Купить PDF-версию
13:10 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X

Организация безопасных дорог

Ахмед Ахмедов
Выпуск - 2023 № 249
80

Статистика аварийности на дорогах за прошлый год неутешительная: Дагестан оказался самым аварийным регионом страны. По данным страховщиков, почти все водители – 95 % – хотя бы раз в течение последних 10 лет становились виновниками ДТП. В столице России этот показатель самый низкий. Ситуацию в Дагестане эксперты объясняют несколькими факторами: плохой подготовкой водителей, игнорированием ПДД и отсутствием контроля. В Москве же за результат стоит благодарить рекордное количество дорожных камер, отмечают специалисты.

Смертность на дорогах республики, в том числе и детская, действительно приобретает характер очень серьезной проблемы, решение которой возложено и на Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Республики Дагестан.

О задачах ведомства, уже проделанной работе и принципах действия используемых специалистами технологий говорим с руководителем ГКУ РД «ЦОДД» Наби Алиевым (на снимке), охарактеризовавшим цель деятельности Центра так: сделать дороги безопасными для всех участников движения.

– Наби Гусейнович, ЦОДД создавался в Дагестане в 2019 году по примеру подобных центров в других крупных регионах страны. Как вы считаете, почему важно было открыть ЦОДД именно в нашей республике?

– Как вы знаете, ЦОДД Республики Дагестан был учрежден Министерством транспорта и дорожного хозяйства РД для внедрения и ввода в эксплуатацию интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения нашей республики, а также в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации».

На наше учреждение возложены задачи по организации дорожного движения, сохранности автомобильных дорог, внедрению автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, весового и габаритного контроля транспортных средств на дорогах Дагестана. Но не будем забывать, что и упомянутый закон, и внедрение ИТС, и само появление ЦОДД – это всё части масштабного национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Поэтому глобальная цель ЦОДД в Дагестане – разработка новых методов решения проблем аварийности, профилактика и предупреждение нарушений ПДД. Сопутствующая цель ЦОДД – сделать региональные автодороги комфортными для всех участников дорожного движения, а передвижение по ним максимально безопасным.

В нашей зоне ответственности находятся мониторинг движения наземного транспорта, установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения и размещение средств фотовидеофиксации. Всё это мы используем в комплексе, чтобы добиться снижения аварийности на дорогах Дагестана.

– Сравнимы ли результаты работы ЦОДД в Дагестане с опытом других регионов?

– ЦОДД внедряются в регионах России по единому стандарту с похожим функционалом, и, безусловно, все регионы учитывают опыт друг друга и учатся на ошибках других. ЦОДД Республики Дагестан одним из первых в стране стал эксплуатировать мобильные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения «АвтоУраган», которые в процессе движения осуществляют фиксацию и передачу в подразделения ГИБДД информации о нарушениях скоростных режимов, правил обгона и маневрирования, правил парковки и стоянки транспортных средств.

Проанализировав практику использования беспилотных летательных аппаратов, оснащенных средствами фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории ряда субъектов Российской Федерации, ГКУ РД «ЦОДД» в целях обеспечения безопасности и организации дорожного движения, повышения пропускной способности улично-дорожной сети за счет повышения дисциплины водителей с июня текущего года организовало использование четырех мобильных комплексов фотовидеофиксации в составе автофургона на базе модели «Форд Транзит» и БПЛА, которые мониторят наиболее аварийно опасные участки, где фиксируют выезды на встречную полосу и движение по обочине.

Активная работа проводится нами в части информирования участников дорожного движения о складывающейся ситуации на автодорогах республики, метеоусловиях и состоянии дорожного полотна. С этой целью в 2022–2023 годах установлено 5 П-образных опор, на которых с обеих сторон размещены большие мониторы, 12 дорожных метеостанций и 22 прибора учета транспортных потоков.

В качестве положительного опыта надо упомянуть и о проводимой совместно со службами судебных приставов, налоговой и Госавтоинспекции работе по взысканию задолженности по административным штрафам.

В рамках реализации четырехстороннего Соглашения о взаимодействии в 2020–2022 годах с использованием трех автомобилей ГКУ РД «ЦОДД», оснащенных специальными техническими средствами, организовано проведение 344 совместных рейдовых мероприятий в городских округах и муниципальных районах республики, в ходе которых фактическим исполнением окончено более 14,7 тысячи исполнительных производств и принудительно взыскано более 37,4 млн рублей.

Кроме того, в ходе указанных рейдовых мероприятий в целях исключения фактов эксплуатации транспортных средств с архивными (подложными) государственными регистрационными знаками изъято около двух тысяч архивных и подложных «номеров».

Сейчас в рамках внедрения интеллектуальных транспортных систем ЦОДД разворачивает систему видеонаблюдения и видеоаналитики на автодорогах регионального значения. Помимо ИТС в инструментарии ЦОДД много других мер, все они будут менять обстановку на дорогах Дагестана в лучшую сторону.

– У части жителей республики ЦОДД ассоциируется с камерами и контролем за водителями. Сколько на наших дорогах камер?

– На автодорогах федерального, регионального и местного значения Республики Дагестан в период 2018–2023 годов установлено 363 комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Из указанного числа ГКУ РД «ЦОДД» установлено 135 комплексов на региональных автодорогах.

Выбор мест установки средств автоматической фиксации нарушений ПДД и видеонаблюдения осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог, где отмечается концентрация дорожно-транспортных происшествий, или в местах с высокой вероятностью их возникновения.

Только в текущем году мы разместили 18 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в составе систем «Умный пешеходный переход», чтобы обеспечить предупреждение водителей о приближении к местам, где возможен переход пешеходов через проезжую часть, на наиболее аварийно опасных участках дорог регионального и межмуниципального значения.

Все данные о комплексах фотовидеофиксации и местах их размещения есть на сайтах ЦОДД и Госавтоинспекции, мы их регулярно публикуем и обновляем. Фотовидеофиксация нарушений – это доказанная мощная мера профилактики аварийности и нарушений, которые являются основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий: превышения установленной скорости движения и выездов на полосу встречного движения.

Из общего числа выявленных нарушений с помощью комплексов фотовидеофиксации нашего учреждения в текущем году значительную часть составляет именно превышение скорости.

Учреждение принимает меры по модернизации установленных комплексов фотовидеофиксации и расширению их функционала, в связи с чем увеличивается число камер, способных фиксировать нарушения правил обгона и маневрирования, а также нарушения правил пользования ремнями безопасности.

– Какие еще инструменты ЦОДД показывают себя эффективно?

– Важно, что у ЦОДД Дагестана есть ресурсы, чтобы оперативно реагировать на ситуацию с аварийностью и вовремя перемещать комплексы фотовидеофиксации на те участки, где мы наблюдаем рост числа ДТП. Кроме того, мы используем передвижные комплексы «АвтоУраган», «Дозор» и «Стрелка Плюс», которые работают на аварийных участках. С помощью таких технических новинок в ЦОДД мы не только фиксируем нарушения правил дорожного движения (выезд на встречную полосу, превышение скорости, нарушение правил остановки и стоянки), но и распознаем в транспортном потоке автомобили, чьи водители лишены прав или имеют большие задолженности по штрафам и налогам, а также автомобили, находящиеся в розыске.

Анализ результатов использования мобильных комплексов, в том числе на базе беспилотных летательных аппаратов, показывает их очень высокую эффективность.

Все эти функции помогают повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить аварийность и смертность на дорогах республики

В числе мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо упомянуть и о создании системы весогабаритного контроля на автодорогах регионального и межмуниципального значения.

Не секрет, что стремление предпринимателей к увеличению доходов толкает их на осуществление грузовых перевозок со значительным отклонением от допустимых параметров. Как следствие, тяжеловесное транспортное средство со значительным перегрузом и с высоким риском отказа тормозной системы приводит в негодность дорожное полотно, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий с серьезными последствиями.

В связи с этим и в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ЦОДД организовал строительство и обеспечивает функционирование 5 автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Принцип их работы исключает какой-либо человеческий фактор в принятии решения о привлечении к административной ответственности водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку грузов с перевесом, угрожающим безопасности дорожного движения.

Кроме того, сейчас в рамках мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем ЦОДД разворачивает систему видео­наблюдения и видеоаналитики на автодорогах регионального значения в составе 38 камер наблюдения, что позволит оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию на автодорогах, организовывать в экстренных случаях медицинскую и техническую помощь.

В следующем году планируется расширение этой системы.

– Вы сказали, что в настоящее время в республике устанавливаются 38 камер наблюдения. Расскажите, пожалуйста, подробнее, для чего они нужны, в чем заключается их функционал?

– Функционал камер наблюдения заключается в следующем: повышение безопасности дорожного движения, обнаружение и идентификация происшествий; организация мониторинга дорожного движения наземного транспорта и анализа транспортного потока, контроль перемещения транспортных средств; обеспечение эффективности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения республики; диспетчеризация и помощь в принятии управленческих решений; прогнозирование транспортной ситуации и реагирование на происшествия.

Все эти функции помогают повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить аварийность и смертность на дорогах республики.

Результаты работы нашего учреждения еще предстоит оценить по прошествии времени. Но сколько бы новинок ни внедрял ЦОДД Дагестана, мы не устаем напоминать: безопасность на наших дорогах зависит от нас самих, от каждого водителя, знания и уважения им правил дорожного движения, от понимания и адекватной оценки последствий ДТП. Большая часть работы ЦОДД – профилактика и информирование, работа с населением, в том числе через СМИ, через вас и ваших коллег. Мы рассчитываем повысить уровень не только цифровизации транспортной системы Дагестана, но и культуры вождения в нашей республике.

Соблюдайте правила дорожного движения, берегите себя и своих близких!

Тэги:
ЦОДД,

Похожие

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Дороги – показатель качества жизни

24
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Аварийность не снижается

9
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Цена безрассудства – человеческая жизнь

20
Один мой знакомый, пополнивший с недавних пор...

Безопасность детей – забота взрослых

4
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е....

Не слишком ли высока цена?

22
В выходные ездил в горы. Впечатления не очень – лучше бы остался дома. И дело не в погоде (хотя...

Зона повышенной опасности

12
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Смерть под прикрытием

55
Дагестан продолжает потрясать количеством дорожно-транспортных происшествий на дорогах...

Автотюнинг по-дагестански

47
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Отложим гаджеты!

124
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Камеры работают. А мозги?

70
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих –...

Античеловеческий фактор

26
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду...