Воспитание горца
Удивительно, но, по древним религиозным представлениям кавказских народов, земная твердь имела круглую форму, была окружена морем и горами, а на краю света росло древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир.
В Дагестане нет общего наименования мифологических персонажей с одинаковыми функциями, каждый народ имеет своих богов. Во главе пантеона стоял Зал (у лакцев), Бечед (у аварцев), Гыниш (у цахуров), Йиниш (у рутульцев) и другие. Для мифологических представлений кавказско-иберийских народов также характерна персонификация солнца и луны, других небесных светил.
Здесь почитались божества грома и молнии Асс (у лакцев), Арш (у цахуров), божества дождя (Зювил – у лакцев, Гудил – у табасаранцев, Гуди – у рутульцев, Годей – у цахуров, Пешапай – у лезгин). Горцы наделяли луну и солнце обликами девушки и юноши, причём в одних мифах они считались братом и сестрой, в других – возлюбленными.
У многих дагестанских народов обнаруживаются и тотемические представления, отсылкой к которым является культ волка. Тотемами выступают также мифический предок людей медведь, корова, собака, конь, орёл. Значительна роль змеи. У аварцев и лакцев змея – добрый дух, покровитель дома, у гидатлинцев – олицетворение воды, дождя и молнии.
В аварских аулах в старину в качестве талисманов применялись волчьи обереги. Волчьи шкуры вешали обычно на пасеках. Волчий зуб, нанизанный на ниточку, вешали на шею ребенка «на счастье». Альчик из ноги волка привязывали к шее овцы в качестве средства, ограждающего от ревматизма. При этом повешенный на одну овцу талисман предохранял от заболеваний всё стадо. Медвежью лапу в некоторых аварских аулах тоже применяли в качестве оберега на пасеках. Дидойцы вешали медвежью лапу в хлевах и конюшнях, чтобы скот лучше размножался. В горах и в наши дни нередко можно увидеть черепа животных как знаки, которые должны оберегать от несчастья и от сглаза.
Враг и брат
С языческих времён северокавказские горцы почитали волка, считая его среди животных наиболее достойным воином. Он умен, бесстрашен, расчетлив и коварен. За убитого сородича мстит человеку, уничтожая скот. И за это его в горах ненавидели, но уважали.
Приручить волка никому ещё не удалось, он всегда смотрит на человека прямо, как на равного. Даже раненый и пойманный, смотрит человеку в глаза и не скулит от боли. Горцы учились у волка достоинству, тактике и методам войны: отвлекающие нападения, изматывание противника, внезапность, выбор для нападения ненастной, так называемой «волчьей погоды», нападение в ночное время, нейтрализация кавалерии противника путем угона ночью его лошадей – это все от волка. Именно такая «волчья тактика» помогала горцам побеждать крупные армии завоевателей. Тактика воевать небольшими отрядами круглыми сутками, сменяя друг друга, приносила безоговорочные победы. Особенно симпатизировали волку в так называемых вольных обществах. Вольный дух горца не признавал ни ханов, ни беков, ни силу. Любая попытка ограничить свободу, от кого бы она ни исходила, встречала должный отпор вольных обществ и носила перманентный характер до полного отступления агрессора.
По свидетельству многих исследователей Кавказа, психологическая и физическая подготовка горцев всегда были на высоком уровне. Хутора горцев находились в 5-7 км от села, и ежедневная ходьба в обе стороны по пересеченной местности делала их выносливыми, закаляла дух. Горцы любили джигитовку на лошадях, оттачивая ловкость, присущую волкам. Даже в импульсивных горских танцах, больше похожих на акробатику, заложены физическая подготовка и воспитание в присущей волку неистовости. Не секрет, что горцы увлекались набегами. И психология волка им была понятна, его считали своим тотемом, похожим и повадками, и образом жизни.
Пример для подражания
Волк, в отличие от собаки, свой хвост не поднимает и не закручивает, держит «поленом» или поджимает, чтобы не давать повод для реплик и насмешек, говорили раньше. И если кто–либо вёл себя в обществе вызывающе, то седовласые старики упрекали его: «Веди себя смирно и опусти хвост, ты же не собака». Для мужчины, соблюдающего горские правила поведения, любые конфликты, особенно с женщинами, детьми, стариками, исключались. Это было позором. От человека требовалась коммуникабельность в обществе, ведь он равный, как и все. Но ему не нужно и нравиться всем. Сварливость, спешка, склочность считались атрибутами слабых, ущемленных в чем-то людей.
Для сурового, полувоенного образа жизни горцев ни одно другое животное не подходило для подражания, кроме волка. Такой человек-волк умен, осторожен, вынослив физически, хорошо владеет своими эмоциями и оружием, в своём клане и семье он альтруист, хороший стратег и умный тактик. Он молчалив и внимателен. Горцы учили своих сыновей трем главным вещам: владеть оружием, скакать на лошади и говорить правду. Правильно отвечать на вопросы и при этом говорить правду надо было уметь. Умением считалось сказать ровно столько, сколько нужно, или вовсе уклониться от ответа. Но никогда не врать и не говорить лишнего.
Многих народных героев прошлого: Хочбара, Хромого Ражбадина, Адалава и других – сравнивали с волками. Про Хочбара, оказавшего серьезное сопротивление хану своими дерзкими ответными набегами, сложены песни. Все попытки поймать его были тщетны. Хан решил заманить его в ловушку и пригласил в гости. Хочбар затею хана угадал, но мужественно принял приглашение на пир. Когда он прибыл в Хунзах, нукеры хана вероломно напали, избили и связали его. Заранее было решено сжечь храбреца на костре в назидание остальным. Будучи уверенными, что избитому и раненому Хочбару не удастся уйти из плотного окружения нукеров, его развязали и предложили станцевать.
Даже в самой безвыходной ситуации Хочбар сделал невозможное и не упустил свой шанс. В плотном окружении врагов, раненый и безоружный, Хочбар сам прыгнул в огонь, прихватив с собой двух сыновей хана, понимая, что выбраться из плотного круга он уже не сможет.
Трансформация сознания
Но времена меняются, меняются и люди. Образом для подражания становятся не волки, а пророки и праведники. И если за словами следуют примеры, когда влиятельный род, при всех своих возможностях, прощает своего врага, то на остальных это действует магически, отрезвляюще. Благородство духа восхищало и восхищает по сей день. А прощающие в глазах разумных людей поднимаются на новую высоту уважения. Кроткость – черта не только праведных. Глупо упустить свой шанс, если земная жизнь дана нам для испытаний и мы здесь лишь гости.