Воровская психология homo sapiens
Почему люди воруют? Врождённое ли качество – воровство? Почему не все воры «сидят»? И, наконец, что прикажете делать с ними?
… Помню своё детское первое и последнее воровство: украл у товарища кубарь. Ну, юла из деревяшки, с одной стороны заострённая. Стегаешь её самодельным кнутом, она вращается на зимнем льду, и гоняешь ее по аульским улочкам – забава потрясающая!
Да уж было, до сих пор стыдно. Понятное дело, уже во взрослой жизни извинился перед приятелем, посидели, повспоминали, да и посмеялись. И всё равно на душе дискомфорт остался. Значит, нельзя брать чужое, нельзя воровать!
Но это сакральное правило нарушается на самых разных социальных уровнях. Федеральный центр ведёт активную борьбу с бюджетным воровством, тому иллюстрацией громкие аресты высокопоставленных чиновников по всей стране. Индульгенцией для самих задержанных является то, что они считают, мне кажется, государственную собственность ничейной. Да и для обывателя моральная лазейка: хороший же был человек, что-то построил, кому-то чем-то помог, да ведь своя рубашка ближе к телу… И украл не из твоего кармана, с кем не бывает!
Со многими не бывает! Ну не все чиновники понимают, что государственное — значит общенародное, наше с вами добро. Ведь элементарно: если из казны переложить деньги в свой карман, там их станет меньше и социальные проекты, какими бы программами их ни называли (приоритетные, первоочередные и т.д. и т.п.), будут буксовать из года в год, что мы и наблюдаем. То есть у тебя на психологическом уровне табу на недозволенное. Есть люди, и их, слава Богу, большинство, которые ни за что на чужое не позарятся, воровать для них действительно смертный грех. Но есть и такие (их, слава Богу, меньшинство), которые не упустят случая прикарманить чужое.
Может быть, это свойство генетическое? То есть существует в организме человека ген, заставляющий его воровать? Стоп! Медицина определила психическую болезнь, которую назвали клептоманией. Такой человек должен «сидеть», но не в зоне, а в психиатрической больнице. Потому уголовному преследованию и не подлежит.
Но тогда почему же психически нормальный человек ворует? Тут, на мой взгляд, причины следующие: две общеизвестных и одна закамуфлированная. Во-первых, среда, где он вырос; во-вторых — семья, в которой с нравственностью проблемы. В-третьих…
Не торопитесь забросать меня камнями. Знаю, что во всех трёх авраамических религиях, в том числе и в исламе, существуют заповеди: не убий, не кради, не возлюби жену ближнего. Но воруют же! Хотя сейчас только ленивый не ходит в божий храм, совершает хадж, в том числе и хакимы, за которыми потом приезжают автозаки.
Почему же воруют? А потому что все религии предписывают покаяться в грехах, в том числе и в воровстве, и ты Всевышним будешь прощён. Я нарочно прибегаю к упрощённой схеме, чтобы не запутаться в конфессиональной казуистике. Бог милостив: что бы ты ни натворил, раскаешься — будешь прощён. Всё просто!
Вот эту лазейку-то и используют иные люди, чтобы присвоить чужое, особенно государственное. Казнокрад как соображает? Во-первых, думает он, подписывая фальшивые акты, ворует и вышестоящее начальство. Во-вторых, рассуждает он, записывая на родственников приобретённую на бюджетные деньги недвижимость, я потом покаюсь, Творец меня простит, ведь украл-то не у соседа — у государства, а это нечто безликое. Есть ещё и «в-третьих»: не всякий ворюга верит в загробную жизнь – никто оттуда не вернулся; ад, может, существует, а может, и нет, а на земле всё материально, я лучше тут поживу в своё удовольствие.
Знаете, в этом контексте прихожане криминального капища придумали даже свой псевдорелигиозный слоган: кто на этом свете хорошо, сыто прожил, тот и на том свете так же проживёт. Цинично, конечно, но иные действительно верят в эту «заповедь»! До покаяния ли тут?! В этом смысле и народ не остался в долгу, придумал поговорку: если вас поцеловал вор, то потом пересчитайте свои зубы…
Есть ещё один, не менее важный атрибут, сопровождающий любое правонарушение, – наказание на грешной земле через конкретную статью уголовного кодекса, которая и определяет срок пребывания на нарах. Это очень важный момент в психологии вора, особенно бюджетного. Однако не боится он зоны! И в этом случае есть «во-первых», «во-вторых» и т.д. Авось не поймают, поймают — отмажусь в суде, а то и в зоне. Могу и в зоне малость посидеть, вернусь, а денежки-то мои в надёжном месте…
Вы не поверите, в нашей республике был конкретный случай на эту тему. Задержали одного чиновника (не называем его – сейчас не это важно), укравшего большую сумму госденег. Его задержали и говорят: верни деньги, мы тебя не посадим. Тот отвечает: нет, не верну, я лучше посижу эти несколько лет, иначе когда и где я смогу заработать столько денег на воле…
Вот она, воровская психология в чистом, отфильтрованном от суесловия виде! Не смущает человека ни адский пламень, ни тюремные нары, ни осуждение общественности: кто хорошо на этом свете поживёт, тот и на том свете будет иметь комфорт. То есть, речь об абсолютном отсутствии у человека совести. Ни перед Богом, ни перед людьми. Тут, вы понимаете, ни генетика, ни клептомания ни при чём. Это особая, сгенерированная самим человеком форма существования. Ну типа сытой и благополучной в своей грязной луже амёбы, которая питается отнюдь не стерильными микроорганизмами. И по большому счёту всё это сводится к безнаказанности, которая и плодит разномастных воров.
В нашей жизни есть понятия «человечность» и «бесчеловечность». Человечность существовала с момента появления человека на Земле, задолго до возникновения мировых религий. Бесчеловечность же появилась по мере того, как человек стал игнорировать голос своей совести, этого внутреннего контролёра от Бога. Господь одарил нас не только разумом, но и совестью, чтобы правильно этот разум применять. Потому-то неизменно прихожу к однозначному выводу: человечность — это разум, помноженный на совесть в квадрате. Человек, живущий по этой формуле никогда не возьмёт чужое. Ни у людей, ни у государства. Запомните: Ч=РхC2