Народная педагогика здоровья
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая жизнеутверждающая часть исторически сложившейся традиционной народной культуры. Как материальная, так и духовная, она во всей своей целостности и в конкретном понимании располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте колоссальными знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека. Весь этот потенциал народного опыта может быть назван народной культурой здоровья, а если учитывать его несомненное прикладное значение, то прежде всего народной педагогикой здоровья.
Однако аспект народной культуры, охватывающий традиционный потенциал формирования здорового образа жизни человека в мононациональном обществе, до сих пор был только объектом некоторого внимания ученых-медиков, социологов и отчасти психологов и менее всего привлекал внимание ученых-педагогов и практиков, от которых в большей степени и зависит развитие, воспитание и образование человека.
А между тем целостность воспитания и обучения немыслима без максимального учета всего позитивного потенциала народной культуры, без последовательного формирования морально-этического и физического облика человека с ранних лет. Здоровый образ жизни в народном понимании – это отнюдь не стремление только к накоплению физической силы, ловкости, подвижности и т.д., это скорее физическое и душевное равновесие, моральная и санитарно-гигиеническая чистота, соответствие этическим нормам, психологическое благополучие человека в обществе и многое другое.
Многовековой опыт обеспечения здорового образа жизни самым теснейшим образом связан с особыми условиями национально-регионального и природно-географического проживания народов Дагестана. Народный опыт обеспечения здорового образа жизни по крупицам собран и сконцентрирован в многочисленных словесных средствах воспитания (колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках, пословицах, поговорках, сказках, легендах, героико-эпических сказаниях); в методике проведения игр, трудовых операций, обыденных общественных мероприятий, межличностных отношений, обрядов, ритуалов, праздничных инсценировок и т. д.
Основным исторически сложившимся и веками укрепившимся социальным институтом становления и развития человека и непосредственной средой формирования его физического и морально-этического облика является семья и, главным образом, материнская школа воспитания детей. Поэтому закономерно, что многие самобытные созидательные традиции, обычаи и обряды народов мира нашли свое «рождение», первичное применение и стабильную апробацию именно в семье.
В семейной педагогике Дагестана известны здоровьесберегающие обычаи и традиции, связанные с созданием семьи, материнством, рождением ребенка и его воспитанием буквально с колыбельного возраста, подготовкой детей к межличностным отношениям, труду и многое другое.
Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, подразделяются на три цикла: дородовые, непосредственно связанные с родами, послеродовые. К дородовым здоровьесберегающим традициям и обычаям прямое отношение имеет весьма ответственное отношение к выбору невесты и жениха. Как свидетельствуют этнографические материалы и результаты опроса старожилов, невесту у народов Дагестана стремились взять физически и психически здоровую, из состоятельной, материально и морально благополучной семьи. При этом, строго соблюдая нравственные установки мусульманской веры, ни в коем случае не выбирали девушек из близких родственных семей. Если же женились на девушке из своего аула, то она должна была быть из другого рода (тухума).
При женитьбе обе стороны интересовались наличием в роду невесты или жениха умственно отсталых, эпилептиков, туберкулезных больных. При установлении такого факта от брака воздерживались, чтобы патологии и болезни не отразились на здоровье детей.
Когда речь идет о дефектах воспитания человека, которые он упорно не устраняет, дагестанцы говорят: «То, что не привилось с материнским молоком, с коровьим не привьётся».
Поскольку в семьях дагестанцев ведущим лицом в воспитании ребенка, в том числе и гигиеническом, являлась женщина, мать, то при выборе невесты учитывали ее ум, деловитость, способность воспитывать детей. При выявлении этих качеств у невесты обычно смотрели на мать, считая, что умная, деловитая мать воспитает такую же дочь. «Посмотрев на мать, девушку (замуж) бери, посмотрев на отца, жениха выбери», – гласят мудрые изречения.
По мнению народа, чтобы ребенок появился на свет и рос духовно и физически здоровым, нужно «проектировать» его природные задатки. А они прежде всего являются продуктом физических и психических данных родителей. Дагестанцы говорят: «Каков корень – таковы и побеги». Это определяет начало складывающейся системы заботы о здоровом поколении.
Известие о предстоящем появлении ребенка всегда принималось с радостью. С этого момента для будущей матери существовал ряд привилегий и запретов. Все гигиенические советы женщина получала от умудренных жизнью родственниц, бабушек или же от умудренных жизнью опытных женщин родного аула. Беременной рекомендовался душевный покой, чтобы психические травмы, отрицательные эмоции не отразились на развивающемся плоде. Обращалось внимание на полноценность питания, категорически запрещалось употребление алкоголя. (Впрочем, нужно отметить, что для дагестанских народов употребление алкоголя или же курение женщиной во все времена было чуждо). Для предупреждения явлений токсикоза беременности (рвота, тошнота и т. д.), а также рождения детей с патологиями советовали исполнять любую женскую прихоть в питании.
В культуре питания народов Дагестана известен перечень блюд, специально предусмотренных для женщин предродового и послеродового периода. Это, как правило, была самая лучшая еда. Соседи угощали молодых матерей свежей, только что приготовленной едой. Эти традиции направлены на заботу о матери и физическом и моральном благополучии будущих младенцев.
Беременной запрещалось поднимать тяжести, подвергать себя большой физической нагрузке. В последние месяцы беременности рекомендовалось воздерживаться от половой жизни. Подобный опыт не является исключением для какого-либо одного народа. Он имеет распространение у многих народов мира. Это говорит об интернациональной и гуманистической направленности народной педагогики здоровья.
Родившегося ребенка подхватывала повивальная бабка и перерезала ему пуповину, приговаривая: «Пусть живет долго, пусть будет здоровым и счастливым».
Следующим шагом было обмывание ребенка теплой водой с мылом, иногда повитуха добавляла в воду соль для улучшения теплоотдачи. У только что родившегося ребенка правили уши, нос, голову руками. Если рождался недоношенный семимесячный ребенок, его никому не показывали, держали в комнате до достижения им срока нормальных родов.
Кормление новорожденного грудью начиналось через один-два часа после родов. Перед прикладыванием к груди младенцу на счастье и достаток в будущей жизни давали с ложечки немного меда и топленого или сливочного масла.
Злейшим врагом для новорожденного является переохлаждение. Поэтому в это время женщина особое внимание обращает на одежду; жилище, в котором появился малыш, усиленно отапливалось. Требование температурного режима было особенно жестким, когда рождались недоношенные дети.
В течение сорока дней не принято было новорожденного оставлять одного, чтобы, по поверьям, злой дух не подменил младенца.
Для нормального роста и формирования правильного телосложения грудных детей туго пеленали. Полагали, что это предупреждает искривление нижних конечностей, а также снимает возможность переохлаждения. Настоящая дагестанская колыбель прошла историческую апробацию.
Прогрессивный опыт традиционной педагогики народов многонационального Дагестана, да и многих народов Кавказа и Средней Азии учит: здоровьесберегающие идеи материнской школы воспитания – это установки, имеющие непосредственное отношение к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни»; в формировании здорового образа жизни важнейшую роль играет прогрессивный опыт народной педагогики здоровья.