Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:00 | 04 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Успеть стать успешным

A- A+

Конец учебного года ознаменовался серьезными переменами в общественной жизни страны. Президент РФ Владимир Путин вступил в должность и сразу подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В документах предусмотрено проведение до конца года мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений.

В этих условиях для дагестанских учебных заведений становится  важно поддержание своего имиджа и своевременное предложение населению и всем заинтересованным сторонам достоверной информации, тем более, что обеспечение информационной прозрачности считается признаком добросовестности рынка образовательных услуг. Перемены всегда несут за собой дополнительные усилия коллектива, изменения. Без перемен   невозможно представить движение вперед.

Меняется время – меняются и требования товаропроизводителей к специалистам. За почти 60-летнее существование колледжа многократно менялись программы, учебные планы. Поменялась практически и сама система профессионального образования, ее ценностные ориентиры. Идет активная работа над разработкой и внедрением в образовательный процесс программ, учебных планов и профессиональных модулей 3 поколения.

Новый стандарт отражает заказ на образование от государства и бизнеса. Справедливости ради стоит отметить, что в истории отечественного образования был более чем полувековой период, когда интересы личности как таковые для государства не существовали по определению. Система советского образования выполняла социальный заказ на «производство» определенного человека. Отсюда в качестве приоритетных задач они попеременно выдвигали идеи: то защитника Отечества от агрессора, то труженика в народном хозяйстве, то коллективиста своего времени, «который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами», то гармонично развитой личности и прочее. Не секрет, что современная школа тоже не дает четкого представления о том, как выбрать профессию и стать востребованным специалистом. Теоретические знания помогают школьникам при поступлении в колледж и сдаче экзаменов, но они не способствуют никакому пониманию таких понятий, как «конкурентоспособность» и «личностный рост».

Для того, чтобы выполнить образовавшийся разрыв, мы не пожалели времени и разработали хороший рекламно-информационный материал. Представили его на стендах в школах города Хасавюрта, закрепили за ними наших работников и проводили с выпускниками школ активную  профессиональную работу. Интереснее стали проходить дни открытых дверей. Здесь у выпускников школ есть возможность не только увидеть презентации и стенды «Наш колледж», но и познакомиться и с материально-технической базой, пообщаться с педагогами, мастерами производственного обучения, студентами.

Сильное впечатление на школьников производят встречи  с бывшими одноклассниками, ныне студентами колледжа, и их рассказы о профессии, учебе и производственной практике. Именно они в очень интересной форме делают рекламу профессии и колледжа, где учатся сами.
Для более эффективного проведения профориентационной работы колледж тесно взаимодействует с Администрацией города Хасавюрта, его управлениями и отделами.

Однако есть и проблемы. В связи со сложной демографической обстановкой и переходом на подушевое финансирование некоторые директора школ решают за ребят, что им будет полезно для будущего профессионального самоопределения, а что нет. Отдельные школы не идут на тесное сотрудничество с колледжем, но мы продолжаем активно работать с ним.

Весь этот комплекс мероприятий выводит профориентационную работу на новый уровень, помогает выпускникам школ проектировать свое профессиональное будущее. В процессе таких мероприятий работники колледжа выявляют наиболее мотивированных и заинтересованных в получении той или иной специальности школьников, с которыми в дальнейшем ведется работа.

Инструментами профориентационной деятельности становится банк данных выпускников колледжа с информацией об их трудоустройстве, мониторинг, анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда.

ФГОС – это реальность, определяющая политику и подходы в профессиональном образовании. И полемика по стандартам не прекращается в колледже и по сей день. Судя по эмоциональному накалу высказываний на педагогических и методических советах здесь было все: и растерянность, и надежда, и оптимизм, и недоумение среди членов коллектива. Все как в жизни.

Особую растерянность вызвало то, что в последнее время преподаватели образовательных учреждений  республики столкнулись с проблемами низкой мотивации студентов к получению знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Причин тому много, но основная — неуверенность молодых в завтрашнем дне. Обучаясь в ВУЗе или ССУЗе, они не знают, где впоследствии найдут применение полученным знаниям, будут ли работать по специальности. Часть ребят изначально поступает в учебные заведения, зная то, что им нужен только диплом. Все эти факторы оказывают значительное влияние на качество обучения.

Ведь невозможно научить человека, тем более, если он этого не хочет, никакие уговоры  и угрозы эффекта не имеют. Преподаватель в такой ситуации вынужден искать способы заинтересовать студентов, заразить их своей любовью к предмету, к будущей профессии. Конечно, это требует от педагога дополнительных сил и времени. Но работать по старинке и ждать пробуждения сознательности в студенческих умах невозможно и контпродуктивно.

Чем же мы заинтересовываем студентов? Варианты порой подсказывает сама жизнь. Это прежде всего хорошо мотивированная профориентационная работа среди выпускников школ города Хасавюрта и Хасавюртовского района.

Казалось бы, обычные экскурсии на ООО «Хасавюртовский консервный завод», ООО «Вымпел» приводят студентов сначала в восторг, который затем сменяется удивлением. И поражаться есть чему, оказывается, профессия, которой они обучались на протяжении нескольких лет, очень даже востребована на рынке труда. Судя по данным опроса, проведенного среди студентов, посетивших  ООО «Консервный завод» и филиал Сельхозбанка, 73 процента из них старались бы учиться лучше, если бы получили такой опыт на первом курсе, и что особенно отрадно, около 95 процентов повторно бы выбрали свою  специальность, если  бы вновь поступили в колледж. Не менее интересно наблюдать за поведением студентов в производственной ситуации в период практики, когда на него смотрят как на специалиста и ждут от него профессиональных действий. Простое человеческое самолюбие не позволяет в большинстве случаев ударить в грязь лицом. Студент, который вчера не мог связать двух слов, начинает усиленно вспоминать профессиональную лексику и пытается ответить на вопросы. Важно, чтобы таких моментов было как можно больше. Ведь не секрет, что теоретические знания, полученные в колледже, необходимо закреплять на практике. Задача преподавателя постоянно доводить эту мысль до студента. А значит, еще раз повторюсь, нужно делать на это упор с первых курсов.

Стандарт обязывает образовательные учреждения создавать для студентов индивидуальные образовательные траектории. И это — вызов сегодняшнего дня. Что может сделать отдельно взятое учебное заведение, работающее в рамках новых ФГОС, для каждого студента? Как построить работу так, чтобы понятие «модернизация профессионального образования» не было декларативным? Чтобы в потоке ежедневной рутины не забыть: а ради чего, собственно, оно затевалось.

С 2009 года колледж является инновационной площадкой по внедрению новых форм и методов обучения. В настоящее время колледж осуществляет инновационные проекты по трем направлениям: управление качеством образования в СПО; формирование профессиональных компетенций студентов колледжа; создание практико-ориентированной среды колледжа.

Идея создания инновационной практико-ориентированной образовательной среды стимулировала создание современных кабинетов, лабораторий, учебных центров и т.д. Для отработки практических навыков, к примеру, центр компьютерной диагностики для автомобилей, тракторов и современных комбайнов, учебный имитационный центр «Консервный завод», учебная программа КАРЛ по экономике предпринимательства и более 200 учебных фильмов. Все, кто бывал у нас из других ВУЗов и ССУЗов, очень лестно отзываются о наших кабинетах и лабораториях. Они оснащены и оформлены так, чтобы в них можно было  получать самое главное требование ФГОС и рынка труда: навыки и умения.

Одна из задач педагогов колледжа – постоянно мотивировать студентов на развитие, задействовать все каналы восприятия. Говоря иначе, окружающая  обстановка должна не только нести информацию, но и развивать культуру у студентов. В нашем учебном заведении мы особенно старательно учим студентов культуре речи и поведению, элементам национальных танцев и приемам рукопашного боя.

Как показывают исследования общероссийской общественной  организации «Опора России», ключевое препятствие для развития малого и среднего бизнеса — недостаток  квалифицированных кадров. По-прежнему остро стоит проблема низкой доступности и земельных участков. Дефицит финансовых ресурсов лишь на третьем месте. Земля — главное богатство нашей республики. Большая часть территории Дагестана относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому Президент республики М.Магомедов в своем Послании Народному Собранию РД разумно отмечает проблемы рационального использования сельскохозяйственных земель, включая личные аспекты. Это особенно актуально с учетом нынешнего состояния сельскохозяйственных земель.

Основу не писанной энциклопедии жизни на селе, в республике в доперестроечный период составляли накопленный в каждом колхозе и совхозе опыт и навыки по производству сельскохозяйственной продукции.

Но сегодня пахарь должен быть настоящим творческим человеком, умеющим быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, учитывать и соединять в единое множество данных экономических, почвоведческих, биологических, метеорологических факторов. Этот набор вариантов решений для самых разных хозяйственных природных ситуаций мы стремимся привить студентам на практических занятиях. Это мы проводим путем визуализации технологических процессов возделывания с/х культур с помощью интерактивной доски и учебных фильмов, приобретения современной техники и технологии. Как  результат, наш студент отделения «Механизация сельского хозяйства» Адам Махмаев занял 2-е место впервые в истории СПО республики во всероссийской олимпиаде  профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальности «Механизация сельского хозяйства» и стал дипломантом конкурса «Лучший пахарь России-2012», а другой студент этого отделения М.Такаев тоже впервые занял 1 место в этом же конкурсе в номинации «За быстроту и качество выполнения технологических операций». Студенты Тер-Казарян и Адам Юсупов стали победителями Регионального этапа Всероссийской олимпиады по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». А студентка Диана Гусейнова была лучшей в двух номинациях: «За высокий уровень теоретической подготовки в области бухгалтерского учета» и «Лучший результат в профессиональном задании «1С: Бухгалтерия» во Всероссийской олимпиаде по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Обязательным условием успеха в любом важном деле являются кадры, поэтому подбору, обучению и воспитанию педагогических кадров мы уделяем очень серьезное внимание. В результате можно смело утверждать, что в Хасавюртовском колледже трудится высокопрофессиональный коллектив, для которого  благодаря поддержке республиканского Министерства образования и науки  удается создать необходимые условия для работы. И  это дает основание спрашивать с преподавателей о качестве работы и повышении результативности обучения студентов.

Качество представляемого профессионального образования  является главным конкурентным преимуществом для любого колледжа, работающего на рынке образовательных услуг. Одним из  наиболее значимых событий в сфере образования, представляющих лучшее, что формирует сегодня российскую систему образования, стал  Всероссийский форум «Образовательная среда». Ежегодно он собирает лучших представителей  инновационного движения в отечественной педагогике, представляет результаты реализации Федеральной целевой программы развития образования. В конце прошлого года в работе 13-го форума, который проходил в Москве, впервые принял участие и Хасавюртовский аграрно-экономический колледж. Организаторы форума «Образовательная среда-2011», участники, посетители форума высоко оценили представленные проекты, отметив большой опыт и творческий подход руководства и коллектива колледжа в модернизации образования  колледжа в системе СПО. Колледж стал дипломированным  участником в двух номинациях представленных проектов на ВВЦ: «Современные подходы в организации и обеспечении профессионального  и производственного обучения в условиях модернизации образования в колледже», посвященной научно-методическому обеспечению качества профессионального образования,  и «Инновационные технологии проведения практических занятий по специальности «Механизация сельского хозяйства», представляющей новейшие технологии и содержание образования в колледже.

Жюри выставки особо отметило экспозицию, оформленную преподавателями нашего колледжа, наградив дипломом «За разработку и демонстрацию проектов, направленных на повышение качества образования». Наивысшим показателем успеха на форуме явилось вручение директору колледжа Золотой медали Всероссийского выставочного центра.

Шарм  Дагестана – в его молодости. У нас высок удельный вес молодежи и детей в структуре населения. В Дагестане этот показатель составляет 29 процентов, в то время как по Российской Федерации – лишь16. Все лучшее, что есть в Дагестане, — это от молодости. Много плохого – тоже от нее.

Молодежь, даже имея соответствующие знания, до недавних пор не шла на работу в сельскохозяйственное производство. Сегодня в Дагестане более 43 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), и лишь каждый четвертый может наладить свой бизнес. Поэтому день ото дня эти крепнущие фермерские хозяйства республики все сильнее нуждаются в таких специалистах, вследствие чего также они стали более привлекательными для выпускников нашего колледжа. Как результат – 42 процента выпускников прошлогоднего выпуска трудятся на селе.

Мы, руководители  и преподаватели колледжа, видим свою ответственную миссию в том, чтобы готовить компетентных специалистов, конкурентоспособных  на рынке труда и обладающих высокими профессиональными качествами и тем самым помогать эффективному решению экономических и технологических проблем агропромышленного комплекса Республики Дагестан.

Абдурагим Бексултанов, директор Хасавюртовского аграрно-экономического колледжа

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»