X
09:08 07.03.2025

По какой стороне ездят в мире

Организация дорожного движения по типу расположения автомобиля на проезжей части дороги различается в разных странах в зависимости от экономической и даже политической модели. Как возникли разные системы движения, почему в одних странах автомобили движутся по правой стороне дороги, а в других – по левой?

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % – по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % – левосторонние. Насчитывается 76 стран и территорий с левосторонним движением и 165 – с правосторонним. В ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.

Со времен Римской империи на значительной части территории Европы первоначально утвердился левосторонний стандарт. Вооруженным всадникам, носившим меч на левом бедре, так было удобнее садиться на лошадь, а при необходимости – пускать оружие в ход. В современной Европе, по легенде, правостороннее движение окончательно утвердилось с подачи Наполеона Бонапарта, который был левшой и, соответственно, держал оружие в левой руке. Правостороннее движение тогда было введено в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше. Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот – по левой стороне.

В России на законодательном уровне правостороннее движение было закреплено указом императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году. При разъезде возницам легче было натягивать поводья более сильной правой рукой, чтобы подать телегу или сани к обочине. А вот в Великобритании передвижение по левой стороне дороги связывают с традициями, утвердившимися в судоходстве страны, согласно которым корабли должны расходиться правыми бортами. Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании – на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии.

Португалия перешла на правостороннее движение в 1928 году, однако её колония Мозамбик после обретения независимости сохранила левостороннюю систему, в частности из-за близости с Зимбабве, Танзанией, ЮАР. Корея еще до разделения на Северную и Южную в 1946 году перешла с левостороннего движения на правостороннее. Бывшие британские колонии в Африке – Гана, Гамбия, Нигерия, Сьерра-Леоне – с 1965 по 1974 год перешли на правостороннее движение для удобства сообщения со своими соседями, бывшими французскими колониями.

Через пять лет после возвращения префектуры Окинава под контроль Японии в 1972 году там восстановили левостороннее движение, отмененное американскими оккупационными властями после окончания Второй мировой войны. В 2009 году Самоа отказалось от правостороннего движения из-за дороговизны доставки «леворульных» автомобилей на острова, расположенные в южной части Тихого океана. Наконец, Китай, вопреки Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года, согласно которой страны-участницы обязаны иметь единую транспортную систему, сохранил левостороннее движение.

В перечень «праворульных» стран и территорий из наиболее крупных входят Великобритания, Ирландия, Кипр, Мальта, Бангладеш, Гонконг, Индия, Индонезия, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланка, Япония. Список продолжают некоторые страны Африки, Карибского бассейна, Южной Америки.

Некоторые страны-союзники Великобритании всё-таки отказались от движения по левой стороне и изменили правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция, где правила поменяли 3 сентября 1967 года. Программе по изменению стороны движения предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В этот день все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним. Сторонники перехода на правостороннее движение считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. Предполагалось, что использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений. В 1968 году, воодушевившись примером Швеции,  провела аналогичную операцию Исландия.

В 1946 году Корея тоже перешла на правую сторону после освобождения от оккупации Японией. В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году.

В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём. На Дальнем Востоке автомобили с левым рулём – большая редкость, всё больше с правым. Сказывается близость к Японии, откуда привозятся многие машины. Впрочем, водителям не доставляет никаких проблем передвигаться по правой стороне дороги.

Статьи из «Колесо»

Мотоцикл – это не для каждого

14
Колесо – одно из главных изобретений человечества! Но двухколесная техника, как ни странно,...

Если инспектор нарушает

4
Встречу с инспектором ГАИ при правильном подходе можно сделать менее напряженной. Эксперты...

Штраф за «дальний» свет

7
Российские автомобилисты предупреждают друг друга о засадах сотрудников ГИБДД включением и...

За что уже не наказывают

3
Постоянное увеличение числа штрафов и санкций на дороге, дополнение новыми изменениями, усиливающими наказания для нарушителей уже стали нормой, и автомобилисты...

Штрафы за старые авто – фейк

171
СМИ сообщали о новых штрафах, с которыми могут столкнуться водители уже в 2025 году. Речь идет о...

Мотобат спасателей

11
В системе гарантированного обеспечения безопасности людей, сохранения человеческих жизней...

«Просроченный» бензин

15
Эпоха «миллионников», то есть автомобилей, имеющих двигатель, способный пробежать миллион...

Откуда «дровишки»?

8
В прошлом году поставки новых машин в Россию по различным схемам альтернативного импорта упали на 20 % по сравнению с 2023-м. Больше 80 % таких авто растаможили на...

Уходя, остаться

24
В сети немало публикаций автоэкспертов, утверждающих, что китайские бренды один за другим...

Когда за рулём автохам

18
Между вашей машиной и едущей в соседнем ряду на большой скорости проскакивает третья,...

Налог на «железного коня»

11
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...