Вы нам писали
С начала 2017 г. в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 219 писем. Опубликовано на полосе «Обратная связь» 141, в том числе на сайте, 91 направлено в различные организации, ведомства
«Все с базара», а Кажлаев откуда?
В Интернете появилось Открытое письмо уважаемого всеми нами композитора Мурада Кажлаева. Оно написано мэтром, по его утверждению, «в связи с обращением журналистов с вопросами о состоянии нынешней культуры в Дагестане».
Сразу же хочу сказать, я – журналист, но к Мураду Магомедовичу с такой просьбой не обращался. Зато на страницах «Дагестанской правды» в «доабдулатиповскую» эпоху многократно выступал со статьями («Караван чужих верблюдов», «Наступив на горло дагестанской песне» и др.), в которых бил тревогу: профессионалы, спасите музыку Страны гор от халтуры, от ее востокизации! Откликнулись только профессор Тагир Курачев и покойная уже Муи Гасанова. Положение понемногу стало выправляться после того, как республику возглавил Рамазан Абдулатипов, который в первом же обращении к дагестанцам заявил о необходимости возрождения национальной культуры, в том числе и музыкальной.
Открытое письмо Мурада Кажлаева начинается с фразы: «Уважаемые земляки! Наступила отставка Р. Абдулатипова, которую ждали многие дагестанцы». Слова «многие дагестанцы» оставим на совести автора, но почему это письмо не появилось до отставки? И вообще, разве Глава республики не принял бы его для беседы «о наболевшем»? Ведь «протолкнул» же его, Мурада Кажлаева, музыку в Гимн Дагестана…
Мурад Магомедович в своем письме негодует, что это сделали вопреки его воле. Но в письме главного дирижера Национального симфонического оркестра Дагестана Валерия Хлебникова, публикуемом ниже, прямо сказано: «Я получил от автора партитуру и голоса Гимна», то есть от Мурада Кажлаева!
Вот теперь и пойми, кто «на базар, а кто с базара», выражение Расула Гамзатова, которое Мурад Магомедович цитирует в своем открытом письме.
Но лучше давайте узнаем мнение специалистов в области культуры.
Абдурахман Магомедов, лауреат Госпремии РД по публицистике
Что ж раньше-то молчали?
Открытое письмо Мурада Магомедовича Кажлаева не оставило, уверен, равнодушным никого, кто любит и ценит искусство. Безусловно, забота мэтра о состоянии профессиональной культуры республики вызывает искреннее уважение. Но, думаю, не только я задаюсь вопросами: почему это письмо не появилось раньше? И так ли уж плохи дела в области профессиональной культуры республики?
Конечно, мое непродолжительное нахождение на посту главного дирижера симфонического оркестра, возможно, и не дает мне права категорично рассуждать о такой важной проблеме. Но, как музыкант, я позволю себе высказать некоторые соображения.
Симфонический оркестр и его уровень являются предметом гордости для любой страны, республики, города. Симфонический оркестр – это не только символ культуры, но и маркер экономического состояния. И тот факт, что я был приглашен Главой Дагестана Р. Абдулатиповым на встречу, на которой были обсуждены, а в дальнейшем и решены первостепенные проблемы коллектива, говорит о действительно серьезной заботе руководства республики об академическом искусстве. Так же, как и посещение Главой республики концертов симфонического оркестра.
Что касается Гимна. Полагаю, если глубокоуважаемый Мурад Магомедович был против утверждения его музыки в качестве Гимна, то категорическое «Нет», высказанное в свое время Мастером, сняло бы, мне кажется, все вопросы. А тот факт, что вскоре после утверждения Гимна, а именно 4.05.2016 года я получил от автора партитуру и голоса Гимна, где написано: «слова Р. Гамзатова, музыка и инструментовка для симфонического оркестра М. Кажлаева», свидетельствует о не совсем справедливом упреке во вмешательство кого-либо в творческий процесс композитора.
По приезде в Дагестан я был приятно удивлен интенсивной концертной деятельностью коллективов республики, выставками художников, спектаклями театров, поэтическими вечерами. И это, несомненно, заслуга министра культуры Дагестана Заремы Ажуевны Бутаевой. Министр, о которой все говорят только в превосходной степени! Фантастическая работоспособность, умение решать самые сложные проблемы! Мне пришлось за свою творческую жизнь работать со многими министрами культуры. Фактически все они были далеки от искусства. И Дагестан может гордиться, что Министерство культуры республики возглавляет Зарема Ажуевна Бутаева.
Я много гастролирую по стране и за рубежом. И в будущем собираюсь включать в программы произведения замечательных дагестанских композиторов и, конечно же, произведения выдающегося композитора современности Мурада Магомедовича Кажлаева. А его письмо в Интернете мне кажется просто недоразумением.
Валерий Хлебников, художественный руководитель и главный дирижер Национального симфонического оркестра Дагестана, народный артист России, Чеченской Республики и Республики Дагестан, профессор
Вы, мэтр, что-то проглядели…
Редакция газеты «Дагправда» получила открытое письмо деятелей культуры РД. Публикуем его с некоторым сокращением
Уважаемый Мурад Магомедович!
Мы, работники культуры, ознакомились с Вашим Открытым письмом, изложенным на страницах социальных сетей. От Вас, человека, которого мы все искренне любим и уважаем, получить такое неоднозначное эмоциональное послание было неожиданно.
Нам бы не хотелось, чтобы читатель Вашего Открытого письма полагал, что более 20 коллективов, представляющих профессиональное искусство Дагестана, находились всё это время в бездействии. Тем более что творческая жизнь наших коллективов проходила в весьма активном и напряженном ритме.
Последние четыре года были действительно плодотворными. Прошедшие под эгидой Года культуры, Года литературы, Года кино, масштабных юбилейных дат и событий, они стали временем целого ряда созидательных инициатив. Многое было сделано в области традиционной и профессиональной академической культуры.
В частности, были созданы новые учреждения культуры академического профиля: в Дербенте открыты Музей истории мировых культур и религий и музейный комплекс «Дом Петра Первого», в Махачкале создан Театр поэзии «От Пушкина до Гамзатова и…», который активно приобщает жителей республики к лучшим образцам национального и мирового поэтического и художественного наследия, после долгого перерыва заработала капитально отремонтированная Летняя эстрада Даггосфилармонии, в историческое здание после проведенного капитального ремонта переведен Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи, выделено здание для расширения экспозиционных площадей Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, определено здание под общежитие для студентов творческих ссузов в Махачкале. И сейчас продолжается трудоемкий процесс в отношении четырех крупных объектов культуры: проводится капитальный ремонт и оснащение Даргинского театра, разработаны проектно-сметные документации для строительства Азербайджанского театра, Дома танца ансамбля «Лезгинка», Дагестанской государственной филармонии. Касательно последней предпринимались и предпринимаются попытки по включению данного объекта в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП).
В последние годы три профессиональных театра (Аварский, Лакский, Кумыкский) были оснащены системами синхронного перевода. В 2014 г., впервые за предшествующие 10 лет, для осуществления гастрольной деятельности коллективов были обновлены автопарки Русского, Аварского, Кумыкского, Лакского, Лезгинского, Ногайского театров, Театра кукол, Дагестанской государственной филармонии, ансамбля танца народов Кавказа «Молодость Дагестана».
Впервые за последние 20 лет были приобретены дорогостоящие музыкальные инструменты для Национального симфонического оркестра РД, а также свето– и звукотехническое оборудование для Русского и Табасаранского театров, Даггосфилармонии, Ногайского оркестра народных инструментов. Закуплен светодиодный видеоэкран для оформления культурных мероприятий. Началась работа по оцифровке книжных фондов и внесению в электронную базу изданий Национальной библиотеки РД.
Поддержка профессионального искусства выражалась и через организацию фестивалей различного статуса: международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи», международного фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары», дагестанского форума современной музыки «Творческие пересечения», фестиваля музыки Вашего имени – Мурада Кажлаева – в рамках юбилейных торжеств, международного фестиваля юных дарований «Эта песня твоя и моя», регионального музыкального фестиваля юных исполнителей, республиканского фестиваля «Чайковский – навсегда», Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, республиканского театрального фестиваля-конкурса «Воспевшие Дагестан».
Интеграция культуры Дагестана в международное культурное пространство, несомненно, способствовала формированию позитивного имиджа республики и укреплению культурного сотрудничества между регионами страны. Это и организация Дней культуры Дагестана в Москве, Париже, Нальчике, Ставрополе, городах Азербайджана, крупных обменных выставок с музейными учреждениями Москвы, Пятигорска, Сочи, Ингушетии. Во всех перечисленных акциях было представлено профессиональное искусство Дагестана.
В указанные четыре года активизировалась гастрольная и концертная жизнь. Профессиональные театральные и концертные коллективы достойно представляли академическую культуру в регионах России и за рубежом. Все дагестанские театры активно выезжали и становились призерами, лауреатами и дипломантами многочисленных профессиональных конкурсов и фестивалей.
Произведения дагестанских композиторов в исполнении наших известных профессиональных музыкантов прозвучали в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории в рамках Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» в 2016 году. К нам в республику приезжали Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Центральный военный оркестр Минобороны России, Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема, Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. Годенко, Астраханский государственный ансамбль песни и танца, Астраханский театр оперы и балета, Камерный оркестр Астраханской филармонии, народные артисты России пианист Юрий Розум, солист Заур Тутов, пианистка Екатерина Мечетина, скрипачи Дмитрий Коган и Илья Гайсин, виолончелисты Олег Бугаев и Глеб Степанов, баянист и скрипач Юрий Медяник, скрипач Михаил Симонян, джазовые исполнители Дебора Дэвис, Джейми Девис, Аллан Харрис, саксофонист Игорь Бутман, народный артист СССР Иосиф Кобзон и Академический ансамбль песни и пляски Внутренних войск МВД России.
Именно в эти годы все чаще поднимались вопросы преобразования культурной среды, наполнения её новым содержанием, которые стали одной из важнейших задач регионального ведомства. Стартовали один за другим новые культурно-просветительские и образовательные проекты, направленные на приобщение к профессиональным формам искусства детей и взрослых из городов и районов Дагестана. «Творческий десант», бесплатный абонемент «Культура – детям Дагестана», «Мастера сцены – жителям Дагестана», «Уроки в музее», «Не учите меня рисовать» – все эти проекты способствуют пробуждению интереса и любви к музыкальному, театральному, изобразительному искусству, накоплению художественного опыта.
Для того чтобы понимать классическую музыку и в целом профессиональное искусство, очень важно воспитывать слушателя, зрителя с юных лет. Это важно и для формирования будущих поколений музыкантов и исполнителей академической направленности. С этой целью были сформированы и растиражированы компакт-диски «Классика – детям Дагестана» и «Дагестанская музыка – детям», рекомендованные к трансляции в общеобразовательных учреждениях.
Мурад Магомедович, будучи создателем и руководителем республиканской школы для особо одаренных детей, Вы глубоко понимаете всю великую важность преемственности в профессиональной среде музыкантов, артистов, художников. Положительные сдвиги, которые мы наблюдаем в последние годы, внушают надежды на снижение дефицита профессиональных кадров, в первую очередь исполнительских и музыковедческих.
Ежегодно при содействии Министерства культуры РД в творческие вузы России на целевые места и на платной основе поступают дагестанские абитуриенты, которые имеют большие перспективы трудоустройства в республике. В этой связи не можем обойти вниманием уникальный проект Даггосфилармонии «Студенты консерваторий России на сцене Дагестанской филармонии», которая тесно сотрудничает с учащейся творческой молодежью. По сложившейся доброй традиции после концерта студенты приглашаются в министерство, где руководитель ведомства вручает им единовременные стипендии. Благодаря этим творческим связям молодые исполнители впоследствии или возвращаются на родину, или продолжают приезжать с концертами, чем, безусловно, вносят свой вклад в развитие профессиональной культуры республики.
Большим событием этого периода является организация дагестанской студии при Щукинском училище, как это было в советское время. В настоящее время профессиональное образование там получают 12 дагестанских студентов.
Возобновлена практика приглашения из регионов и из столицы известных профессиональных режиссеров для осуществления новых театральных постановок и передачи опыта, высококвалифицированных специалистов для проведения мастер-классов и лабораторий, профессиональных музыкантов. Замечательный пример такого сотрудничества – приглашение в республику народного артиста России, дирижера Валерия Хлебникова, возглавившего Национальный симфонический оркестр РД.
Безусловно, проблем, требующих своего решения в профессиональном искусстве, предостаточно, как их предостаточно и в любой сфере деятельности. И нам бы тоже хотелось, чтобы на их решение, на поддержку творческих инициатив выделялось больше средств, чтобы больше молодых профессиональных артистов, музыкантов, художников, композиторов имело возможность стажироваться в лучших творческих центрах России и зарубежья, а также выезжать на всероссийские и международные конкурсы и фестивали, выступать в лучших концертных залах России. Это непременно стимулирует рост профессионализма во всех областях творческой деятельности.
Нам кажется, что многие важные события в культуре нашей республики, прошедшие в эти годы, оказались Вами незамеченными. И, может быть, Ваша смысловая параллель с деятельностью Екатерины Алексеевны Фурцевой, стремившейся активизировать самодеятельную культуру, призванную разбудить «энергию народа», не случайна. Сохраняя и развивая традиции народной культуры, мы, так же, как и Вы, считаем важным развитие академической школы. И делом подтверждаем. На тех же концертах в Государственном Кремлевском Дворце в Москве, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, во Дворце Гейдара Алиева в Баку звучала Ваша, уважаемый Мурад Магомедович, и других выдающихся дагестанских композиторов музыка.
Каждый человек имеет право на своё мнение, на достижения и ошибки, и мы тоже, как и Вы, оставляем за собой право высказать свое мнение.
С глубоким уважением
А.Э. Айгумов, народный артист РФ, С.Р. Гамзатова, заслуженный работник культуры РФ, Д.М. Магомедов, заслуженный работник культуры РД, И.Г. Нахтигаль, заслуженный деятель искусств РД, Э.А. Абдуллаева, заслуженная артистка РФ, Э.Б. Абдуллаева, кандидат искусствоведения, зав. отделом истории искусств ИЯЛИ ДНЦ РАН, М.Х. Оздоев, заслуженный артист РФ, Г.А. Султанова, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественного совета Минкультуры РД, Е.Д. Гарунова, заслуженный работник культуры РД, А.Я. Яхьяева, заслуженный деятель искусств РФ, Н.О. Макеева, заслуженный деятель искусств РФ, Р.А. Фаталиев, заслуженный деятель искусств РД, председатель правления Союза композиторов РД, А.В. Бондаренко, заслуженный учитель РД, Б.Н. Магомедгаджиева, заслуженный деятель искусств РФ, А.Р. Хайрулаев, заслуженный работник культуры РД, К.Г. Махмудова, заслуженный работник культуры РД, П.Ш. Муртазалиева, заслуженный работник культуры РД
6 октября 2017 года, г. Махачкала