О противодействии коррупции
В России и Республике Дагестан создана достаточная правовая база по противодействию коррупции. Принят Федеральный закон от 25.12.2008г. №273 «О противодействии коррупции», Закон Республики Дагестан от 05.12.2016г. №65 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан».
Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
Узкая формулировка коррупции, на наш взгляд, это торговля властью и властными полномочиями, которая несет серьезную угрозу безопасности России.
Региональные исследования позволяют выявить причины и условия, способствующие коррупции и наметить меры противодействия.
Деятельность по предупреждению коррупции является частью внутренней политики республики, которая осуществляется Народным Собранием РД, Главой РД, Правительством РД, органами местного самоуправления, судебной властью, а также институтами гражданского общества и нацелена на обеспечение стабильности в дагестанском обществе, повышению инвестиционной привлекательности региона и прорыва республики к самодостаточности и процветанию.
Различают следующие виды коррупции: экономическая, экологическая, электоральная партийная, карьерная, парламентарная, правоохранительная, судейская, законодательная, национальная, транснациональная, международная.
Подъем Дагестана невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципах служения обществу, а не различным кланам или самой себе. Надо богатеть вместе с республикой, а не за счет республики, как это нередко происходит в наше время.
Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов предпринимает системные меры по сужению сферы коррупции. В частности, утверждена Республиканская экспертная группа при Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Дагестан.
В этой связи считаем целесообразным высказать в тезисной форме ряд предложений по профилактике коррупции в республике.
1.Количество совершаемых преступлений в Дагестане колеблется в пределах от 11223 до 18079 преступлений. Примерно каждое третье преступление относится к категории тяжких и особо тяжких. Происходит феминизация преступности. Динамика преступности носит трехлетний волнообразный характер, что предопределяет составление Республиканских программ по усилению борьбы с преступностью на среднесрочную перспективу.
В 2011г. было выявлено 195 преступлений коррупционной направленности, то в 2012г. – 411, 2013г. – 422, 2014г. – 425, 2015г. – 449, 2016г.- 473. К сожалению, эта видимая часть коррупционного «айсберга», а его подводная, скрытая, латентная часть весьма высока.
- В структуре преступности доминируют преступления в сфере экономики и незаконный оборот наркотиков. Эта тенденция сохраняется в течение нескольких десятилетий.
3.Удельный вес преступлений по степени тяжести: небольшой тяжести (37,0 %), средней тяжести (34,0 %), тяжкие (20,0 %), особо тяжкие (9,0), которая сохраняется в течение продолжительного периода времени и свидетельствует о необходимости дополнительной концентрации усилий правоохранительных органов на раскрытии и изобличении лиц, совершивших тяжких и особо тяжких преступлений.
- Среди привлеченных к уголовной ответственности (в порядке убывания): неработающие и не учащиеся, государственные и муниципальные служащие, несовершеннолетние. Более 80% привлеченных к уголовной ответственности нигде не работали и не учились. Поэтому органам местного самоуправления необходимо сосредоточить усилия по охвату этого контингента общественно полезным трудом (предпринимательство, переработка сельхозпродукции, крестьянско — фермерские хозяйства, щадящая кредитная политика, налоговые преференции и т.д.)
- Среднестатистический криминологический портрет преступника в Дагестане вырисовывается следующим образом: это местный житель мужского пола (97,5%), относительно зрелого возраста – 30-49 лет (47,7%), который нигде не работает и не учится (64,7%), со средним образованием (57,7%), совершающий преимущественно преступления в сфере экономики, занимающийся незаконным оборотом наркотиков. Причем каждый седьмой из них ранее привлекался к уголовной ответственности.
6.Мы наблюдаем дагестанский феномен, когда количество наиболее активной части общества – молодежи в возрасте от 14 до 29 лет привлекается меньше к уголовной ответственности, чем возрастная группа (30-49) лет. Последние совершают значительное количество преступлений коррупционной направленности. Это обстоятельство требует системного изучения, анализа, осмысления и разработки мер противодействия.
- В Республике Дагестан 2016г. было заключено 11659 контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму 22 млрд. 698 млн. 500 тыс. рублей. Правоохранители утверждают, что на административную ренту уходит в среднем порядка до 20% с каждой госзакупки, которое оседает в карманах корруптеров . Деньги есть. И «держаться» не надо. Надо покончить с этим «призраком», о которой все правители знают, но боятся вслух говорить
8.Необходимо в полной мере реализовать потенциал Федерального закона от 23.06.2016 г. №182 «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», которая является мощным инструментом противодействии коррупции.
- Представляется, что в настоящее время не обойтись без тотальной мобилизации общества и государства на сужение коррупционной составляющей в стране. О многомиллиардных хищениях государственных средств чиновниками, сотрудниками силовых структур все чаще сообщается в СМИ. Политическая воля нашего национального лидера В.В. Путина в решительном противодействии коррупции и наведении конституционного порядка в стране очевидна. Однако необходимо проявить решительность в отношении олигархов, которые путем различных мошеннических схем баснословно обогатились и огромный разрыв в доходах граждан может повлечь серьезные последствия.
В этой связи, на наш взгляд, следует в перечень видов уголовного наказания надо безотлагательно включить «конфискацию», которая является, в сложившейся ситуации в стране, «архимедовым рычагом», который позволит умерить аппетиты российских олигархов и пополнить бюджет нашей страны для обеспечения нормального уровня жизни граждан.
10.Россия подписала ооновскую и европейскую конвенции против коррупции (1999 и 2003 гг.) и ратифицировала их, но не имплементировала важнейшие их нормы. Очень действенная норма о «незаконном обогащении», которая применяется в цивилизованных странах, у нас не принята. Это позволила бы нанести сокрушительный удар по коррупции в стране и регионах.
У дагестанцев вызывает недоумение и чувство осуждения, когда безработные возводят многоэтажные дома, нередко без правоустанавливающих документов, приобретают роскошную недвижимость за рубежом и государство не спрашивает источника происхождения этих средств. В Дагестане за 2016г. выявлен один миллиардер и несколько сотен миллионеров, фактически их значительно больше (по данным УФНС РФ по РД), что приводит к расширению теневой экономики и социальной напряженности.
- В УК РФ необходимо предусмотреть многие формы и виды социально опасной и реальной коррупции, а именно:1) коррупционный лоббизм; 2) коррупционный протекционизм; 3) тайные взносы на политические цели; 4) взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями; 5) келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов.
12.Следует пожизненно лишить коррупционера права занимать определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления плюс штраф и конфискация всех активов и имущества как в России, так и за его пределами. Без реализации этих мер сейчас нам не обойтись, так как разрыв в доходах граждан колоссальный и может усилить протестный потенциал в обществе и привести к дестабилизации обстановки. Кстати в России начали создавать реестр чиновников и сотрудников силовых структур, уволенных в связи с утратой доверия за коррупцию, чтобы кадровикам было легче их вычислять при желании тех вновь занять руководящую должность.
- Ввести в перечень отягчающих обстоятельств (ст.63 УК РФ) следующее дополнение: «совершение преступления в сотрудничестве с представителями органов государственной власти и местного самоуправления». Многие преступления в сфере экономики, на наш взгляд, совершаются не без покровительства высоких особ, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
- Действующее уголовное законодательство в значительной степени направлено на защиту «олигархов», которые нажили огромные средства в период приватизации, благодаря близости к политическому руководству регионального и федерального уровня. Масштабы хищений государственный бюджетных средств чиновниками различного уровня вместе с представителями силовых структур и оргпреступности, путем многоходовых мошеннических комбинаций поражают воображение граждан.
В этой связи уголовная политика направлена на поддержание минимального порядка на бытовом уровне преступности и сбережение от ответственности олигархов. В частности, для защиты кучки олигархов от разоблачений их преступной деятельности введена ст.282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», где за критику преступной социальной группы нуворишей-олигархов могут подвести под эту статью и назначить до 6 лет лишения свободы. Это укрывательский закон, то есть оберегают группу преступников от критики.
- В экономике доминирует ростовщически – спекулятивный интерес и предается забвению интерес производственный. Из денег делаются деньги, нет экономических благ. Вызывает недоумение, когда при экономических сложностях в стране огромные суммы финансовых средств правительством выделяются банковским структурам, которые не упустят своего корыстного интереса. Получается налоги и сборы с граждан и организаций аккумулируются в центре, а потом эти же средства выделяются определенным банкам в виде кредитных и иных ресурсов. Добропорядочность инициаторов подобных действий вызывает сомнение.
- Информационные войны против России и идеологические диверсии усиливаются в связи с высокими технологиями. Совершенствуются психологические приемы манипулирования общественным сознанием. Молодежи насаждается безудержная корыстная мотивация, смыслом жизни утверждается погоня за богатством в противовес духовности. Социальные сети используются для глубоко эшелонированного насаждения идеи о превышении власти денег над законом. К сожалению, здесь мы уступаем в контрпропаганде.
- Полагаем, что каждому депутату Народного Собрания Республики Дагестан предпочтительно иметь помощника в каждом муниципальном образовании избирательного округа, который имея соответствующее юридическое образование, будет тщательно изучать законопроекты на сходах граждан и сессиях представительных органов местного самоуправления. Это позволит совершенствовать правотворческий процесс парламента снизу и будет способствовать раннему выявлению метастазов низовой коррупции.
Как известно, Антикоррупционный совет Табасаранского района инициировал возбуждение десятков уголовных дел коррупционной направленности в отношении расхитителей денежных средств.
18.Следует усилить парламентский, правоохранительный, муниципальный и общественный контроль за денежными средствами, выделяемыми на различные программы и гранты, так как они нередко путём различных манипуляций оказываются расхищенными.
19.Наличие иммунитета ограждает от уголовного преследования. Любое освобождение от юридической ответственности порождает нарушение существующих норм поведения и противно цели борьбы с коррупцией. Надо сузить, а еще лучше отменить уголовно – правовые иммунитеты.
20.Необходимо обобщить практику применения судами законодательства об ответственности за преступления коррупционной направленности с целью внесения соответствующих предложений в УК РФ и пересмотра тактики и стратегии борьбы с этим злом.
21.Установить льготы для госслужащих, связанных с длительной безупречной службой.
22.Установить перечень государственных должностей, замещение которых ограничено или запрещено для лиц, имеющих в прошлом судимость.
23.Создать специальный информационный банк не только о фактах коррупции, а также условиях ей способствующих, и предложениях по их ликвидации. В этой связи в действующее уголовно – процессуальное законодательство необходимо внести изменение (ч.2 ст.158 УПК), обязующее дознавателя, руководителя следственного органа, следователя внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. И не оставлять это на усмотрение соответствующих лиц, как это прописано в действующем УПК РФ.
Это позволит выявить преступные схемы коррупции и адекватно выстроить систему противодействия.
24.Полагаем, что надо ввести в УК РФ норму об исключении уголовной ответственности либо его смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии.
25.Хорошим резервом снижение латентности и внерамочного поведения руководителей является обобщение практики рассмотрения обращений граждан по фактам коррупции, в том числе в СМИ, социальных сетях и тщательная проверка всех обращений правоохранительными органами.
26.Учитывая высокую общественную опасность рассматриваемых деяний представляется целесообразным ввести на ТВ телепрограмму «Коррупция», где в доступной форме с участием научных, практических работников, представителей институтов гражданского общества будут рассматриваться проблемы коррупции с акцентом на постыдности, позорности и гнусности этих деяний.
27.Нельзя забывать, что лучшая уголовная политика — это хорошая социальная политика. В СССР все были относительно равны, а сегодня тотальное неравенство. Надо признать, что многочисленные факты мздоимства и низовой коррупции обусловлены безработицей и низким качеством жизни. При этом население пытается противоправным путем устанавливать инвалидности и трудоустраиваться, решение многих других вопросов жизнеобеспечения сопряжены с коррупцией. В настоящее время низовую(бытовую) коррупцию, в известной степени, снижают многофункциональные центры во всех городах и районах республики.
28.Полагаем, что на парламентских слушаниях, сессии Народного Собрания Республики Дагестан следует обсудить вопрос «О декриминализации экономики Республики Дагестан». Подготовить этот вопрос в составе межведомственной рабочей группы из числа депутатов, независимых экспертов, а также представителей институтов гражданского общества.
Общие причины коррупции:
1)противоречие между потребительством и духовностью, которая ведет к ослаблению национальной идеи;
2)противоречие между бедностью и украденным у народа богатством при отсутствии среднего зажиточного класса;
3)противоречие между властью, слившейся с олигархией и большинством населения;
4)борьба кланов за доступ к власти и бюджетным средствам.
Таким образом, профилактика коррупции – это системная и комплексная деятельность, которая требует мобилизации власти и всех здоровых сил общества. Ожидать сиюминутных результатов здесь не приходится, поскольку она глубоко поразила все сферы жизнедеятельности общества и государства. Работающий человек не должен находиться в условиях выживания. Одними посадками проблему не решить, поскольку действующее уголовное законодательство нередко направлено на защиту сановных особ. Необходима решительная политическая воля. Придется поэтапно выстраивать систему противодействия с учетом состояния, динамики, тенденций и криминологического анализа угрозы с целью его сокращения. В противном случае неизбежны попытки зарубежных спецслужб по дестабилизации обстановки в стране и создания управляемого хаоса.