Старый мотив «железки»
10:35 04.08.17
12
Рубрика: Общество
Железная дорога – привычная. То, чего не может не быть. Кажется, что она была всегда: как же без нее!
Привычна ее романтика. Отзвуки путешествий, особенно дальних, памятных… Незабываемые прощания и поспешные признания – постоянные и незаметные для железнодорожных перронов. Проводы – лица и улыбки, цветы и объятия.
Всполохи огней ночных станций – тоже привычная романтика: таинственная тишина долгих стоянок, когда меняют локомотив или бригаду, вздохи и протяжные скрипы под полом вагона, голоса вокзальных дикторов и незлобивые перебранки … Куда-то бредут и бредут по соседним путям угрюмые товарняки…
Несмотря на привычность и обыденность, мир этот необыкновенен. Он весь в себе, он отличается от всякого иного. Он завораживает, он притягивает. Первое в мире кино братьев Люмьер – кадры прибывающего поезда. С тех пор почти нет художественных фильмов, затрагивающих эпоху существования железных дорог, в которых хоть раз не показали бы поезд. В 1920 годах в периодической печати даже выходили негодующие статьи кинокритиков по поводу перегрузки выпускаемых фильмов «паровозными сценами». Кинематографистов можно понять: уж больно выигрышное зрелище!
Широко известно, что первой русской железнодорожной магистралью стала дорога Петербург-Москва длиной 650 километров. Она была открыта для так называемого правильного движения (то есть для регулярной перевозки по всей протяженности маршрута) в 1851 году. Ее строили почти девять лет. Между прочим, не так уж и долго – даже по нынешним понятиям, если припомнить, скажем, долгострой БАМа. Про нее пишут, что это было чудо, технический шедевр своего времени – и технический, и архитектурный, и социальный, потому что пользоваться ею могли все сословия тогдашнего русского общества.
И у нас в Дагестане именно она способствовала превращению Порт-Петровска из провинциального городка в культурный и промышленный центр. Мало кто знает, что здесь строительство порта и железной дороги шло практически одновременно. Сооружение Петровской гавани по проекту военного инженера Фалькенгагена началось в 1861 году. В том же году в газете «Кавказ» сообщалось о строительстве этой первой железнодорожной ветки, вызвавшей восхищение современников того периода: «Итак, вот у нас в Дагестане железная дорога – первая железная дорога на Кавказе».
Необходимость соединения Центральной части империи с Кавказом, представлявшим собой обширную территорию с колоссальным хозяйственным потенциалом, стала очевидной после окончания Кавказской войны.
В 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашней столицей Дагестана. Большую роль в строительстве этого участка пути сыграл темирханшуринец Даидбек Даидбеков, вложивший в это дело все свои силы, энергию и собственные средства. Он имел высшее техническое образование и одной из основных целей своей жизни считал строительство железной дороги в Дагестане. Благодаря ему на карте горного края появилась железнодорожная ветка, соединившая два главных дагестанских города – Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск, что дало возможность общаться друг с другом жителям не только этих городов, но и расположенных между ними селений и горных аулов.
Всего в пределах Дагестанской области было сооружено 10 станций: Чирюрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамедкала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания. Железнодорожная магистраль, протянувшаяся вдоль всей Прикаспийской низменности, оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие Дагестана и вовлечение его в общероссийский торговый оборот.
С проведением железной дороги в республике связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России.
Вот что говорилось в документе тех лет: «До этого совершенно пустынного характера равнина, на которой можно было встретить лишь одних пастухов со стадами овец, стала постепенно оживать. Фабрично-заводская промышленность получила начало своего развития в этой низменной части Дагестана, по преимуществу в городах Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кизляре».
Кроме того, некоторые отрасли народного хозяйства Дагестана, выражаясь словами современника, «были вспрыснуты живой водой».
… Железной дороги не могло не быть, но это стало понятно только тогда, когда она была сооружена и заработала.
12
10:35 04.08.17
Статьи из рубрики «Общество»
-
Древние, конечно же, правы: всё течёт, всё меняется. Если подумать навскидку, то ничего фатального в этом...
12
21 час назад
-
Личность
Переживая сложные противоречивые времена, современники иначе оценивают прежние «застойные» символы,...
23
2 дня назад
-
Есть люди, встреча с которыми надолго остаётся в памяти. Это такая категория людей, с которыми тебе интересно...
30
2 дня назад
-
Игровые, спальные комнаты и коридоры украшены разноцветными картинками. В каждой группе есть...
34
2 дня назад
-
Живёт в станице Куринская Краснодарского края человек по имени Юрий Темиров. Он сочинил стихотворение...
15
2 дня назад
-
На минувшей неделе президент родины колорадского жука ухитрился упасть на сцене военной академии и...
7
2 дня назад