, албанами — христианами была построена часовня.
К сожалению, оставив себя в преданиях и глубокой памяти народов, эти первые христианские культовые сооружения албанского периода, за исключением крестово-купольного храма (IV век) на территории цитадели «Нарын-кала» (некоторые исследователи ошибочно считают его водохранилищем), исчезли.
Однако в период относительного спокойствия и прекращения посягательств со стороны иноземных захватчиков, когда Дагестан и государства Закавказья вступили в состав Российской империи, в ряде случаев там, где в древности находились часовни, были построены храмы. Один из них возведен на месте предания св.Григориса мученической гибели у селения Нюгди «на побережье великого моря». Точная дата его строительства не известна. Сообщается, что он построен армянской общиной Дагестана во имя святого Григориса. До революции на этой поляне у храма отмечали день поминовения великомученика Григориса. К чести мусульман-нюгдинцев, в годы воинствующего атеизма им удалось этот культовый объект сохранить, а некоторые предметы, имеющие отношение к храму, они хранили дома и позже передали реставраторам. Примечательно, что в реставрационных работах местные жители также принимают активное участие. Должен отметить, что это место чтут как святыню и местные мусульмане.
Первое православное культовое сооружение Дагестана также было возведено в древнем Дербенте, на том месте, где, по мнению многих исследователей, в IV веке находилась албанская христианская часовня, что подтвердили обнаруженные руины прежнего культового объекта. Церковь построили на площади Ермолова (ныне площадь Свободы), в 1853 году было совершено ее освящение во имя святого Георгия Победоносца. Как пишет Е.И.Козубский: «Паникадило из накладного серебра о 36 свечах в 3 яруса было сделано в Москве. Пароходом из Астрахани был доставлен колокол для церкви весом 113 пудов 15 фунтов». Она была одной из красивейших церквей Кавказа, по мнению историков, «изящным образцом византийской архитектуры». Но в 1938 году церковь снесли.
Недалеко от площади Свободы к западу умиротворенно стоит армяно-григорианский храм 1860 года. Он возведен на месте старой армянской часовни. Построен по проекту выдающегося армянского драматурга Габриеля Сундукяна, сосланного за свободомыслие в 1853 году в Дербент. Вся верхняя часть здания построена на средства кизлярского купца Сергея Качкачева. В годы Гражданской войны от обстрела деникинской корабельной артиллерии здание подверглось значительному разрушению. На стенах церкви осталось множество огнестрельных отметин как свидетельство трагических событиях в городе. Долгое время она находилась в забвении.
В 1970 году начались реставрационные работы. Решающей была идея коллекционера Семена Ханукаева открыть в заброшенном здании церкви специальный музей. В настоящее время здесь размещается отдел (музей) истории ковра и декоративно-прикладного искусства Дербентского государственного музея-заповедника. Но в храме зачастую совершаются обряды крещения и венчания. И для этого сотрудниками музея-заповедника созданы все необходимые условия. Однако, должен сказать, что цокольная часть здания требует срочного ремонта. От термического расширения металла летом отламываются фрагменты каменной кладки.
Дербент изобилует мусульманскими памятниками, и рассказ об этом еще предстоит.