Купить PDF-версию
18:44 | 04 июня, Ср
Махачкала
X
09:58 15.05.2025

Травле – нет!

Всё чаще в новостных лентах встречаются сообщения о самоубийствах детей. Возраст разный: от подростков 15–16 лет и до, страшно сказать, 8–10-летних. Другими словами, как правило, это школьники. И невольно задаёшься вопросом: не в школьных ли проблемах причина фатального решения маленького человека?

Новое слово современной реальности – буллинг. Травля, то, что в армии называют «дедовщиной». По некоторым данным, 30–50 % детей сталкиваются с буллингом. Школьная травля мешает учёбе, создаёт напряжённую атмосферу в классе, угрожает психическому и физическому здоровью не только жертве, но и её преследователям.

Школьники 80-х устраивали нечто подобное, называли это бойкотом. Провинившийся подвергался остракизму – с ним не общались, не дружили, его просто игнорировали. Страшное наказание. Но то, что происходит в последнее время, – это уже настоящая жестокость. Жертва сталкивается с оскорблениями, угрозами, порчей или кражей имущества и другими издевательствами в школе, вплоть до физического насилия. Обычно на открытое выражение неприязни идут дети начальных и средних классов. А вот подростки практикуют сплетни, бойкотирование, манипуляции.

Чаще всего агрессоры начинают травлю, чтобы самоутвердиться, привлечь внимание окружающих. При этом прикрываются отговорками вроде «это просто шутка» или «я не сделал ничего плохого». Однако их действия унижают, подавляют чувство собственного достоинства у жертвы, вызывают страх, заставляют ощущать беспомощность и одиночество.

Издевательства над одноклассником могут продолжаться очень долго, если оставить всё как есть. Нужны незамедлительные меры со стороны школы, родителей.

Трудность своевременного решения проблемы в том, что дети, которых третируют в классе, как правило, просто боятся обратиться за помощью. К сожалению, одноклассники жертвы буллинга зачастую смотрят на издевательства равнодушно, по принципу «лишь бы меня не трогали».

С развитием интернета и соцсетей получил широкое распространение кибербуллинг, и тогда ребенок не чувствует себя в безопасности даже дома.

Вот мы подошли к главному – дом, семья. Именно здесь, по мнению психологов, кроются причины агрессивного поведения ребёнка в школе либо его страха перед обидчиками. Свидетели насилия в семье или даже жертвы насилия со стороны родителей переносят такое поведение в школу, считая его нормальным. Иногда буллинг для них становится выходом негативных эмоций, вызванных домашней ситуацией.

Готовится законопроект, где будут закреплены понятия «травля» и «организатор травли», а также обязанность школ сообщать о случаях буллинга в Комиссию по делам несовершеннолетних и полицию

Конечно, существуют личностные и возрастные кризисы подростков, их излишняя эмоциональность с одной стороны и неразвитая эмпатия – с другой, желание лидерства. Все эти особенности в подростковом периоде не должны стать доминирующими в формировании их поведения в социуме. Потакание капризам, отсутствие должного внимания к психическим особенностям ребёнка со стороны родителей прежде всего ведут к утверждению в его сознании своей вседозволенности и безответственности в отношениях с другими людьми.

Результат для жертвы неутешительный – склонность к психическим расстройствам, фобиям, нарушениям пищевого поведения, депрессии. Это негативно сказывается на его текущих успехах в школе, кроме того, оставляет отпечаток на всей будущей жизни ребёнка: он теряет навыки социальной адаптации, уверенность в себе, может долгие годы испытывать тревогу, подавленность, одиночество, недоверие к окружающим, сложности со здоровьем и концентрацией. У буллинга может быть и трагический исход – жертвы школьной травли предпринимают попытки суицида.

Как родителям распознать буллинг? Психологи выделяют такие его признаки, как плохой сон, следы побоев и испорченные вещи, нарушение или отсутствие аппетита, потеря веса, ухудшение успеваемости, нежелание ходить в школу, энурез, нервные тики, подавленное состояние или вспышки агрессии, замкнутость, стремление всё время проводить за чтением, видеоиграми и другими увлечениями, саморазрушающее поведение – побеги из дома и пр.

Помочь ребёнку могут прежде всего родители. И тут главное – их любовь, забота и ни в коем случае не обвинения ребёнка в том, что он слаб.

Решение проблемы невозможно без участия классного руководителя и администрации школы. Если ничего не меняется, то родители могут обратиться в управление образования, в Комиссию по делам несовершеннолетних, Уполномоченному по правам ребёнка, в прокуратуру наконец.

Велика роль учителя в разрешении конфликта. Преподаватель не должен запугивать или угрожать зачинщикам травли, но обязан объяснить им, насколько недопустимо и опасно подобное поведение.

Очень важно учителю своими действиями не провоцировать буллинг: не допускать регулярные осуждающие высказывания в адрес одного ученика, не выделять любимчиков, давать каждому школьнику возможность проявить свои способности.

В настоящее время в российском законодательстве нет закона, который предусматривает ответственность за травлю в школе. Ответственность за это регулировалась статьями Уголовного и Гражданского кодексов, Кодекса об административных нарушениях.

Но вскорё все может измениться: готовится законопроект, где будут закреплены понятия «травля» и «организатор травли», а также обязанность школ сообщать о случаях буллинга в Комиссию по делам несовершеннолетних и полицию. Председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев рассказал и об антибуллинговых мероприятиях, которые предлагается проводить в школах: это уроки, специальные занятия, просмотры фильмов. В случае травли социально-психологическую работу будут проводить со всем классом, а не только с жертвой и обидчиком.

Для детей и родителей, столкнувшихся с проблемой буллинга, работает портал «Травли NET».

Статьи из «Общество»

Памяти защитников Ленинграда

4
Сотни дагестанцев приняли участие на прошедших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области...

Родом из Куруша

3
Талантливые дагестанцы в самых разных регионах нашей страны добиваются признания и...

Архитектор Байконура: наследие Албури Алхазова

2
В день юбилея космодрома Байконур...

Нескучный отдых

6
Режим дня у ребятишек расписан буквально по часам. Программа насыщенная и вместе с тем очень...

Нежелательные НКО – статус, примеры, контрмеры

22
Под короткой аббревиатурой НКО понимаются...

Загир Арухов как символ эпохи

43
Мучительные вопросы о будущем Дагестана не давали покоя группе реформаторов, среди которых...

История одного села: Тукита

217
Давненько не выезжала я в путь-дорожку, не рассказывала интересных историй, не знакомила вас...

Ожившая сказка

19
«Дети – цветы жизни». «Дети – смысл существования». Эти фразы знают все, но за ними –...

Выжил вопреки смертям

10
Наша страна, а вместе с нами и наши друзья из дружественных государств торжественно отметили всенародный праздник – 80-летие Великой Победы над фашистской...

Коллега и патриот. Не стало Алика Абдулгамидова

163
Тяжёлая весть о кончине известного...

Кисть Айвазовского или карандаш карикатуриста?

19
Почти год назад в «Дагправде» вышла статья...