Как отмечают страховщики, улучшаются показатели по неоднократности страховых событий и частоте страховых случаев, по выявлению признаков страхового мошенничества и возбуждаемости уголовных дел по заявлениям, которые подают страховые компании.
Этого удалось добиться благодаря взаимодействию между страховщиками и правоохранительными органами. Число уголовных дел, как возбужденных, так и доведенных до суда, выросло в среднем на 15–20 процентов.
Показательным в этом отношении стало крупное уголовное дело в отношении членов организованного преступного сообщества о мошенничестве в сфере страхования и хищении у страховых компаний. По делу проходят семь человек. Среди них помощники городского и районного судов РД, адвокат Адвокатской палаты РД. Они инсценировали аварии, страховые документы оформляли на подставных лиц. Подозреваемые создали легальную фирму по получению страховых выплат в случае ДТП. В фальсифицированных материалах использовали водительские удостоверения своих клиентов.
Для инсценировки, как правило, использовали машины класса «премиум» в топовом исполнении. К примеру, не просто «Мерседес» С-класса, а автомобиль в версии АМG, запчасти которого стоят на 50 % дороже серийного.
Машины для этой цели брали в лизинг. Это позволяло оформить более дорогую страховку КАСКО и, соответственно, получить более высокие выплаты. Иногда инсценировали реальное ДТП, в некоторых случаях меняли детали кузова с ранее битых машин.
Как считает следствие, таким образом подозреваемые похитили у страховых компаний 56 млн рублей. Материалы расследования направлены в суд для рассмотрения по существу.
Статистика также фиксирует, что в Дагестане в полтора раза сократилось число жалоб на работу страховых компаний, в основном из-за снижения числа обращений, связанных с ОСАГО. Автовладельцы стали реже сообщать об отказах и о нарушении сроков при выплате компенсации и о несогласии с размером выплат. Остались единичные жалобы на неверное применение коэффициента бонус-малус при расчете страховки.
Впрочем, эксперты связывают это с тем, что автовладельцы не хотят судиться со страховыми компаниями из-за необоснованных отказов, считая, что обращение в суд все равно ничего не даст.
«Чтобы подать иск, человеку надо заплатить около 30 тысяч рублей юристу, потом за досудебную экспертизу отдать примерно такую же сумму, а затем и за судебную экспертизу около 70 тысяч рублей. И даже если решение суда первой инстанции будет вынесено в пользу автовладельца, то страховая компания обязательно обжалует его в Верховном суде республики. Он может назначить повторную экспертизу там, где попросит страховщик, соответственно, и результат оттуда придет такой, какой нужен компании. Получается, что человек выкинул на ветер более ста тысяч рублей, потратил на суды около года, а в итоге остался без денег и с разбитой машиной», – говорит известный в республике автоюрист Рустам Абдурахманов.
Так что, выход из «красной зоны» мало о чём говорит.