Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 02 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Набойка стоила 10 рублей. Но вчера…

A- A+

Судя по статистическим данным, в последние годы заметно возрос объем платных услуг, оказываемых населению. Одну из ключевых составляющих этого подъема обеспечивает сектор бытового обслуживания. Но говорит ли это о росте благосостояния наших людей? Отнюдь нет - рост объясняется прежде всего повышением стоимости оказанных услуг. Корреспондент «Дагправды» попытался разобраться, с чем это связано, исключив при этом долю инфляции и инфляционных ожиданий. Что выступает в кризисных ситуациях в роли катализатора роста цен?

Сфера бытового обслуживания — самая быстро растущая изо всех отраслей российского потребительского рынка. В среднем по России рынок бытовых услуг составляет порядка 10-15% от объема рынка всех платных услуг населению. Его интенсивному развитию способствует возрастающий спрос на бытовые услуги как со стороны корпоративных клиентов — банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Люди стремятся улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах. Тем более, что рынок дает для этого широкие возможности как для поставщиков услуг, так и для их потребителей.

После упразднения Министерства бытового обслуживания населения ДАССР образованные Даггосбытобъединения в условиях экономических реформ себя не оправдали. В результате быстро и резко сократились все виды услуг, повысились цены на них, что особенно отрицательно сказалось на обслуживании наименее социально защищенных слоев населения. В этих условиях явной деградации отрасли был образован Комитет Совета Министров РД по бытовому обслуживанию населения. В его подчинение на тот момент входило 43 предприятия. На сегодняшний день часть муниципальных предприятий бытового обслуживания сохранилась, но, как правило, они чаще в аренде у предпринимателей. Плановую систему заменили рыночные отношения, цены были отпущены, и стоившая когда-то 10-15, а потом 50 рублей набойка на каблук теперь нередко оценивается в 150 рублей.

Сегодня сеть объектов сферы бытовых услуг развита неравномерно. Стабильно развивается этот рынок в основном только в городах. Оказание услуг сельским жителям остается одной из главных проблем отрасли.

По данным социологов, повышение цен на бытовое обслуживание входит в число проблем, беспокоящих население наряду с подорожанием товаров, продовольствия и тарифов ЖКХ. Ведь судя по статистике, по отношению к прошлому году на 30% подорожали ремонт и пошив одежды, на 28 % – ремонт и техобслуживание транспорта, чуть меньше – услуги химчистки и прачечных, то есть средний рост тарифов был в пределах 25-30%.

Для того чтобы выяснить причины, повлекшие такой скачок цен, я обратилась непосредственно к руководителям бытовых предприятий нашего города, поскольку Махачкала занимает лидирующее положение в республике по уровню потребляемых услуг. В число респондентов входили два крупных предприятия и 4 малых в разных районах города. Выбор был случаен. Охватить весь масштаб проблемы таким образом, конечно, невозможно, но выявить общие тенденции реально.

Итак, в результате опроса основными причинами резкого роста цен были названы: повышение арендной платы, изменение цен на электроэнергию и услуги ЖКХ, удорожание сопутствующих товаров. К примеру, на стоимость пошива «готового платья» действует повышение тарифов на электроэнергию и аренду помещений, а в случае предоставления фотоуслуг — это удорожание химических реагентов и бумаги. Повышение стоимости средств, используемых прачечными, и удорожание энергии заметно повлияли на стоимость их услуг.

По словам Арцулай Гаджиевой, начальника смены ателье Дома быта, это единственное муниципальное ателье, сохранившееся в городе. На сегодняшний день услуги по пошиву и реставрации одежды пользуются спросом, говорит она. А в сезон мы даже не успеваем выполнять все заказы. В связи с увеличением стоимости коммунальных услуг было решено поднять наши расценки на 30%, но мы пока с этим не торопимся. Только на заказы повышенной сложности расценки выросли на 15-20%.

В мужской парикмахерской на проспекте Расула Гамзатова администратор Ахмед Габибулаев рассказывает, что в период возникновения коммерческих предприятий он взял в аренду помещение у города. За последние два года стоимость стрижки поднялась на 30 и достигла 150 рублей, но в других парикмахерских Махачкалы она в среднем стоит 230 рублей.

«Мы на сегодня сохраняем доступные цены, рассчитанные на студентов, пенсионеров и небогатый слой горожан, говорит А.Габибулаев. У нас с муниципалитетом есть договоренность социальной направленности. Бесплатно мы обслуживаем участников и ветеранов войны. Они предоставляют социальную карту, но мы, как правило, не требуем документы. Человек пожилой, с медалями — и так все ясно».
Как отметил наш следующий респондент Магомед Магомедов, специалист автомастерской по проспекту Аметхана Султана, цены на услуги авторемонта заметно выросли. Работа, которую автослесари выполняли в прошлом году за 5 тысяч рублей, сегодня обходится в 8 тысяч. Но соответственно подорожала аренда помещения, повысились выплаты по налоговым сборам. К примеру, аренда бокса несколько лет назад стоила 3-5 тысяч рублей, сегодня за это надо платить в месяц 20 тысяч. «Договор у нас с арендодателем устный, и нет гарантии, что он не повысит плату снова, сказал М.Магомедов. — Рынок авторемонта состоит преимущественно из мелких фирм, и все они ориентированы на максимальную прибыль. Тем, кого не устраивают наши расценки, можно обратиться к мастерам, не зарегистрированным как предприниматели и открывшим мастерские на дому. Они могут себе позволить работать «задешево», так как у них и затраты минимальные. У нас разные условия бизнеса, и мы не конкуренты».

Но можно отметить, что есть в Махачкале сфера услуг с полноценной конкуренцией и равной доступностью для всего населения. В разговоре руководитель компании такси «Арафат» Шамиль Мутаев отметил, что за последние несколько лет на рынке появилось много новых фирм такси, но расценки на услуги практически не изменились. Это из-за того, что приходится работать в условиях жесткой конкуренции, и фирмы часто прибегают к различным акциям, расширяют диапазон услуг. «Извоз незарегистрированных частников мешает цивилизованной и здоровой конкуренции», сказал Шамиль Мутаев.

В 1991-м году указом президента одними из первых были отпущены государством под коммерческое начало сферы торговли, общепита и бытового обслуживания. И вот уже 19 лет как «бытовики» работают без государственной опеки и руководства. Но как видно из нашего мини-исследования, государство слишком поторопилось выйти из этой сферы, а количества сохраненных за собой муниципальных предприятий явно недостаточно.

По окончании своего исследования я поделилась его результатами с Мурадом Хидировым, заместителем руководителя УФАС по РД.

Корреспондент: Основываясь на статистике, был проведен анализ ценообразования в сфере бытового обслуживания. На рынке бытовых услуг нет монополиста, но их реализация принадлежит определенным, устоявшимся на рынке предприятиям, имеющим постоянную клиентуру. Они диктуют цены, а мелким и начинающим фирмам не остается ничего другого, как следовать их примеру. Возьмем услуги службы такси. Рынок достаточно развит, при этом цены стабильны в течение последних нескольких лет. Предприятия в ходе конкурентной борьбы широко применяют маркетинговые приемы, а остальная сфера бытового обслуживания лишь наращивает капитал и при первых колебаниях ценообразующей динамики резко взвинчивает цены.

— Судя по вашему анализу, вероятны два варианта ответа, сказал М. Хидиров; возможный сговор фирм одной отрасли, что в российских условиях практически невозможно доказать. Даже очевидный случай с ценообразованием на АЗС доказать не удается. Также возможен случай необоснованных цен. Но все же ваши выводы нужно проверить. Правда, на этот год нами запланирована проверка 10 организаций, в числе которых предприятий сферы бытового обслуживания нет. В соответствии с законом мы обязаны реагировать на жалобы граждан, общественности, в том числе и СМИ. Но на сегодняшний день претензий, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в сфере бытового обслуживания, не поступало.

Так, при близком рассмотрении проблемы удорожания услуг бытового обслуживания выяснилось, что дело вовсе не в том, что расценки очень уж быстро откликаются на все ценообразующие изменения (цены на топливо, энергию), а в том, что они высоки сами по себе. Бытовое обслуживание призвано создавать уют и удобства, которыми пользуется человек на протяжении всей жизни, и они должны нести в себе определенный социальный ракурс. Услуги же, предлагаемые нам на сегодняшний день немногочисленными муниципальными предприятиями этой сферы, недостаточны. Дело могла бы поправить конкуренция, но для ее цивилизованного проявления и самих услуг, и бытовых предприятий слишком мало.

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»