У машины все должно быть прекрасно: кузов, салон двигатель
Надо ли мыть двигатель своей машины, а если надо, то как, чтобы ему при этом не навредить? В отличие от кузова, грязный двигатель не так заметен. Его чистоту, казалось бы, сможет оценить только автомеханик, когда откроет капот.
Чистый двигатель приятнее обслуживать. Замена моторного масла, воздушного фильтра, свечей зажигания – все это гораздо проще проделывать на чистом двигателе. Вы скажете, что все обслуживание вашей машины происходит в автосервисе? Ну, тогда двигатель должен быть еще более чистым. Ведь когда вам предстоит визит к врачу, например, на медосмотр, вы перед этим посещаете душ, не так ли? То же и с визитами в автомастерские. Иначе ваши мастера не только вас будут про себя ругать и считать неряхой, но и отношение к машине у них будет более небрежное.
Однако не все так просто. Исправный двигатель (исправный в том смысле, что у него нет потеков масла) нуждается в мойке хотя бы один раз в год. При этом мы учитываем следующие соображения. Чистый двигатель меньше склонен к перегреву. Ведь пыль и грязь служат чем-то вроде шубы, и сильно грязный двигатель просто обязан перегреваться. Да, система охлаждения скорее всего справится с этим небольшим перегревом, но зачем же ей усложнять работу.
Чистый моторный отсек менее пожароопасен. Теоретически потеки масла в моторном отсеке могут привести к воспламенению двигателя. Например, вследствие перегрева выпускного коллектора или прорыва выхлопных газов, или искра где-то «щелкнула», а тут горючие пары.
Итак, двигатель мыть надо. Худшее, что можно при этом использовать, это установки для мойки под давлением. И дело даже не в том, что струя от того же «Керхера» делает дырки в утеплителе на капоте и сбивает все наклейки с различной информацией в моторном отсеке. После мойки под давлением вода скорее всего попадет в свечные колодцы, в корпуса различных реле и блоков управления, разъемов и там, не высыхая неделями, будет инициировать коррозию. При этом отказ электрики может произойти только через несколько месяцев, когда о мойке вы уже и забыли. Поэтому по ее завершении всю воду надо будет удалить с помощью сжатого воздуха, разобрав при этом и разъемы, побывавшие под струей. Выход из этой ситуации один: перед процедурой спросить у мойщиков, гарантируют ли они исправность двигателя после их вмешательства. Если нет, откажитесь от их услуг.
Более щадящая, а следовательно, более приемлемая, на мой взгляд, процедура мойки двигателя выглядит так. Опрыскайте холодный двигатель (впрочем, можно весь моторный отсек) моющим составом в аэрозольной упаковке и через десять минут все смойте слабой струей или просто полейте из ведра. При этом надо помнить, что, если двигатель будет слишком горячим, моющий состав очень быстро высохнет, не успев при этом растворить грязь. Это не говоря уже о том, какой вред может нанести холодная вода горячему двигателю. Поэтому перед мойкой обязательно остудите двигатель. Пока мотор будет стоять и откисать под воздействием моющего состава, некоторые места его можно и кисточкой потереть. Но обычно это требуется более загрязненным двигателям.
Можно использовать стиральный порошок. Но он плох тем, что очень сложно вымывается, а если этого не сделать, остатки порошка усилят коррозию контактов в разъемах. Можно для отмывания двигателя использовать и бензин, правда, с риском сжечь машину. Чего не скажешь про керосин: он воспламеняется гораздо хуже, но и хуже отмывает.
Когда мытье двигателя, да и всего моторного отсека закончится, еще раз сполосните все водой и, открыв капот, оставьте машину сушиться на солнце. Если есть возможность использовать сжатый воздух, процесс сушки можно ускорить. Но при этом, обдувая двигатель сжатым воздухом, можно задуть капли воды туда, где они впоследствии будут совсем лишними. Например, в те же свечные колодцы. Тогда при последующем запуске двигателя, особенно при его ускорении, один или несколько цилиндров работать не будут. Если мотор раньше не разбирали, есть надежда, что все уплотнители стоят на месте и не упразднены местными «умельцами» за ненадобностью, резина в них все еще эластичная, и ничего страшного не случится. Если же вода на свечи все-таки попадет, то желательно их снять и высушить отдельно. Только сначала надо убедиться, что в свечных колодцах нет воды. Нет сжатого воздуха, промокните воду салфетками или тряпками. Генератор, стартер, аккумулятор – все это можно поливать водой сколько угодно.
Итак, двигатель мыть можно и нужно. При этом если не будете использовать установки высокого давления, двигатель из строя вы не выведете. А если и зальете свечи, их несложно и почистить. И главное, следите за тем, чтобы вода не попала в цилиндры, т.е. не мойте двигатель в полуразобранном состоянии (со снятыми воздуховодами, снятым воздушным фильтром, вывернутыми свечами и т.п.).
Одна особа женского пола «из рода блондинок», лишь недавно севшая за руль автомобиля, была несказанно удивлена однажды моим откровением, что я регулярно мою двигатель. Ну, ей Богу, приятно же, открыв капот, увидеть там сияющий от чистоты двигатель. Эта «автомобилистка» с уверенным видом заявила мне, что мыть двигатель нельзя, иначе он испортится. И что же вы думаете? При очередной мойке я замкнул-таки один предохранитель, который потом нашел ох как не сразу. Двигатель не заводился. Каково же было веселье моей знакомой!