Купить PDF-версию
12:24 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X

Смартфоны против автохамов

Новый год дал старт ряду новшеств в законодательстве, часть которых затрагивает растущую из года в год проблему наведения порядка на дорогах. Согласно данным ГИБДД, уже под занавес 2017 года на территории России было зафиксировано 103634 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 11424 человека. Чтобы понять, сколько трагедии в этой цифре: это население небольшого дагестанского района. Законодатели предполагают, что бороться с нарушениями ПДД позволит приложение «Народный инспектор».

Но по традиции начнем с новостей из области «не очень». Что заставит автомобилистов взгрустнуть: бензин уже подорожал, что связано с увеличением ставки акцизов на топливо. Второй скачок запланирован на июль этого года.

Ограничивать лимит штрафов заставят судебные приставы, которым теперь позволено инициировать лишение водительских прав за долги (штрафы, налоги, алименты и прочее) свыше 10000 рублей.

Неприятным сюрпризом для «бункеровщиков» станет увеличение в три раза штрафов за тонировку стекол: 1500 рублей за первое нарушение и 5000 рублей за повторное.

Позаботились в очередной раз и о пеших участниках дорожного движения. Во дворах и на территориях с ограниченной до 10-20 км/ч скоростью появится новый дорожный знак: «Зона успокоенного движения». Он даст пешеходам преимущество перед водителями.

Электронные технологии все агрессивнее в хорошем смысле слова вживаются и в область взаимоотношений дорожных инспекторов, водителей и страховщиков, что радует. Так, уже с января начали выдавать новые полисы ОСАГО с QR-кодами. Отсканировав этот код, можно ознакомиться с договором страхования, узнать размер страховой премии и принцип ее расчета. К тому же с начала года автоматизированная система спутникового мониторинга «ЭРА-ГЛОНАСС» отправляет данные о ДТП напрямую страховщикам. Оформить аварию по европротоколу можно без ГИБДД. Услуга добровольная, но платная. Также увеличился срок для заключения договора автострахования – 14 дней вместо 5. А в июле появится электронный ПТС. Документ будет храниться в базе ГИБДД, в нем будет больше информации об истории автомобиля (ремонты, ТО и так далее).

И о главном. Запускается приложение «Народный инспектор». С его помощью сотрудники ГИБДД смогут привлекать водителей к ответственности без составления протокола. Достаточно лишь снять видео– или фотонарушения на смартфон. Стать народным инспектором смогут лишь граждане с повышенной социальной активностью, пожелавшие для борьбы с вакханалией на дорогах зарегистрироваться на портале государственных услуг и установившие для этого на свой гаджет специальную программу, которая не позволит редактировать сделанную запись. Она же будет отправлять отснятые кадры в ГИБДД с указанием данных геолокации и времени фиксации нарушения.

Добровольные помощники инспекторов смогут отслеживать наиболее опасные нарушения ПДД: выезд на встречную полосу движения, проезд на красный сигнал светофора, агрессивное вождение или непропуск пешехода на «зебре». Планируется, что в будущем список нарушений, которые смогут фиксировать народные инспекторы, может быть расширен.

Инициатор запуска приложения – «Открытое правительство» – считает, что цифровой контроль над дорогой помогает предотвратить 50% ДТП. Однако, по мнению автоэкспертов, подобное утверждение имеет под собой почву лишь в теории. Практика же говорит о снижении ДТП на 30%. В частности, опыт европейских стран, уже воспользовавшихся помощью автомобилистов и их всевидящих гадже­тов, подтверждает функционал взаимосвязи дорожных инспекторов с добропорядочными гражданами. Но речь не идет о резком снижении числа нарушений ПДД.

И все же идея выглядит достаточно интересной и вполне имеет право быть принятой на вооружение. И это даже несмотря на то, что привлечение нарушителей ПДД к административной ответственности будет проводиться без составления полицией соответствующего протокола. Иными словами, водитель ни сном, ни духом не ведает о том, что в скором времени вполне может пополнить армию пешеходов. В то же время при наличии ушлого адвоката всегда можно рассчитывать на лазейку в законодательстве или на дежурную отговорку: поводом для выезда на встречку стала необходимость объезда ежика, перебегавшего дорогу. Соседский смартфон мог и не заметить игольчатого – едущая впереди машина закрывала обзор. Самый гуманный суд в мире может легко принять подобное обстоятельство как оправдание действий водителя, с трепетом относящегося к братьям нашим меньшим…

Вопрос еще и в том, позволит ли дагестанский менталитет абстрагироваться от понятия «мой гараж с краю»: обжаловаться вынесенные по данным народных инспекторов штрафы будут в том же порядке, как и нарушения, зафиксированные камерами видеонаблюдения. То есть в случае судебного разбирательства «настучавший» на собрата по дороге доброжелатель станет потенциальным свидетелем, данные которого по идее могут быть доведены в случае необходимости до «пострадавшего» в итоге водителя. К примеру, заснятое на смартфон нарушение влечет за собой автоматическое лишение прав (выезд на полосу встречного движения, превышение скоростного режима или пересечение двойной сплошной полосы). Захочет ли впоследствии новоявленный народный инспектор получать все прелести общения с водителем, лишенным прав благодаря внимательному соседу по трафику? Большой вопрос.

С другой стороны, если относиться к дорожным хулиганам не «по-братски», то есть шанс, что народные инспекторы станут просто незаменимыми помощниками сотрудникам ГИБДД. Как бы то ни было, важно то, что теперь каждый автохам будет знать, что в любой соседней машине может оказаться законопослушный гражданин, которому далеко не по нраву разгильдяйство на дорогах. И если до сей поры только инспекторы и камеры видеофиксации в какой-то степени «тормозили» желающих прокатиться без оглядки, то теперь… Оглядываться стоит. Из любой соседней машины могут отправить видео с твоими выкрутасами, а после по факту его просмотра будет принято решение, о котором ты узнаешь из очередного «письма счастья».

Повлияют ли народные инспекторы на количественное снижение дорожно-транспортных происшествий, покажут время и наличие в нас гражданской активности. Как бы то ни было, улыбайтесь, вас наверняка снимают. Позже может быть не до смеха. Лишенные прав смеются нечасто.

Похожие

Настоящий инспектор – хороший психолог

11
Первый в истории штраф водителю был официально...

Камеры работают. А мозги?

69
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих –...

Античеловеческий фактор

26
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду...

… А небережёного ГИБДД стережёт

23
В начале месяца сотрудники ГИБДД отметили свой...

Тема старая, цифры те же

24
В Госавтоинспекции постоянно напоминают нам, участникам дорожного движения, о...

Не ущемлять права граждан

21
Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов посетил специализированную стоянку в...

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Дороги – показатель качества жизни

23
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Аварийность не снижается

9
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Цена безрассудства – человеческая жизнь

20
Один мой знакомый, пополнивший с недавних пор...

Безопасность детей – забота взрослых

3
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е....

Не слишком ли высока цена?

22
В выходные ездил в горы. Впечатления не очень – лучше бы остался дома. И дело не в погоде (хотя...

Зона повышенной опасности

11
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Смерть под прикрытием

55
Дагестан продолжает потрясать количеством дорожно-транспортных происшествий на дорогах...

Автотюнинг по-дагестански

46
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Отложим гаджеты!

124
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...