От костотряса до гипербайка
Развитие мотоциклов продолжалось всю его историю. Постепенно у них появились пневматические шины, мягкая подвеска, механизм сцепления и коробка передач, цепной привод на ведущее заднее колесо. Из экзотической игрушки для эксцентричных богатеев мотоцикл превратился в недорогое средство передвижения. Так что такое мотоцикл и для чего он нужен?
Самый первый мотоцикл, который в 1869 году создал француз Пьер Мишо, имел паровой двигатель. «Самобеглый костотряс» пытались продавать, но он был крайне непрактичным. Первый мотоцикл имел двигатель мощностью в 1,5 л.с. и развивал скорость до 12 километров в час. В 1885 году в Германии появилась конструкция, уже отдаленно напоминающая современные мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Двигатель разгонял двухколесный экипаж до 45 км в час. Патент на изобретение был получен, но вообще-то немецкие инженеры Вильгельм Майбах и Готтлиб Даймлер хотели всего лишь создать стенд для испытания двигателя на изобретаемые ими «самобеглые коляски», которые в наше время называют автомобилями.
Современные мотоциклы подразделяются на несколько различных типов, классов и видов, но специалисты не единодушны в их определении и названии. Например, тот или иной мотоцикл можно назвать и «классическим», и нейкедом, и крузером одновременно. Иногда они пересекаются между собой или обладают расплывчатыми признаками.
Немного особняком стоят мопеды и скутеры. Это один из самых практичных способов передвижения. По городу в условиях пробок – самое то. «Мотоциклом на каждый день» называют классический вид конструкции – такую геометрию рамы, которая обеспечивает прямую (так называемую «классическую») посадку водителя, когда он сидит ровно, не отклоняясь и не опираясь на руль.
Но флагманами модельного ряда всемирно известных мотоциклетных фирм являются туристические мотоциклы. Это основной вид выпускаемых в мире мотоциклов. Стоят они дорого и предназначены для путешествий с комфортом. Количество опций, которыми они оснащены, делает их сравнимыми с автомобилями представительского класса, а технические характеристики не оставляют желать лучшего. Некоторые модели оснащены круиз-контролем, магнитолой, и даже кондиционером и подушками безопасности. Недостатком этого класса являются большие размеры и вес, что усложняет езду на них в городе.
Мотоцикл класса «кру, зер» характеризуется низким сиденьем, вертикальной посадкой, вынесенными вперед подножками, обилием хрома и значительным весом. Большой, тяжелый, блестящий, хромированный и очень удобный мотоцикл. Этот стиль сформирован в большей части благодаря компании «Harley-Davidson». Это те самые мотоциклы, которые большинство людей ассоциируют со словом «байкер», представляя за рулем бородатого мужика в кожаной косухе. Иногда мотоциклы этого стиля путают с «чоппером», хотя последний имеет такие характерные черты: длинную вилку переднего колеса, много хрома, минимизированную заднюю подвеску или ее отсутствие в принципе. «Чоппер» – это байк, переделанный ради изменения внешнего вида. Происходит от английского «to chop» – «рубить» или «отсекать».
«Спортбайк» представляет собой конструкцию с большой площадью пластиковой обшивки. Водитель почти лежит на нем в «позе креветки» – чтобы снизить аэродинамическое сопротивление воздуха для достижения большой скорости. Высокие скорости делают вождение этого типа мотоциклов довольно опасным, подтверждением чему является первое место этого класса по количеству аварий и количеству погибших в них. Хотя «спортбайки» весьма популярны на городских улицах, полностью раскрыть их возможности можно только на гоночном треке.
Самый быстрый и мощный из всех серийных типов мотоциклов – «гипербайк». Он развивает огромную по меркам мотоциклов мощность – более 200 л. с. и способен двигаться по загородным дорогам со скоростью до 300 км/ч. Один из самых современных, он построен с применением технологий, которые применяются при создании истребителей, и имеет рекорд скорости для гражданских мотоциклов в 400 км/ч.
«Эндуро» – принципиально иной мотоцикл, предназначенный для езды по очень плохим дорогам, а то и вовсе просто по пересеченной местности. Название класса происходит от английского слова endurance – выносливость и ведет своё начало от ралли «Париж — Дакар». Вообще «эндуро» рассчитан на длительную езду по пустыне или, например, по лесным и горным тропинкам. И для этого он должен иметь особенную раму с большими ходами подвески. А вот «турэндуро» уже представляет собой полноценный мотоцикл, который привлекает внимание многих мотопутешественников. Это байк, который уверенно чувствует себя как на скоростной трассе, так и на грунтовой или каменистой дороге.
Полностью универсального мотоцикла не существует. И здесь также представлены далеко не все виды и классы.