X
09:15 24.04.2019

Талант и душа поэта

Фатима Алиева, зав. отделом фольклора ИЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат филологических наук
Выпуск - 2019 № 123
37

Мажид Ахмедов – талантливый поэт-песенник. Он прожил долгую и счастливую жизнь, создал прекрасную семью, вырастил сыновей и дочерей. Работая учителем Кубачинской средней школы, он достойно проявил себя на поприще педагогики и образования.

Получив звания заслуженного учителя РД и отличника народного просвещения РФ, он возглавил родную школу в качестве директора, а затем долгие годы работал ответственным секретарем республиканского общества «Знание», впоследствии работал первым зам. министра по труду и занятости населения РД.

Куда бы ни забрасывала его судьба, он добросовестно и со всей ответственностью выполнял возложенные на него обязанности, всегда был полон энергии, сил и желания помочь своим односельчанам, району, оказать всем доброе содействие во всех начинаниях. Его активная жизненная позиция, стремление к самовыражению привели Мажида Ахмедова к песенному творчеству. За последние несколько лет им было издано около 10 поэтических сборников.

Он проявил себя как поэт-новатор, создавая стихи не только на даргинском языке, но и на его родном кубачинском диалекте. И сейчас в ауле Кубачи на торжествах, свадьбах поют песни на слова Мажида Ахмедова.

Хотелось бы более подробно остановиться на одном из последних сборников Мажида Ахмедова, вышедших на кубачинском диалекте, под названием «Процветайте, кубачинцы».

В сборник включены песни-посвящения, адресованные известным лицам, кубачинцам – врачам, писателям и поэтам, ученым, мастерам-ювелирам: Ибрагиму Шамову, Магомед-Расулу, Мисрихану Мисриханову, Набиюлле Акутта, Амирбеку Магомедову и многим другим.

Отдельное посвящение звучит в адрес кубачинца-мецената Кабукаева, который на центральной базарной площади села Кубачи на свои средства построил помещение с навесом для проведения торжеств, праздников. Это место в Кубачах принято называть Татнаддила. Здесь по четвергам проводится базар, собираются люди, есть укрытие от дождя. Автор подчеркивает, что весь народ благодарит его за это деяние, за то, что он постарался для своих односельчан создать такие удобства.

В сборнике Мажида Ахмедова важное место занимает гражданская лирика – это произведения о времени и о себе, о сущности человеческой жизни во всех её проявлениях. Любовь, дружба, патриотические чувства, высокие мечты, надежды – это все лирические раздумья автора. Он пишет о жизни, радостях, страданиях, творческом созидании, тонкостях человеческой души. В его поэзии находит своеобразное отражение современная действительность с её реалиями, проблемами, заботами и волнениями. Так, например, в песне «Пришли такие времена» автор негодует о том, что пришли такие времена, когда человек как фрукт продается, что у части современной молодежи нет намуса и уважения, его очень беспокоит, что старые традиции забываются. Его волнуют и проблемы социального неравенства.

По песням этого сборника чувствуется, что автор творит не ради собственного развлечения или забавы, а стремится донести до читателя свое видение явлений и вещей в надежде найти отклик в его душе. И не случайно из огромного запаса своих впечатлений, чувств, переживаний он отбирает именно те, которые соответствуют не только переживаниям и чувствам каждого человека, но и духу времени и той атмосфере, которая окружает его.

В сборнике Мажида Ахмедова особое место занимает любовная лирика. Это целый цикл песен, куда вошли такие произведения, как «Ты мне под стать», «Потому что ты рядом», «Любовь», «Ты как голубка» и др. В каждой из этих песен есть воспевание красоты, искренних чувств, мыслей и настроений автора. Они вызваны его определенным внутренним психологическим состоянием, его волнениями и переживаниями.

В цикле любовных песен автор часто обращается к известной в фольклорных произведениях форме построения текста через диалог парня и девушки. Лирические песни-диалоги широко распространены в фольклоре многих народов Дагестана: кумыков, лезгин, рутульцев, лакцев и др. Такая песенная форма способствует более глубокому раскрытию образа героев, их мыслей, чувств, волнений и переживаний. В фольклоре кубачинцев также известны песни-монологи и песни-диалоги, которые широко использует Мажид Ахмед в своем поэтическом творчестве. Он обращается к поэтическому арсеналу устно-поэтического творчества своего народа — к приемам контраста, гиперболы, антитезы, художественных параллелизмов, т. е.к таким поэтическим средствам, которые способствуют наиболее полному выражению его внутреннего духовного мира.

Статьи из «Общество»

Кукушка

9
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

9
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

45
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

10
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

103
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...