Купить PDF-версию
11:37 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
04:42 05.09.2013

Заряженность – на поиск истины

Осмысление творческой деятельности ученого, тем более коллеги, друга, с которым связывает не один десяток лет, задача, казалось бы, должна быть задачей рядовой. На самом деле - это на первый взгляд, считает В. Акаев, доктор философских наук, академик АН Чеченской Республики в своем материале, предложенном редакции «Дагестанская правда». В нем дается детальный анализ научного творчества доктора философских наук, профессора, председателя Дагестанского отделения и члена президиума философского общества России, заведующего кафедрой онтологии и теории познания факультета психологии и философии ДГУ Мустафы Исаевича Билалова (на снимке).

Многие годы им осуществляется целенаправленное исследование, направленное на получение ответа на вопрос: «Что есть истина?». Именно под таким названием 6-7 сентября в Дагестане пройдет Международная научная конференция, посвященная 65-летию профессора М.И. Билалова. Предлагаем читателям газеты материал В.Х. Акаева, в котором раскрывается  его творчество и дана высокая оценка нашему земляку — крупному российскому ученому.

Более 30 лет знаю Мустафу Билалова, дружу с ним, считаю его своим братом, учусь у него многому — отношению к науке, культуре, умению дружить, мыслить, быть неравнодушным тому, что происходит вокруг тебя. Неплохо знаю многогранное научное творчество проф. М.И. Билалова, оно значительно, плодотворно, результативно, его исследовательские связи простираются на всю страну, выходят на международный уровень. Исследования, осуществляемые им, всегда оригинальны, отличаются неожиданностью постановки и решением проблем. Он участник последних 4-х мировых философских конгрессов, на днях вернулся из Афин, где на XXIII Всемирном философском конгрессе успешно выступил на секции «Теория познания и эпистемология» с докладом «Социокультурная обусловленность познания в специфике познавательной культуры».

Что есть истина? – задавались вопросом античные мыслители Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, ими предложены разные ответы, но в философском дискурсе, продолжающемся многие века,  зафиксировалось аристотелевское определение истины как знания, соответствующего действительности. Оно и сегодня присутствует почти во всех учебниках, словарях и энциклопедиях по философии.

И сегодня этот вечный философско-гносеологический вопрос остается без исчерпывающего ответа. Но каждый раз на очередных зигзагах человеческой истории и культуры он вновь встает, как бы воскрешая, подобно сфинксу из пепла.
Проблема истины, возникшая почти 40 лет тому назад перед Мустафой Билаловым, перевернула его образ жизни, мировидение, научно-культурные установки. Многолетний исследовательский поиск формировал в нем глубокого философа и методолога науки.

Научная деятельность М.И. Билалова – это непрерывный процесс поэтапного  выявления новых аспектов проблемы истины, интегрируемых в концептуальную целостность. В 1990 году в Ростове-на-Дону выходит в свет его базовая  монография. Авторский замысел заключался в том, чтобы связать, раскрыть соотношение гносеологических категорий истины и знания с психологической категорией – убеждение, основанное на человеческой воле. Такой подход послужил основанием для докторской диссертации на тему  «Многообразие форм существования истины в совокупном познании», успешно защищенной в Москве в 1991 году М.И. Билаловым после докторантуры  на кафедре философии МГПУ.

Как личность, заряженная на творчество, поиск истины, М. Билалов не терпит узости мышления, локально-местных, этно-национальных ограничителей. Работая на различных должностях в ДГУ, он стремился к совершенствованию системы образования и науки в университете, а в целом и в Дагестане. В этом проявлялись важные аспекты его конкретной практики, посредством которой он уточнял, проверял свои теоретико-методологические наработки.

Важнейшим итогом его практической деятельности является целенаправленная  работа по открытию философского отделения в ДГУ. Для поддержки М.И. Билалов встретился председателем президиума СКНЦ высшей школы, членом-корреспондентом РАН Ю.А. Ждановым. Узнав, с чем к нему пришел М.И. Билалов, он тут же отреагировал: в Дагестане выросли философы, поэтому он поддерживает идею открытия отделения философии в ДГУ. Им было подписано письмо ректора ДГУ, направленное в Минобрнауки для открытия отделения. Это же письмо подписал и декан факультета философии и культурологии РГУ, профессор Г.В. Драч.

М.И. Билалов как основатель отделения философии в ДГУ все сделал, чтобы велась фундаментальная подготовка квалифицированных философов. На всех последних российских философских конгрессах одной из самых представительных делегаций является дагестанская во главе с профессором М.И. Билаловым, а тематика, связанная с истиной, остается ключевой в их докладах и выступлениях многих его учеников.

В своем очередном исследовании «Гносеологические идеи в религиозном сознании» он подвергает детальному анализу иррациональные, мистические аспекты сознания, характерные суфийской культуре, представляющей собой образ жизни, мистическую познавательную систему многих мусульман. Как интеллектуал, связанный с многообразной этнокультурной почвой Дагестана, народов Северного Кавказа, духовной практикой и духовными поисками народов региона, он обращается, осмысливает, подвергает логико-методологическому анализу религию, ислам и его мистико-интеллектуальную составляющую – суфизм. В суфийской культуре он выделяет, характеризует не только такие его базовые свойства, как иррационализм, пассивность, следование традициям, но и деятельную активность, участие в политических процессах, происходящих в мусульманских странах.

В 2005 году на IV Российском философском конгрессе М.И. Билалов выступил с содержательным докладом «Критерий истины и критерии заблуждения». Квинтэссенция доклада заключалась в том, что предлагалось введение в теорию познания наряду с критерием практики и «критерия заблуждения», мотивировалось это тем, что данный критерий элиминирует неадекватности познания. Вместе с тем, фиксируя ситуацию размывания субъект-объектного отношения, «удвояющего мир», возникающую с появлением особого рода культурных продуктов – симулякров, для которых неприемлемы соотношения образа и прообраза, М.И. Билалов пишет, что вся проблематика истины отодвигается на периферию познания.

В 2008 году опубликована его монография «Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры», в которой познавательная культура рассматривается как фундаментальная характеристика познавательного процесса. Раскрывая историю вопроса, автор вписывает проблему познавательной культуры в современный контекст, происходящие глобальные изменения. Проф. М.И Билалов справедливо пишет, что для постмодернистской философии характерны «пересмотр устоявшихся стандартов и незыблемых истин, экзистенциализация познаваемых ситуаций, смешение в них реального и ирреального, субъективизация отражаемого до личностного видения и индивидуального самовыражения как неотъемлемые элементы методологических новаций науки могут быть доведены до подрыва и релятивизации универсалий, норм, канонов и ценностей».

После такой оценки философской некласссики и постнеклассики М.И. Билалов приходит к следующим в методологическом отношении ценным выводам. Ситуация, сложившаяся в методологии ХХ века, предполагает возвращения к опыту различных гносеологических учений, позволяющих прийти к синтезу логико-методологических практик и практик экзистенциально-антропологической традиции в гносеологии.

В одной из своих последних по времени работ проф. Билалов «Дагестан в культуре и цивилизации» размышляет о месте и роли России и Дагестана в культурном и цивилизационном пространстве, об определении пути интеллектуального и духовного их развития, сохраняя при этом традиции, культурные коды, на основе которых формировались ядро и периферия многонациональной России. Авторское внимание уделено анализу роли познавательной культуры в развитии общества, России и Дагестана. При этом выявляются  этические, национальные аспекты в познавательной культуре, раскрывается понятие национальный и научный ум. Через эти параметры раскрываются психологические механизмы познавательной культуры, определяющие направления постижения истины. Эти и другие концептуальные выводыпроф. М.И.Билалова изложены в «Вопросах философии», «Философских науках», «Вестнике МГУ» и в ряде других ведущих отечественных и зарубежных журналах.

Научное творчество ученого всегда ориентировано на предметное и объективное исследование действительности. Это многотрудный, многовекторный поиск истины. И здесь нельзя не находиться на одной методологической позиции с академиком В.С. Степиным, утверждающим, что этот процесс невозможен без учета личностных моментов, ценностных ориентаций ученого, оказывающих влияние на результаты его познавательной деятельности.

Сказанное я бы отнес непосредственно и к проф. М.И. Билалову. Так оно и есть. Личностно-психологические моменты, масштабный кругозор, система ценностей, усвоенных им, живя и творя в Дагестане и в целом России, постоянная саморефлексия и ее практический выход позволяют ему глубже определить системный подход к истине и выявлению многообразных форм ее бытования.

Еще одним подтверждением признания заслуг М.Билалова является награждение его орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан».

 

 

 

 

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

6
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

4
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

35
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

80
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

35
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...