Купить PDF-версию
11:50 | 03 мая, Пт
Махачкала
X
06:02 21.08.2013

Талисман таланта

Расул Гамзатов – одна из самых колоритных фигур на нашем поэтическом горизонте. Его книги выходят огромными тиражами и немедленно раскупаются почитателями изящной словесности.

В чем заключено обаяние его лирики?  Некоторые критики считают, что успех пришел к поэту потому, что он принес в советскую литературу песни и краски Дагестана, чарующую романтику гор. Они утверждают, что сила дарования Расула Гамзатова – в его верности национальным поэтическим традициям.

Его поэзия возникла, окрепла, расцвела, получила огромную аудиторию потому, что само общество было заинтересовано в талантах. Оно заботливо растило одаренных людей, вышедших из недр народа. Поэзия Расула Гамзатова получила широчайшее распространение потому, что общество ставило и ставит одной из самых благородных своих задач подъем культуры во всех краях великой многонациональной страны, потому что оно борется за самые высокие идеалы человечества.

Гамзатов – яркий представитель нашей многообразной, многоязычной литературы.  

Неограниченной ширью большой Родины надо мерить поэзию Расула Гамзатова. Об этом хорошо сказал сам поэт: «От Пушкина до Твардовского русские поэты подарили мне Россию с ее историей, судьбой и душой. Шевченко и Рыльский подарили боль и радость Украины. Руставели и Леонидзе – нежность и мужество Грузии. Я благодарен Исаакяну, он оставил мне, аварцу, сияние Севана и теплоту армянской тоски по старинному Арарату. Когда я был в Кабардино-Балкарии, Кайсын Кулиев мне сказал: «Возьми, я отдаю тебе и Эльбрус, и мое родное Чегемское ущелье». Мне повезло. Мне, горцу, рожденному в далеком каменистом ауле Цада, поэты подарили целый мир, которого были лишены веками мои храбрые предки. И если я раньше говорил: мой Дагестан, то теперь я могу сказать: моя Россия, моя Грузия, моя земля».

Расул Гамзатов соединил в своих поэтических раздумьях чаяния всех горцев, их мечты, надежды, тревоги и заботу с нравственными устремлениями советских народов. Он принес в поэзию с гор то, что составляет духовные ценности, моральные потребности людей всех национальностей, вот почему общенародное, то есть интернациональное, общечеловеческое составляет главное содержание его глубоко философской лирики. Поэзия Расула Гамзатова вытекает из общего русла нашей культуры, в сокровищницу которой вносит свой ценный вклад народ Дагестана. В этом состоит чудесный талисман его яркого самобытного таланта. В этом первооснова его орлиного взлета.

Расул Гамзатов – певец своего времени. Он не замыкается в прошлом, не в нем ищет вдохновение. Поэт смело рвется в будущее, неведомое, незнакомое. Подобно Маяковскому, он умеет чутко слушать голос времени. Гамзатов стремится быть на гребне событий, стремится ответить своей лирой на вопросы, волнующие его современников.

Наш век называют космическим и атомным. Поэзия нужна сегодня как никогда людям. Она нужна не для отдыха и услады, а для самопознания, для определения своего места в общем строю. Она нужна как нравственный оплот и как горячий призыв. Этими ценными качествами отличается философская поэзия Расула Гамзатова.

Поэзия Расула Гамзатова полна раздумий. В них тревога за судьбы всего человечества и боль за обиды человека. В них гордость за человека, творца всего прекрасного на земле, и изумление перед грандиозными свершениями эпохи. Поэт старался понять и объяснить противоречия нашего времени, его радости и невзгоды. Он видит эпоху в ее диалектическом развитии:

Двадцатый век сурово хмурит брови.

Горы и Поэзия стояли у колыбели будущего поэта. Первое, что он увидел сквозь узкое окно сакли, – были горы. Скалистые великаны со всех сторон окружали аул. Неприступные, величавые, седые, они волновали воображение, побуждали к раздумьям, заставляли соизмерять бытие и действия с их могучей силой и неповторимой красотой. Горы были первой любовью и первой гордостью маленького Расула. 

Первое, что услышал Расул, – были стихи отца. Меря из угла в угол саклю, Гамзат Цадаса на слух проверяет только что родившиеся строчки. В них самоцветы народной речи были перемешаны с золотом народной мудрости. Стихи отца лились свободно, как дружеская беседа, как горный поток, вырвавшийся на равнину. Это были первые для Расула колыбельные песни. Они оставили глубокий след в его сознании, во многом определив его жизненную судьбу.

Гамзат Цадаса учил сына законам чести, гражданского долга. И уроки отца не прошли даром для сына.

Первым измерением, с которым познакомился поэт, была высота. Он видел, с каким трудом дается людям каждый шаг в горах вверх, как дорого ценится в народе каждый клочок земли, отвоеванный у гор. Поэт знал, как нелегко проложить в горах не только дорогу, но даже узкую тропу к перевалу.

Высота гop и высота человеческого духа особо ценятся в аулах Дагестана. И потому высота стала мерой труда и поэзии в стихах Расула Гамзатова.  

Свободно владея разнообразными поэтическими жанрами, Гамзатов достиг особого совершенства в жанре короткой лирической миниатюры. Здесь он создал много истинных шедевров. В его маленьких стихотворениях, спрессованных до предела, мысль обладает огромной взрывной силой. Они живописны. Поэт умеет несколькими строчками создать впечатляющую картину. 

Главное место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Гамзатов – певец любви. Любовь в его стихах предстает как чувство возвышенное, всепоглощающее, способное вдохновлять человека на великие подвиги и дела. 
Любовная лирика не изолирует поэта, да и читателя, от других чувств. Она наполняет людей радостью, желанием трудиться, бороться.

Эта лирика – лирика гражданственная. Расул Гамзатов не чурается поэтической публицистики. Он как истинный боец смело и открыто сражается против сил старого мира, против цивилизованного варварства империализма, против всего, что омрачает жизнь людям, что уродует красоту. Он гневно выступает против равнодушия, эгоизма, подхалимства, высокомерия. Он прославляет честность и доброту, трудолюбие и верность. Он наносит свои удары по всему тому, что пытается маскироваться под добро. Его стихи, посвященные этим темам, всегда злободневны и политичны, они подлинно поэтическая публицистика. Гражданская тревога поэта всегда обращена к сердцу и разуму человека. 

Гамзатов не пишет песен, лишь отдельные его стихи положены на музыку, но вся его поэзия необычайно музыкальна. Потому что истинная поэзия – это музыка в словах, а настоящая большая музыка – это поэзия в звуках. Эта внутренняя музыкальность стихов поэта обладает огромной притягательной силой. Она открывает поэту сердца читателей. Об этом свидетельствует, в частности, успех его знаменитых «Журавлей».

Гамзатов удачно пробует свои силы и в области прозы. Причем прозаик Гамзатов по самобытности стиля, по яркости мысли не уступает Гамзатову-поэту. Он написал книгу «Мой Дагестан», которая в этом убеждает (перевод сделан В. Солоухиным).

«Мой Дагестан» – удивительная по содержанию и форме книга. Это не роман, хотя в ней налицо обширная историческая перспектива, глобальность рассматриваемых событий, широта охвата общественных явлений. Это и не повесть, рассказ в книге ведется от первого лица, что придает ей задушевную, интимную повествовательность. Это и не поэма, хотя большинство из страниц написано белыми стихами и в ней много поэтических строф. Книга «Мой Дагестан» ближе всего к жанру современного эссе. Здесь автор выступает одновременно и главным рассказчиком, и главным героем.  

«Мой Дагестан» – это и поэтическая сюита. Она органически вобрала в себя многочисленные миниатюрные новеллы, нравоучения, притчи. Самостоятельные сами по себе, они ярко иллюстрируют рассуждения автора, лишая их той неизбежной назидательности, которая всегда возникает в произведениях, где автор, утверждая моральные ценности, ограничивается своим опытом, своими выводами, суждениями. В основе книги «Мой Дагестан» лежит опыт народа с большой историей и трудной судьбой. Поэт смотрит на него, оценивает его с позиции современности, меря его строгой мерой коммунистических идеалов.

На страницах книги алмазные россыпи афоризмов. Подобно хлебосольному горцу, который, нанизывая на шампуры кусочки баранины, чередует их с луком, перцем, помидорами и разными специями, чтобы гость лучше почувствовал аромат свежего мяса, поэт обильно пересыпает свое повествование изречениями, пословицами, афоризмами, очаровывая читателя красочностью и образностью своего поэтического стиля.

«Мой Дагестан» – это поэтический манифест пламенной любви поэта к родному языку, родной земле, родному народу, любви сильной, высокой. Для Расула Гамзатова Дагестан – неразрывная составная часть его большой родины – Союза Советских Социалистических Республик. 

В этой книге художник особенно полно изложил свою эстетическую программу, свои взгляды на место советского писателя в жизненном строю, на роль литературы в формировании коммунистической сознательности людей. Он решительно выступает против творческой инертности. Он за живое слово, способное зажигать сердца.

Читая страницы этой книги, нетрудно заметить, какой нравственный кодекс отстаивает автор, какие мнимые моральные ценности он отвергает. Рассуждая о разных сторонах нашей общественной жизни и о творчестве, Гамзатов ставит важные вопросы и на них отвечает. Не со всеми его ответами можно бесспорно согласиться, однако нельзя не отдать ему дань уважения за открытое, честное суждение. Все это освещено доброй улыбкой, а иногда иронией или пронизано острым, как аварские кинжалы, сарказмом тогда, когда речь идет о том, что мешает людям жить и трудиться. Автор и сам далек от мысли, что его книга совершенна и безупречна. Вот его суждения на этот предмет: «Книга моя – как ковер, который закончен и разостлан, чтобы увидели его впервые весь сразу. Я вижу на нем много неверных линий, сбивчивых рисунков, невнятных узоров, орнамент кое-где нечеток и крив, но исправить эти ошибки уже нельзя – ковер соткан. Чтобы исправить самую малую его деталь, нужно распускать весь ковер».

Поэт обрел свой самостоятельно сильный голос. Его поэзия давно вышла за пределы Дагестана. Она стала достоянием всех народов нашего великого Союза. Она слышна и за его рубежами. В этом главный итог, с которым Расул Гамзатов приходит к своему пятидесятилетию.

 

Статьи из «Общество»

«Святой» электрик

1
Работу Самур нашел через месяц. Случайно наткнулся на объявление. С утра пораньше...

Слушайте радио!

0
Дагестанское радио развивалось и совершенствовалось в течение десятилетий и оставалось для...

А что еще для счастья нужно?

92
_ Весна – горячая и ответственная пора для всех людей, трудящихся на земле. Надо перекопать...

Поехали в Балхар!

1
Солнечный луч, нагло проигнорировав жалюзи на окнах, скользнул в комнату и пробежался по...

Не лишним будет знать…

1
Правила дорожного движения водитель знать обязан, а вот другие нормативно-правовые акты,...

Китайские мотоциклы в России

1
Рынок мотоциклов в России не такой большой, как рынок автомобилей, и насыщен он примерно...

Весна трудом красна

29
Мир! Труд! Май! С такими лозунгами выходили мы на первомайскую демонстрацию не так давно....

Сильные духом. Вахта памяти погибших на войне

27
Со дня окончания Великой Оте­чественной...

Городская среда благоустраивается

10
Федеральный проект «Формирование комфортной городской...

«Черные орлы» расправляют крылья

68
Несколько лет назад я впервые попала на открытие...

Видеокамеры могут отключить

16
Некоторые комплексы придется отключить после того, как появятся новые требования к установке дорожных камер, над которыми Минтранс РФ пока еще работает. Так,...