Купить PDF-версию
11:36 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
11:27 03.06.2011

О родном по-родному

Национальные языки, их судьба волнует многих. Вот и в этом году уже проведено несколько конференций по этой проблеме. Каждый этнос тревожится за будущность своего языка. И важно осмыслить ситуацию с родными языками.

Язык как общественное явление развивается по общественным же законам: каждое явление в обществе присутствует столько, сколько оно востребовано. То же самое происходит и с языком: живет до тех пор, пока он нужен людям. А общество на месте не стоит — развивается, отсекая от себя устаревшее и привлекая новое, необходимое. Нечто подобное происходит и с языками. Ситуация особенно усугубляется сегодня — в эпоху активной глобализации всего сущего. Глобализация означает укрупнение. Она касается не только мирового хозяйства, но и всех духовных сфер, в том числе и языков. По законам глобализации будут главенствовать те языки, которые особенно востребованы мировым сообществом. Разумеется, в эту группу языков не попадут языки малочисленных народов, в том числе и дагестанцев. Это объективный процесс — тут на чудо надеяться не стоит.

Отчасти из-за этого интерес к изучению родных языков заметно упал, особенно в городах. Дагестанские города имеют свою специфику — они многоязычные. Изучение в них родных языков — это серьезная во многом, даже проблемная задача. Ее власти стараются решать. Но, увы, пока не получается. Попытаемся разобраться в этом подробно.

Сначала поставим такой вопрос: что такое «родной язык»? Это тот язык, на котором с первого слова разговаривает ребенок. Здесь совершенно не важна исконная национальность ребенка. Например, живет в городе даргинская семья. Но дома она говорит только на русском языке. И для ребенка в такой семье родной язык вовсе не даргинский, а русский. Затем этот ребенок приходит в первый класс. И ему говорят: ты должен изучать родной (даргинский — родители же даргинцы. — Г.Н.) язык. Но согласитесь, для него этот язык фактически иностранный. Посмотрите, что получается на самом деле: этот ребенок должен одновременно изучать три языка — русский, иностранный и родной (но все-таки иностранный). Это большая психологическая и физическая нагрузка на ребенка, явно противоречащая педагогическим принципам.

В Дагестане много смешанных браков. И дети в большинстве случаев в таким семьях не знают родного языка: ни материнского, ни отцовского. С этой ситуацией невозможно не считаться. Стоит ли таким детям в городской школе навязывать изучение родных языков? От такого давления пользы никакой. Автор этой статьи на практике знает, что это такое — преподавал родной язык в махачкалинской средней школе. Поэтому считаю, что изучение родного языка в городской школе должно быть сугубо добровольным. А вот родители обязаны, именно обязаны, пусть даже по мере возможности учить своих детей родному языку.

Сегодня большая тяга к английскому языку. Это и понятно, он имеет планетарный масштаб. Поэтому интерес к нему определяется и экономическими, и академическими соображениями: зная английский язык, можно спокойно вести бизнес в любой стране и пользоваться научными текстами на языке оригинала.

Есть такое понятие «востребованность языка». С этой позиции дагестанские языки востребованы только на территории Дагестана. Как мы видим, эти языки функционируют на малом пространстве. Так что на проблему нужно смотреть трезво, а не иллюзорно.

Потуги защитников родного языка очень часто остаются лишь эмоциональным всплеском потому, что невозможно (да и нельзя!) заставлять ребенка учить тот или иной язык. Некоторые сожалеют, что нет закона о родных языках, который способствовал бы изучению этих языков. Как? Угрозой наказания в виде штрафа оставления без обеда или, может, физического наказания. Нет, все это несерьезно, такой закон, считаю, ничего не даст. Родные языки не имеют статуса государственных языков — вот вам главная причина их невостребованности. Во всех бывших советских республиках есть свои государственные языки, потому что эти страны преимущественно мононациональные. А в многонациональной России государственный язык — это русский язык. Например, в бывших советских республиках знанию государственного языка придается большое значение. Вот в Казахстане (да и в других странах) номенклатурные служащие из числа, к примеру, русских или немцев обязательно должны знать государственный язык — сдают специальный экзамен. А в России надо знать русский язык — и вполне этого достаточно для любого вида деятельности.

По учебному плану предусмотрено изучение родного языка. Но это никак не подходит для дагестанской городской школы с ее многонациональным составом учащихся. Другое дело, городские школы Чеченской Республики или Республики Ингушетия, где преобладают дети одной национальности. Или же городские школы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, где всего две титульные нации. В Дагестане же все значительно сложнее.

Например, языки малочисленных народов желательно изучать в местах компактного проживания представителей одной нации. Как правило, в сельской школе. Выскажу и такую оптимистическую мысль: родные языки не исчезнут до тех пор, пока будут национальные селения и районы.
Любой язык надо изучать с перспективой. Вот, например, в Финляндии в детских садах изучают не финский язык, а английский. Дети в садиках уже владеют английским языком. А финский язык изучают в семьях. В школе изучают и финский, и английский. Мудро. Кстати, финские школьники все последние годы занимают ведущие места в Европе по уровню знаний. Это тоже говорит о многом.

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

2
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

2
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...