Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 09 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Персонажи традиционных религиозных верований аварцев-андалальцев

A- A+

Отказ от политеизма язычества и принятие монотеистической религии – не единовременный акт, а процесс, растянувшийся на ряд столетий, имевший свои приливы и отливы, зависящий от внутренних и внешних факторов.

Из мировых религий, имевших наибольшее распространение в раннесредневековом Дагестане и, в частности, в Аварии, следует назвать христианство и ислам. С конца IV в. начинается распространение христианства из Дербента, «который в V-VIII вв. становится  резиденцией главы христианской церкви Кавказской Албании». Вплоть до VI в. включительно существовало два очага распространения христианства – это Кавказская Албания и Армения. Что касается Грузии, то о ее значительной роли в процессе распространения христианства в Дагестане можно говорить  только лишь после IX в.

По мнению известного археолога Д.М. Атаева, «время упрочения христианства в Аварии падает на X-XII вв., т.е. на эпоху, когда  средневековая Грузия достигла вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство христианских древностей Аварии». 

Несмотря на многовековое  влияние идеологии и культуры монотеистических религий, до сих пор в быту и культуре аварцев-андалальцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума.

Наиболее древними богами аварцев  и других народов Дагестана, как и у других народов мира, были олицетворяемые небесные светила – солнце («бакъ») и луна («моцI»). В основе олицетворения небесных светил и атмосферных  явлений лежит культ природы, т.е. восприятие природы как живого организма, который не только живет самостоятельной жизнью (аниматизм), но также одушевлен и наполнен различными духами (анимизм).

У андалальцев сохранились имена общеаварских верховных богов ЦIоба и Бечеда. Эти теонимы зафиксировал еще в 70-х годах XVIII в. И.А. Гильденштедт.

По предположению известного этнографа М.А.Агларова, ЦIоб был верховным богом языческого пантеона у народностей аваро-андо-дидойской и нахской языковых групп в прошлом.

По — видимому, у андалальцев, как и у других аварцев,  ЦIоб был вытеснен Бечедом (который, например, совершенно неизвестен андийским народностям) и трансформировался в понятие «божественная милость».  

С принятием ислама имена ЦIоб и Бечед становятся синонимами Аллаха, одними из имен Аллаха. До нас дошли двусоставные, контаминированные теонимы ЦIоб-Аллах и Аллах-Бечед, в которых слиты воедино имена верховных богов (аварского и арабского, языческого и исламского, политеизма и монотеизма) и противоположных (если даже не враждебных) мифологических и религиозных систем.

В мифологии андалальцев среди  атрибутов бога-громовержца ЦIоба были лук, стрела, огненный луч. Существует мнение, что молния  убивает святых, безгрешных людей (сс. Кудали, Бацада, Шулани).

В каждом народе имеется вера в то, что отдельные породы деревьев могут притягивать гром и молнию, а другие способны отвращать их. Например, у абхазов особо  почитался граб – в него будто бы никогда не ударяет молния. У табасаранцев способность притягивать гром и молнию приписывали дубу и грецкому ореху, поэтому эти деревья не сажали вблизи жилищ и не рекомендовали находиться под ними в ненастную погоду. Способность же отвращать ливни и град приписывали иве и дикой айве, из древесины которых изготовляли особые «дощечки, предотвращающие град».

Андалальцы считали, что молния чаще всего поражает  грецкий орех (сс. Ругуджа, Шулани), дикую грушу (сс. Шулани, Бацада) и яблоню (с. Бацада), поэтому их не рекомендовалось сажать вблизи домов и находиться под ними в грозу. В с. Шулани «дощечки для предотвращения града» изготовляли из древесины дикой груши. На них раскаленным на огне гвоздем писали аяты из Корана. Потом дощечки подвешивались на одну неделю на столбе веранды. По истечении этого времени дощечки помещались в бязевые чехлы, а затем клались женщинами в пещеру в местности «КустарагI», где имеются могила шейха и озеро.

Андалальцы применяли целый комплекс мероприятий и оберегов, призванных предотвратить и приостановить нежелательные атмосферные явления и осадки (гром и молнию, ливни и град): стреляли из ружей в небо или грозовую тучу (в с. Бацада в небо стреляли для того, чтобы напугать «чIегIераб гъедо» («черная ворона»), которая якобы несет за собой грозовую тучу с градом); брали в рот одну или несколько градинок (в с. Наказух – не касаясь их при этом руками), раскусывали их, жевали, а затем выплевывали; втыкали нож в землю (с. Шулани); выбрасывали во двор золу (с. Чох), топор или кинжал (с. Бацада), очажную треногу («цIугь») вверх ножками или сковороду  («къоно») вверх дном, а вовнутрь треноги и на дно сковороды сыпали золу.

Среди персонифицируемых атмосферных  явлений видное место в космогонических представлениях андалальцев занимала радуга. В сс. Чох, Ругуджа, Согратль и др.  она, как и у аварцев-гидатлинцев, называлась Нуралъул хIуби («Радужный столб»), в с. Шулани – Бичасул бул’ («Круг /бога/ Бечеда»), в с. Бацада –ЧIорбутI («Лук»), в с. Кудали – БулчIор («Половник- стрела»).

При появлении радуги загадывали желание (с. Шулани), так как верили, что оно исполнится  (с. Чох). Существовало представление, что если в момент смерти человека появилась радуга, значит, он был безгрешным (с. Ругуджа). Если же радуга  появилась после смерти человека – значит, он попадет в рай (с. Чох). У андалальцев имелась вера в то, что под концами радуги находятся золотые ножницы (повсеместно), золото (с. Согратль), золото и серебро (с. Кудали), золотая ступка и серебряный пестик (с. Мегеб).

Покровителем семьи, дома и домашнего скота у андалальцев выступал Карж, с которым связывались семейный достаток, изобилие и благополучие. Он аморфного (сс. Шулани,Бацада, Ругуджа, Кудали) или зооморфного облика (в виде змеи, лягушки, насекомого, улитки, вышедшей из своего домика) (с. Согратль). В с. Чох считали, что Карж – это белая змея, за убийство которой ждет неминуемое наказание. Она будто бы обитает на хуторах вблизи скал в местностях «Ноходиб», «Хугариб» и «БецI ицI» («Темный колодец»).

Заметное место среди демонологических персонажей андалальцев занимал домовой. В с. Ругуджа он назывался Рекъаб-шегI, в с. Шулани –ТIадбокI, в с. Чох –ХIераб («Старое»), в с. Бацада – Ад бегагьлунаб жо («То, что наваливается»), в с. Согратль – Лекъаб шайтIан («Хромой шайтан»), в с. Кудали – Щай-шайтIан, в с. Мегеб — Хвярку-шайтIан. Следует подчеркнуть, что в селениях Чох и Бацада, судя по названию, домовой мыслился в среднем роде, к которому аварцы относят животных и неодушевленные предметы. Хромота в наименовании домового в с. Согратль, как и любая физическая аномалия, указывает на потусторонность персонажа.

Описание мусульманских мифологических персонажей (шайтан, джинны, пери, гурии, малаики и т.д.) не входит в задачу нашего исследования. Однако в некоторых случаях под личиной шайтана и джиннов могут скрываться демоны и злые духи местного происхождения.

Довольно   подробно демонологию аварцев описал Г.Ф. Чурсин. 

По представлениям андалальцев, джинны делятся на добрых и злых. Добрые джинны – белые, они похожи на людей. У злых джиннов глаза треугольной формы, лицо длинное, пятки вывернуты наружу. Основное предназначение шайтана и злых  джиннов – всячески вредить и пакостить людям. Локусы обитания  нечистой силы – заброшенные и разрушенные дома и хозяйственные постройки, свалки, места выброса нечистот, мельницы, глухие ущелья, пещеры и т.д. В каждом селе имеется местность, традиционно связываемая с нечистой силой

Так, в с. Бацада местностью, где обитают шайтаны, является будто бы «Солбонуб», в с. Ругуджа – «Циниб кIкIал» («Козлиное ущелье»), в с. Кудали – гора «Сибараб гухI», что на западной окраине села. Шайтанов не видно, но иногда  слышно, как они веселятся, справляют свадьбы. В прошлом страх перед джиннами был так велик, что горцы не выходили из дома, не «завязав шайтана». Для этого  читали молитву («дугIа») и плевались на землю (с. Шулани). По всеобщему представлению, шайтан не переходит реку (универсальная  граница миров; магические свойства текучей воды) – «боится воды».  Злой дух может вселиться и в животное. Так, например, если осел вдруг начинал кружиться на одном месте, то считали, что его «держит» шайтан (с. Чох).

При описании потустороннего мира сверхъестественных существ обращает на себя внимание его перевернутость, зеркальность, инверсия: у его обитателей глаза треугольной формы, пятки вывернуты наружу; время, когда они бодрствуют, — это период с наступления вечера и до рассвета; когда у нас зима, у них лето; то, что у них угли, у нас золото и т.д.

Таким образом, как это видно из представленного  материала, можно отметить сравнительное многообразие и разветвленность мифологических персонажей, составлявших  пантеон богов и демонологию аварцев-андалальцев.

Дальнейшее изучение доисламских мифологических персонажей аварцев и других дагестанцев перспективно в плане реконструкции более полной картины языческого пантеона и пандемониума народов Дагестана.
 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Лучший дом и лучший двор 

    Кто не хочет жить в красивом доме со всеми удобствами? Особенно если дом многоквартирный. Кто не хочет иметь...

    12

    19 часов назад

  • Скальпель вместо пули 

    Проблема бродячих животных для Дагестана и Махачкалы, в частности, зачастую решается одним варварским...

    9

    19 часов назад

  • Крыса в углу 

    Поведение западного мира со всеми их «общечеловеческими ценностями», «свободой слова» и «правами человека»...

    16

    19 часов назад

  • Том Сойер and Гарри Поттер 

    Литература не знает границ. И не должна их знать. Особенно политических границ. Разумеется, речь о настоящей...

    17

    20 часов назад

  • «СВОИ» не бросают 

    Несколько лет назад умер мой знакомый, а следом и его подруга. Молодые, весёлые, известные в городе. Люди...

    20

    20 часов назад

  • Дагестан туристический

    Дагестан: история с впечатлениями 

    Золотые пески Каспия, вереница величественных гор, где-то почти вплотную подходящих к береговой полосе, а...

    1561

    2 дня назад