Купить PDF-версию
03:25 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:19 25.12.2009

Отчуждение личности

Постановка проблемы коррумпированности общества задается деструктивной социальной сущностью и реальными масштабами этого феномена в современной России.

Российское капиталистическое общество формировалось в последние два десятилетия как коррумпированное и криминальное. Оно совершило коренной переворот в идеологии и нравственности, узаконило культ денег и торгашество. Вспомним хотя бы, как в начале 90-х годов один из деятелей новой России Г.Попов призывал узаконить взятку. А его высокопоставленный покровитель А.Яковлев совращал чиновников заявлениями, что они «сейчас могут взятки брать безнаказанно по сложившемуся тарифу». В итоге «идеологи коррупции» добились своего: они сумели так реформировать российское общество, что взятка стала фактически разрешенной и морально оправданной.

Потому сегодня Россия существует как коррумпированное общество, основанное на всеобщем отчуждении личности от своей социальной природы, гражданских институтов и продуктов собственной деятельности.

Основные корни отчуждения, существующего в российском обществе, связаны с экономическими принципами капитализма как такового: частная собственность в ее капиталистической форме; всеобщий характер товарно-денежных отношений, когда продается и покупается все — от предметов потребления до художественного творчества и даже органов человеческого тела и чувств; принцип накопления капитала как ведущий стимул экономической деятельности и основная цель производства.

Сегодня в России государственные и муниципальные служащие низшего звена, работники милиции, врачи и учителя поставлены в условия, когда они не могут материально обеспечить свои семьи, не прибегая к мздоимству и взяточничеству

Отчуждение выступает во многих формах, но базовым, рождающим все остальные формы является экономическое отчуждение, которое состоит в отделении непосредственного производителя от средств производства, в результате чего он вынужден продавать свой труд собственнику средств производства. Но тем самым происходит отчуждение самого труда от труженика. В результате труд, в котором человек только и реализует свою сущность, превращается из свободной игры творческих сил в средство к жизни, в чуждую, враждебную труженику деятельность, внешне ей навязанную суровой необходимостью выживания. Свобода от труда становится мечтой человека труда.

Но отчуждение от труда касается и собственника средств производства, поскольку и для него труд выступает как внешняя необходимость. Собственник превращается в слугу накопления мертвого капитала, теряя в погоне за ним человеческие качества и человеческий облик. Этот процесс обостряется, когда собственник снимает с себя функцию организации производства, тем самым вообще освобождается от какого-либо общественно полезного труда и деградирует.

Экономическое отчуждение имеет и еще одно проявление: отчуждение трудящихся от продуктов их труда, присвоенных собственником. В результате складывается абсурдная ситуация, когда кто не работает, тот ест, а кто работает, тот не ест, ситуация которая извращает природу человека — как работника, так и тунеядца. В итоге в России мы имеем общество, которое конституционно провозглашает себя социальным и, выплачивая ежемесячное пособие на ребенка в размере 100 рублей, обеспечивает своим избранным чиновникам-олигархам возможность оплачивать ужин в фешенебельных ресторанах стоимостью 57 тыс. долларов.

Экономическое отчуждение имеет и еще одну сторону. Когда целью производства является прибыль, тогда и природа рассматривается как средство получения прибыли, объект собственности, купли и продажи. В такой ситуации возникает отчуждение человека и от природы, когда своей экономической деятельностью человек грабит природу, разрушая ее, нарушая экологическое равновесие с природой.

На базе экономического отчуждения формируются также социальное, политическое и духовное отчуждения. Социальное отчуждение – это продукт частной собственности и разделения общества на противоположные по экономическому положению и интересам классы с вытекающими отсюда конфликтами и борьбой между ними. Каждый из классов воплощает в себе лишь одну сторону единой социальной сущности человека, односторонне и уродливо развитую и, как всякое уродство, трагическую, страдающую, извращенную.

Политическое отчуждение – это отчуждение народа от власти путем, как это ни парадоксально звучит на первый поверхностный взгляд, демократической системы выборов. Это отчуждение превращает демократические по форме, но олигархические по сути политические институты из выразителей интересов общества в бюрократические, безличные машины подавления и угнетения широких масс, орудия манипулирования сознанием и поведением простых людей. Они подчиняют своей бездушной логике и самих правителей, функционеров политических учреждений, которые вынуждены играть роль бездушных винтиков, исполнителей функций, задаваемых коррумпированной политической машиной. Коррумпированная бюрократическая система управления, таким образом, есть прямое выражение и следствие отчуждения народа от власти.

 

На степень коррумпированности российского капиталистического общества прямое влияние оказывает и духовное отчуждение, проявляющееся во многих формах. Но в основе лежит отчуждение широких трудящихся масс от подлинной, гуманистической духовной культуры, замена ее развлекательной духовной жвачкой, психологическим промыванием мозгов с помощью низкопробной массовой культуры. Когда культура, духовные ценности рассматриваются как предмет собственности, купли и продажи, тогда на искусство смотрят как на отрасль промышленности, сферу бизнеса и видят в нем не средство развития личности, а средство извлечения прибыли. Не художественные достоинства произведений, а их товарные качества становятся мерилом художественного творчества. Тогда и художник творит с целью продажи, а не с целью передачи людям своего духовного опыта. Тем самым и он отчуждает от себя свой собственный талант, свои способности и свой труд.

Именно в подобной ситуации всеобщего отчуждения следует видеть основную причину коррумпированности современного российского, а заодно и дагестанского общества. Мы находим социальные истоки коррумпированного российского общества в ситуации тотального отчуждения личности. Именно такой подход позволяет, во-первых, подвести под вопрос о коррупции конкретно-историческую, социальную почву; во-вторых, проанализировать реальные исторические причины отчуждения и порождаемых им масштабов коррупции в современном обществе; в-третьих, найти объективно-исторические предпосылки преодоления отчуждения путем изменения экономической основы современного общества. Только это и делает попытки осмысления коррупции не безнадежным и опирающимся на объективную научную основу делом.

Антикорупционная кампания, провозглашенная в России, пока имеет симптоматичные результаты. Так, по информации председателя Верховного суда России В.Лебедева, из 1300 осужденных в прошлом году взяточников 31 % — это работники милиции, 20,3 % — работники учреждений здравоохранения, 12 % — преподаватели, 9 % — муниципальные служащие. При этом почти 80 % осужденных представлены теми, кто положил в карман две-три тысячи рублей (См.: Российская газета, 29.01.09). Объяснение этому не только в том, что со «стрелочниками» бороться легче, чем с чиновниками высокого ранга.

Сегодня в России государственные и муниципальные служащие низшего звена, работники милиции, врачи и учителя поставлены в условия, когда они не могут материально обеспечить свои семьи, не прибегая к мздоимству и взяточничеству. Борьба с таким мздоимством и выдается нередко за борьбу с реальной коррупцией. И она имеет целью всего лишь снижение социального негодования человека разгулом коррупции. Действительная же коррупция и ее причины при этом остаются в стороне.

 

Статьи из «Общество»

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

15
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

129
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

43
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...