Купить PDF-версию
22:12 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
06:47 09.11.2012

Восхитительная страна науки, образования и горского этикета

Редакция газеты «Дагестанская правда»» получила отзыв о прошедшей в Республике Дагестан I Региональной научной конференции «Искусство Дагестана в XXI веке» (2 ноября 2012 г.), а также интересные мысли о характере, нравах и гостеприимстве представителей дагестанской интеллигенции и народа в целом, их интеллектуальном потенциале и этикете, природном достоянии и культурном наследии от единственного иногороднего участника из города Владикавказ, столицы Республики Северная Осетия-Алания.

Автором отзыва является Владимир Бутусович БЕСОЛОВ (на снимке) – единственный в национальных республиках Северного Кавказа архитектуровед-ориенталист и византолог, российский историк градостроительства, архитектуры и монументального искусства, исследователь закономерностей и особенностей развития народного зодчества стран Кавказа и Средней Азии, процесса формирования древней и средневековой зально-сводчатой и центрально-купольной архитектуры горного пояса Евразии.

Региональная научная конференция «Искусство Дагестана в XXI веке» состоялась 2 ноября 2012 г. в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы ДНЦ РАН. В научном форуме приняли участие отечественные, преимущественно, дагестанские ученые, независимо от их возраста и признания, но именно специалисты гуманитарных отраслей знания, исследователи истории, культуры и искусства Дагестана и других стран  Кавказа и те, для которых этнолингвистический феномен и историко-культурное наследие представляют научный интерес и кто желает возрождения единства и дорожит сохранением мира на Кавказе и в Передней Азии. Единственный представитель иной национальной республики, наряду с дагестанскими учеными, в своих докладах и сообщениях помимо сугубо научных идей и авторских концепций, на археологических и этнографических материалах, фольклористических данных и историко-художественных первоисточниках рассматривали также различные аспекты и проблемы межнационального единства. В обширных, междисциплинарных и более основательных докладах исследователями рассматривалась древняя и средневековая этнокультурная подоснова и этноязыковая общность народов Кавказа. Ведь должна же восторжествовать научная концепция величайшего отечественного ориенталиста конца XIX – первой трети XX века, кавказоведа и армениста Н.Я. Марра, свидетельствующая о былом «единстве кавказского культурного мира».

Надо полагать, что оргкомитет примет во внимание пожелание автора этих строк о ежегодном проведении проблемно-тематических научных форумов по искусству и еще более расширит диапазон тематической направленности предстоящих научных форумов включением и важного раздела по истории искусства других стран и народов Кавказа. Ибо архитектура, градостроительство, монументальное и декоративно-прикладное искусство Кавказа эпохи древности и средних веков являются не только определителем высокой степени мастерства и уровня художественного мышления, но и ярким показателем традиционной общности в формировании и историческом развитии неизменно оригинальной культуры стран и народов Кавказа.

Региональная научная конференция по проблематике «Искусство Дагестана в XXI веке. Археология, этнология и фольклористика Кавказа» состоялась в конференц-зале ДНЦ РАН. При закрытии научной конференции некоторые участники, в том числе и автор этих строк, выступили с предложениями для их обсуждения и учета при подготовке резолюции прошедшего форума. В конце дня научный форум успешно завершился. Всего было прочитано более 20 докладов и сообщений, выполненных специалистами разного возраста и научного уровня.

Нам удалось послушать ряд докладов, написанных и прочитанных на высоком академическом уровне, прежде всего, опытными представителями дагестанской науки. Ныне следует объективно признать, что оргкомитет стал более строго относиться к темам заявленных докладов и принципиально отбирать их по характеру рассматриваемых научных проблем и уровню содержания краткого текста доклада, его грамотности, соответствия проблематике форума и идейной направленности. Окончательное суждение о качестве докладов возможно только после издания материалов Региональной научной конференции. Вместе с тем, важно отметить тематический охват художественных проблем: архитектура и градостроительство, скульптура и живопись, декоративно-прикладное, музыкальное и театральное искусства.

Научная полезность и нравственная значимость, колоссальная миротворческая роль, социальная и политическая актуальность ежегодно проводимой Региональной научной конференции по фундаментальной проблематике истории искусств вне всякого сомнения. Солидный научный форум, по сути, выполняет миссию налаживания межнационального взаимопонимания и стремления к единству, постепенно формирует мысль о реальности развития совместных профессиональных интересов и возможности создания интернациональных, общекавказских научно-исследовательских программ, стабильно выявляет и подводит каждого участника к осознанию жизненной необходимости кавказской этнической и культурной общности.

У всех участников научного форума создалось довольно противоречивое впечатление от аналитического восприятия градостроительного облика города Махачкалы. Просто удручают выстроенные за последние два десятилетия некоторые высотные здания в духе неоевропейского и псевдоамериканского стиля, нарушившие художественную цельность исторического градостроительного ядра центра столицы, испортившие шедевр градостроительного искусства – Площадь Республики. Если сердцевина Махачкалы – градостроительный ансамбль площади ранее воспринимался на фоне лучезарного и ярко-голубого неба, то теперь оно смотрится чудовищно угрожающе: массивные и отвратительные по архитектуре высотные здания полностью подавили окаймляющие площадь оригинальные и ценные здания, будто бы через мгновение они обрушатся на них. Великолепный, рожденный из души дагестанского народа архитектурный стиль насильственно преодолен псевдоархитектурной безвкусицей. Если в столичном городе творится такое, то что же происходит по всей республике? Мы даже не могли подумать о том, что когда-нибудь в стране замечательной архитектуры могут произойти такие разительные изменения, не имеющие ничего общего с высокой идейной направленностью преемственно развивающихся традиций дагестанского градостроительного искусства, всегда отличающегося высоким архитектурным мастерством и творческой индивидуальностью.

Надо полагать, что представителям органов верховной власти города Махачкалы и Республики Дагестан, в целом, необходимо проявлять бережное отношение к обладающей отличительной особенностью историческому градостроительному ядру – художественному облику центральной части города Махачкалы, включенного в Список памятников градостроительства федерального значения. Столь же бережное отношение необходимо проявлять и к творениям первых и ведущих мастеров архитектуры и градостроительства Дагестана, таких зодчих, как: А.М. Алхазов, А.Р. Ахмедов, Ш.И. Керимов, Г.М. Шейхов, А.О. Булач, А.Г. Орусханов, Н.И. Озёрная, Х.И. Кутиев, Б.А. Ибаков, Г.Т. Шугаев, Г. Ганиев и других.

Нам отрадно отметить и такой многозначительный культурно-исторический факт: специально для столицы Дагестана проектировали такие крупные зодчие, как И.В. Жолтовский, Г.А. Захаров, Г.Я. Мовчан, В.Д. Красильников и другие из Москвы, Г.Д. Гримм, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх и другие из Петербурга, Г.С. Тегкаев из Владикавказа.

Теперь особо отметим Дом Правительства Дагестана (1968 г., арх. А.М. Алхазов), Аварский драматический театр (1967 г., арх. Г.Я. Мовчан и др.), Национальную научную библиотеку (арх. А.Р. Ахмедов), ибо эти монументальные здания являются знаковыми объектами города Махачкалы и этапными произведениями во всем Дагестане и на Северном Кавказе. Именно в этих зданиях архитектуры XX века, по своей семантике выполняющих значительную градоформирующую роль, блестяще воплощены национальные архитектурно-художественные традиции. Как органический симбиоз национальных особенностей и современных принципов и как высокохудожественные творения крупных зодчих, здания-символы придают городской среде особенный национальный колорит и архитектурное своеобразие.

Монументальное и строгое по архитектуре, благородное по своей эстетической выразительности здание-комплекс Дома Правительства удачно сочетается с другими разновременными зданиями Площади Республики и является акцентирующим творением в ее градостроительном ансамбле. Величественное по архитектуре здание Аварского драматического театра воспринимается горделиво, как достойное украшение Родопского бульвара и как оригинальная жемчужина приморской части города. Четкий силуэт здания, образ и стиль, живая игра света и тени на протяжении всего дня создают неповторимое впечатление и образуют неизгладимый отпечаток в памяти. Обладающий особой пластикой фасад здания Национальной научной библиотеки невольно напоминает албанские рельефы, хотя иконографически трактуется иначе. Здание великолепно вписано в наклонный рельеф местности, грамотно завершает угловой участок и воспринимается выразительно. Однако бездарные модификации первого этажа пагубно отразились на экстерьере здания, исказив творческую идею большого мастера архитектуры и градостроительства.

2 ноября 2012 г., ровно в 10.00 час. состоялось открытие Региональной научной конференции «Искусство Дагестана в XXI веке». Директор Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН, профессор М.И. Магомедов, открывая работу научного форума, рассказал о его научной и социальной значимости и уже сложившихся традициях новой волны искусствознания. Весьма содержательным, информационно емким и насыщенным научными фактами был доклад С.Р. Гамзатовой, директора Музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой по теме «Выставочная, научно-исследовательская и издательская деятельность Дагестанского МИИ в современных условиях».

Совместно подготовленный осетинским архитектуроведом В.Б Бесоловым и мастерами дагестанской архитектуры и градостроительства Г.Х. Газаевым и Р.А. Умалатовым пространный доклад «Природные условия, этнокультурные факторы и творческое мастерство зодчих как триединая константа зарождения и процесса формирования города Махачкалы – эстетически выразительного архитектурно-градостроительного организма», сопровождаемый солидным визуально-изобразительным рядом, вызвал значительный интерес у присутствующих в зале. Было задано восемь вопросов и вскоре завязалось полемическое обсуждение по проблематике доклада. Как выяснилось, горожане отнюдь не равнодушны к современной судьбе Махачкалы, их волнует облик отдельных зданий и города в целом, его улиц и площадей.

Во всех остальных докладах говорилось о проблемах художественных традиций и современных аспектах развития художественной жизни в Махачкале и Дагестане в целом. В большинстве заслушанных докладов ставились и интерпретировались сложные вопросы, обсуждались важные проблемы и тенденции развития дагестанского искусства. Директор Института ЯЛиИ ДНЦ РАН, профессор М.И. Магомедов всячески содействовал полноценной реализации научной и культурной частей программы научного форума.

В этот же день автору этих строк удалось встретиться с подлинным интеллигентом и ученым, проректором по научной работе ДГУ, профессором М.М. Гасановым и познакомиться с ректором ДГУ, профессором М.Рабадановым, присутствовать на расширенном общем собрании Правления Дагестанской организации Союза архитекторов России и, с позволения председателя местной организации САР У.О. Камалова, выступить с предложением о выдвижении памятника Расулу Гамзатову на соискание Государственной премии Российской Федерации 2013 года в области литературы и искусства, что единогласно было поддержано всеми присутствующими архитекторами, скульпторами, живописцами, поэтами и писателями.

Самое удивительное произошло мгновенно, когда, узнав о нашем пребывании в Махачкале, педагоги кафедры архитектуры ДГТУ экстренно доставили нас на кафедру, где и произошло наше знакомство с зав. кафедрой, профессором А.Д. Абакаровым, который пригласил нас на впервые проводимый предстоящий научный форум по проблематике дагестанской архитектуры и градостроительства и к дальнейшему научному и педагогическому сотрудничеству.

По приглашению директора З.Г. Дадаевой мы посетили Музей истории города Махачкалы и увидели уникальную экспозицию графических и фотографических работ, изображающих отдельные уголки и панораму старого города, выполненных в конце XIX – начале XX века.

Огромное, поистине человеческое спасибо всем представителям национальной научной, творческой и педагогической интеллигенции Дагестана, прежде всего, моим друзьям и соавторам по докладу Г.Х. Газаеву и Р.А. Умалатову, всем коллегам за пристальное внимание и доброе отношение, за веское Слово, пронзительный Взгляд и таинственную Улыбку.

Прошу принять мои чувства искренней признательности.

Всем зодчим выражаем особую благодарность за персональное ознакомление с планируемым новым городом «Большая Махачкала», с выполненными уникальными проектами зданий и сооружений, за общение и дружественное отношение.

Позвольте пожелать гостеприимному дагестанскому народу мира и благоденствия, а национальной интеллигенции – бодрости духа и значительных творческих успехов. Чтобы и впредь благодатная и священная земля приморской и горной страны Дагестан столь же радушно принимала представителей науки – людей доброй воли, чьи помыслы устремлены на возрождение и сохранение мира на Кавказе и в Передней Азии. Чтобы мы  становились мудрее и терпеливее и всегда оберегали ярко-голубое и звездное небо над солнечным Дагестаном и всем Кавказом!

Прошу Вас, уважаемые М.М. Гасанов и У.А. Рамазанова, Р.А. Умалатов, З.Г. Дадаева принять мою самую искреннюю благодарность за ценные для меня научные издания по истории развития и современному состоянию ДГУ, по архитектуре и градостроительству Махачкалы и Дагестана, которые, несомненно, всегда будут служить фундаментальной основой постижения интеллектуального уровня и потенциала дагестанской научной и творческой интеллигенции, а также истории материально-художественной культуры древнего и средневекового Дагестана.

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

7
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...