Сетевое издание «Дагестанская правда»

14:55 | 26 марта, Вс

Махачкала

Weather Icon

Свободен человек – свободно общество

A- A+

Пошло уже третье десятилетие, как мы, россияне, взялись строить новое – демократическое - общество. Если мы окинем взором карту мира, то убедимся, что самые развитые государства в своих политических основах имеют гражданские общества, где человеку обеспечены все права для его свободного волеизъявления – политического, экономического, образовательного, мировоззренческого и творческого. Без таких прав человек потеряет всякий иммунитет к созидательной деятельности и самосовершенствованию.

Гражданского общества, говорит мировая политическая практика, в готовой форме не бывает – его надо созидать, формируя новое сознание в гражданах.

Без грамотного воспитания человека невозможно построить гражданское общество. Это аксиома, но это и магистральная проблема на пути к гражданскому самосознанию – культурному, цивилизованному. В этом деле прежде всего велика роль общеобразовательной школы. А что же происходит сегодня в школе в воспитательном направлении? Увы, завидного мало. Если говорить о классных часах, то они в большей степени посвящены текущим внутренним вопросам: посещаемости, успеваемости и т.д. Если даже и выйдут за эти рамки, то разговор чаще сводится к тому, как стать успешным человеком и прежде всего – в экономическом плане. Об эстетическом, этическом и психологическом – о том, как надо быть самостоятельным в отстаивании своей позиции и как это важно в жизни – говорят мало или же ничего не говорят. А ведь как бы ни были грамотны дети в овладении предметами, у них не будет счастливого будущего без чувства гражданской гордости.

Но есть и мировоззренческие функции у школы, цель которых – формирование передовой духовности, что фундаментально важно для построения гражданского общества. Такая духовность защитит человека от большого порока как фанатизм, который притупляет в человеке аналитическое чутье, и вот он не способен понять, что хорошо и что плохо. А такое состояние приводит к негативным последствиям, примеров чему много на Северном Кавказе.

Но в этом плане сегодня северокавказская общеобразовательная школа наталкивается на большие мировоззренческие трудности: из-за мощного наступления религиозной идеологии учителя предельно осторожничают в преподавании предметов по своим имманентным – внутренним – законам. Это особенно остро касается предметов естественного цикла – химии, биологии, физики. Ситуацию, считаю, следует коренным образом изменить, пока совсем не поздно: светское образование должно оставаться светским и преобладающим в формировании духовности школьников, студентов и всего взрослого общества, если мы хотим жить в подлинном гражданском обществе.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»