Купить PDF-версию
20:59 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
08:34 21.01.2022

Субъекты и субпродукты субкультуры

Напомню читателям, что «Дагестанская правда» за последние три десятка лет не раз поднимала тему бережного отношения к своей культуре, не отвергая при этом новых оригинальных, но содержательных форм проявления творчества.

Но при одном непременном условии: не травмировать ткань, основу, исключительную специфику твоего родного культурного пласта. Не трогать изначальную субстанцию духовной жизни, позволяющую нам самоидентифицироваться, оставаться узнаваемыми в огромном множестве мирового этноса.

Я – дагестанец! Это не апломб и не чванство. Это гордость за наследие своих предков, которое ты обязан передать последующим поколениям. Вы понимаете, речь идёт о всей палитре культуры: музыке, живописи, фольклоре, хореографии и ещё множестве ингредиентов, существующих в нас на генетическом уровне. Но – внимание! Ведь продвинутые профессора научились в своих лабораториях управлять даже генами.

Примерно то же самое происходит и в культуре. Называется это субкультура. Это слово можно перевести как «околокультура», то есть не настоящая культура. Она опасна не только тем, что может повредить нерв нашей духовности, человечности, интеллекта и нравственного кода, но и, может быть, стать асоциальной, человеконенавистнической.

К этим заметкам меня подвигло недавнее заявление руководителя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина, в нём он раскрыл некоторые детали уголовного дела о вооружённом нападении на школу в Казани, совершённом 11 мая 2021 года 19-летним Ильназом Галявиевым, устроившим взрыв и массовый расстрел, в результате погибли семеро детей и двое учителей. Еще 24 человека пострадали. Галявиеву грозит пожизненное лишение свободы. По словам Бастрыкина, молодой человек был признан невменяемым по итогам первой психолого-психиатрической экспертизы, потому что специалисты не приняли во внимание тот факт, что он находился под влиянием деструктивной субкультуры. Речь идёт о сообществах в интернете, в которых распространяется информация о массовых убийствах в учебных заведениях.

В ходе второго расследования следователи предоставили экспертам дополнительные материалы, на основании которых сделан вывод, что у Галявиева был мотив, сводящийся к копированию действий Владислава Рослякова, устроившего массовый расстрел в техникуме Керчи. Бастрыкин отметил, что казанский стрелок готовился к нападению на гимназию несколько месяцев. Он задумал совершить массовое убийство в начале 2021 года.

Парню, возможно, предстоит провести всю оставшуюся жизнь в зоне. Из-за чего? Не из-за кровожадности, не из-за психических отклонений или же нравственной ущербности. Он оказался в криминогенных тенетах деструктивной субкультуры. Вообще-то субкультура в принципе не может быть конструктивной, ведь там, помимо прочего, прописались наркотики и нетрадиционные гендерные отношения.

Тут ассоциация подсказывает термин «конструктивизм». Наряду с имажинизмом, кубизмом, футуризмом, акмеизмом, а также супрематизмом, являющимися разновидностями авангардизма, захлестнувшего Европу, а затем и весь мир в начале XX века своими мутными волнами. Поиск нового – это всегда хорошо. Но плохо, когда эти «измы» подменяют настоящее искусство и становятся контрпродуктивными для цивилизации, для прекрасного, которое создают талантливые люди, более того, они теснят настоящие таланты в угол своей агрессивной экстравагантностью и желанием отличиться любой ценой. И это порой им удаётся…

Наш именитый современник, кинорежиссёр Андрей Кончаловский на днях высказался о печально известном «шедевре» Казимира Малевича «Чёрный квадрат» и о мире, «полном кретинов»: «Есть ли в «Чёрном квадрате» Малевича мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный трюк. Есть желание «взорвать», вызвать скандал, шокировать зрителя. С этой точки зрения Малевич такой же «художник», как Герострат – архитектор, а Чикатило, извините, – хирург».

Далее кинорежиссёр приводит ещё один характерный пример: «Не могу удержаться и не вспомнить моего любимца по части надувания кретинов Энди Уорхолла. Он как-то позвонил в свою мастерскую и поручил фотографу нанести на шёлк определённое изображение, после чего приехал и на готовый холст, извините, …помочился. Ткань со следами урины Уорхолла была продана в Нью-Йорке… за 10 млн долларов! «Ценители искусства» не знают, какое участие Уорхолл принял в создании этого «шедевра», но перекупают его, буквально вырывая друг у друга из рук!».

Ну что тут скажешь? С человечеством иногда действительно случается массовый психоз.

А теперь перенесём рассматриваемую тему на наш обеденный стол.

Есть категория людей, которым, к сожалению, приходится по состоянию здоровья употреблять заменители настоящих продуктов. Скажем, диабетикам вместо сахара положены
сорбит, ксилит. Ну а совершенно здоровому-то человеку зачем включать в своё меню эрзац-продукты, заменители типа пальмового масла? Одержимый жаждой наживы производитель включает в конкретный продукт различные эмульгаторы, красители, ароматизаторы и прочую нечисть химлабораторного происхождения.

А суть интеллектуальных патологий – шокировать читателя, зрителя, потратив для этого минимум усилий: талант необязателен, терпение и трудолюбие тоже. Ну подумаешь, какой-то там Леонардо да Винчи потратил для изображения на холсте некоей флорентийской домохозяйки целых четыре года…

Но вся беда в том, что эта псевдокультурная зараза не уступает в коварстве и изобретательности коронавирусу: видоизменяется, появляются новые штаммы… Сразу же предупреждаю: речь не идет о позитивном новаторстве, о талантливых рывках в неизведанное, в неведомое. Речь о халтуре, замаскированной чуть ли не под «гениальность», понять которую простой смертный не в состоянии.

На федеральном канале «Культура» как-то зашел разговор об итальянском «живописце» Лучо Фонтана. Почему у меня «живописец» в кавычках? Да потому, что маэстро Фонтана берет разноцветные холсты, а потом кухонным ножом делает на них надрезы – вертикальные, горизонтальные, косые, но надрезы. Публика млела от этих «шедевров», доходя почти до экстаза. Одна экзальтированная дама так и сказала:

– То, что мы видим глазами, нужно домысливать головой…

Представляете? Рафаэль, Боттичелли, Дюрер, Репин, Саврасов, Васнецов, наш дагестанский Халилбек Мусаясул так своих зрителей не напрягали: свое дело делали до конца, до последнего мазка, как великий да Винчи. А тут… Ну хорошо, будем домысливать. Но ведь входной билет на выставку подобных «шедевров» берут звонкой монетой сполна. Там нет скидки за домысливание!

Выше мы говорили о заразном свойстве псевдокультуры. Так вот вы, махачкалинцы, наверняка видели баннеры, посвященные юбилею ДАССР, размещенные по обе стороны проспекта Петра Первого, ведущего в Приморский микрорайон Махачкалы. С дагестанскими коврами все понятно – вот они, наши знаменитые ковры! Но что произошло с пейзажами? Я понимаю, оформители хотели как лучше и решили пооригинальничать. Но получился явный перебор.

Вот изображение известного на весь мир бархана Сарыкум. Я щурился, закрывал то один, то другой глаз, цеплял на нос очки, пытался, как на канале «Культура», то, что видят глаза, домыслить. Но видел только груду гранитных скал, но никак не песчаный бархан. Растр изображения был настолько масштабирован, что это «искусство» напоминало тот самый авангардный кубизм. И так, за редким исключением, все остальные пейзажи! Я, альпинист-любитель, не смог узнать ни одну из дагестанских вершин, даже те, на которых сам бывал…

Но закончим этот разговор тем же «Черным квадратом», чтобы чернота не застила нам глаза на настоящее искусство. Так вот, приоритет темы принадлежит вовсе не Малевичу, а английскому философу Роберту Фладду, который черным квадратом изобразил пустоту мира до его сотворения. И это было в 1607 году – задолго до рождения «шедеврального» автора! А что Малевич? Размалевал холст черной краской. У Фладда есть хоть философский смысл! И это ещё не всё: за несколько десятилетий до Малевича француз Альфон Алле написал картину «Битва негров в чёрной пещере тёмной ночью». Это тоже был чёрный квадрат.

Ну что тут скажешь? Может быть, мы не доросли до понимания подобных шедевров? И слава богу, что не доросли! Но чернота «Черного квадрата» под недремлющим оком либеральствующего клана субкультуры вот уже второй век тщится затмить светлый лик «Моны Лизы» великого да Винчи.

Понятно, что такое никогда не произойдёт. Но реальная опасность для нашей цивилизации, для нашего общества от субкультуры, которая уже стала, по мнению Александра Бастрыкина, деструктивной, существует.

Статьи из «Общество»

Кукушка

17
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

15
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

140
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

11
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

107
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

5
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...