Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:55 | 05 декабря, Пн

Махачкала

Weather Icon

Народ хочет в кино

A- A+

Кино в своей основе является массовым искусством. Но нравственно-эстетическое состояние общества всегда оказывает существенное влияние на содержательность и идейность искусства. Исходя из этой особенности можно уверенно сказать, что текущий исторический период для российского общества в плане зрелости искусства оказался, к сожалению, не таким благотворным, как хотелось бы. Рыночные отношения, возможно, хороши для экономики, но пока что губительны для искусства: искусство стало рыночным, коммерческим, что вообще противопоказано его природе. Оно наполнилось низкопробной содержательностью и идейностью. Иначе говоря, искусство стало предметом купли-продажи. Я имею в виду тенденцию, а не каждое произведение искусства. Названная тенденция ощутимо коснулась и кино. Данную ущербность официально признают маститые деятели российского кино.

 Народный артист России и Украины, знаменитый кинорежиссер Владимир Бортко глубоко сожалеет о том, что кино как искусство потеряло авторитет, и этот процесс продолжается. Бортко приводит печальную статистику о том, что кино в России регулярно посещают в основном люди в возрасте 14-16 лет. Остальные возрастные категории посещают кинозалы от случая к случаю. Особую тревогу вызывает отсутствие в кинотеатрах людей старшего поколения. Как признает Бортко, старшее поколение разочаровано сюжетами современного кино – голливудской зрелищностью, культом аморального поведения.

Люди жалуются на то, что им надоело сидеть у экрана телевизора и смотреть дешевые сюжеты. Даже если и будут по телевидению хорошие фильмы, то людям все равно скучно перед телеэкраном – они хотят выйти из дома и показаться в обществе: кинозалах. Но делать это невозможно по двум причинам: интеллектуальное кино стало редким явлением, да и негде его смотреть. Здесь речь идет не только о городской жизни, но и сельской. В провинциях нет кинозалов. Даже если где-то сохранились, то в них кино давно не показывают. Эту ситуацию можно продемонстрировать даже на примере Дагестана. В районных центрах о кино в клубе давно забыли. Не говоря уже о селениях. Монопольную позицию заняло лишь телевидение. Это и неправильно, и нехорошо. Просмотры художественных фильмов в общественных местах дадут людям многое: общение со знакомыми, новые знакомства, обогащение мировоззрения путем обсуждения только что увиденного фильма и просто досуг. Итак, кинозалы сельской местности пустуют даже там, где они есть. В результате страдает народ – серьезные зрители, которые жаждут просмотра фильмов с достойными сюжетами.

Первейшая задача кино, как и у любого вида искусства, – благородное воспитание человека. Эта сторона сегодня в российском кино сильно страдает

Кинорежиссер и сценарист Федор Бондарчук (сын знаменитого Сергея Бондарчука) предлагает срочно исправить данное положение. По его мнению, сегодня в России серьезно ущемлены права интеллектуальных, продвинутых кинозрителей. Даже в городских кинотеатрах нет или крайне редки фильмы с занимательными сюжетами. Это ощутимый провал в эстетическом и идейном воспитании человека. Первейшая задача кино, как и у любого вида искусства, – благородное воспитание человека. Эта сторона сегодня в российском кино сильно страдает. В этом направлении большие достоинства имело советское кино, потому что у него была конкретная государственная идея – идея воспитания большого патриотизма и формирования положительной нравственности. А сегодня кино рассчитано на зарабатывание денег любой ценой, отчего и страдают его эстетические и нравственные качества. 36,2 процента зрителей считают, что для них важнейшей темой в киноискусстве является патриотизм. Для 50 процентов зрителей не хватает глубины изображения проблемы и формирования идеи. Как видно из этого расклада интересов, у нас еще осталось много аналитичных кинозрителей, которые скучают по патриотическому и философскому кино. 

Особым островком кинопространства остается детское кино. У него тоже масса проблем. Главный редактор журнала «Искусство кино», кинокритик Даниил Дондурей признает кризис в производстве детских фильмов. Раньше, в советский период, был обязательный план по созданию детского и юношеского кино, а сегодня подобных ориентиров нет. Киностудии предоставлены самим себе: какие фильмы снимать, а какие – нет, они решают на свое усмотрение: почти нет государственных заказов. Дондурей считает, что такое положение нельзя терпеть: детско-юношеское кино должно развиваться строго в рамках трезвой этики и эстетики – этому кино очень нужны идеи подлинного патриотизма, интернационализма и веротерпимости, если мы хотим иметь в будущем настоящих граждан страны.

Кинокритик Даниил Дондурей указывает на то, что киноиндустрия России должна развиваться на всех направлениях – поднимать самые животрепещущие проблемы, предлагать зрелые идеи, охватывать все возрастные категории зрителей, чтобы у каждого было свое кино. Здесь некоторые недоумевают, особенно в режиссерской среде: не приведет ли такая дифференциация к ущемлению художественно-нравственных интересов постановщиков? Нет, не приведет: режиссеры останутся вольными в выборе выразительных средств, тем и проблем, в формировании идей. Они не должны иметь только одного права – создавать ущербные фильмы. Я считаю, что кино, как и другие виды искусства, должно находиться под идейным контролем государства. Если мы хотим иметь государственность мышления в искусстве вообще.

Подобную установку выдвигает и Владимир Бортко. Он приводит такие цифры: из 180 российских кинокомпаний только 8 страхуются государством. Такое положение он считает ненормальным. Не важно, к какой форме собственности относятся кинокомпании, важно другое – какого качества продукцию они производят.

О том, что российская киноиндустрия серьезно больна, свидетельствуют такие цифры, приведенные тем же Бортко: на кинопроизводство в России тратят 10 млрд. рублей, а окупаемость доходит только до 2 млрд. рублей. Вот насколько кино потеряло своих зрителей. 

 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»