Купить PDF-версию
16:21 | 05 декабря, Вт
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X

Это совершенно другой опыт

На следующий день после объявления о начале СВО, 25 февраля 2022 года, он написал руководству: «Если потребуется помощь, мы готовы выехать». Разумеется, перед этим говорил и с видеооператором, и с группой инженеров. Никто из них не был против. Через некоторое время пришел ответ: «Людей не хватает, приезжайте».

– Конечно, мы волновались, переживали, – вспоминает свою первую командировку в зону спецоперации Омар Магомедов (на снимке справа), собкор НТВ в Дагестане. – Это ведь не Чечня, не Южная Осетия… Масштаб совершенно иной. Когда прибыли на место, шел как раз штурм Мариуполя, и сразу, 20 марта, попали под обстрел.

Чудом никто не пострадал

Заход съёмочных групп в сопровождении российских военно­служащих осуществлялся даже не на передовые позиции, а в город. Не успели журналисты пройти несколько кварталов, начал работать миномет (видимо, хорошо отработала разведка ВСУ).

– Я человек не военный, даже не служил, в тот момент хотел побежать, – признаётся коллега. – Но кто-то схватил меня за шею, уткнул в землю и крикнул: «Ложись!». Начался минометный обстрел. Мы насчитали снарядов восемь. Каким-то чудом никто не пострадал.

История имела широкий резонанс. Было огромное количество звонков, сообщений от родных, друзей, людей знакомых и незнакомых.

Начинаешь понимать: всё серьезно

– Такое погружение в действительность лично мне помогло, – продолжает Омар. – Ты начинаешь понимать: всё серьезно. Тут нет места романтике! Я могу умереть, остаться на всю жизнь калекой. Значит, надо быть готовым ко всему. Был ведь обычный день, ничто не предвещало беды. Просто ни с того ни с сего стали падать мины. Нас не хотели напугать, нас хотели именно убить, ранить.

Сейчас у него, скажем так, гражданский рюкзак. В нем, понятно, бумажник, ключи, зарядка от телефона. А у военкора Магомедова содержимое совсем иное: аптечка, противогаз, несколько видов фонариков…

Ни один сюжет не стоит твоей жизни

Кстати, в гущу боевых действий он никогда не стремился.

– Мы – журналисты, иногда нам приходится работать в таких экстремальных условиях, – рассуждает мой собеседник. – Но когда мне говорят, мол, у вас приличный опыт работы, вы освещали акты терроризма и контр­террористические операции, я отвечаю: это абсолютно разные вещи. Нельзя сравнивать город Мариуполь, где тебя всюду подстерегает опасность, и условный дом в Махачкале, в котором забаррикадировались боевики. Несомненно, адреналина всё это добавляет, не спорю. Кровь кипит, пот с тебя сходит три-четыре раза. Потом приезжаешь домой – и ощущение, будто чего-то не хватает. Картинка замедлилась. Я понимаю наших военнослужащих, своих коллег, которые приезжают в отпуск домой и уже через неделю рвутся обратно. Не только потому, что на передовой остались боевые товарищи, сослуживцы. Им недостаёт тех эмоций, адреналина.

Вместе с тем военкор усвоил простую истину: ни один сюжет не стоит твоей жизни. Да, есть бронежилет, каска, но не всё от тебя зависит, к сожалению.

На его месте мог быть я

Работа его сопряжена с огромным риском для жизни. Рассказывает, что в мирном, казалось бы, Донецке, где функционируют в обычном режиме магазины, кафе, рестораны, в любой момент может что-то прилететь.

Например, человек заходит за хлебом, молоком в супермаркет, за лекарством в аптеку, садится в машину, и… начинается обстрел. Ударная волна, осколок от снаряда, мины – и нет человека.

Думаешь про себя: «На его месте мог оказаться я». Сюрреализм какой-то… Звучит действительно странно, однако, признается, подобных случаев в его военкорских буднях было немало.

Случайных людей там нет

– На передовой мы разных людей встречали, – говорит Омар Магомедов, – и всех их объединяет одно – это сильные духом люди. Такие невозмутимые лица, непоколебимый взгляд… Я видел нечто подобное у хороших актеров в фильмах, рассказывающих нам про Великую Отечественную войну.

Особенно запомнился ему танкист из Ростовской области. Парню 19 лет, он даже машину не умеет водить, а танк освоил. Пришел в армию с мыслями, что нацизм нужно в корне искоренять. После срочной службы остался по контракту.

Запомнил еще командира подразделения ракетчиков. В нем такой стержень, харизма… Большой, статный, киношный персонаж прям.

– Но командир на своем месте, как и ребята-снайперы, случайных людей там в принципе нет, – убежден коллега. – И я не видел в них ни капли ненависти, чего не скажешь о пленных украинских солдатах. Следовать нацистской идеологии, взращивать национализм для них нормально. Увы, пропагандистская машина, работавшая на Украине в последние 8–9 лет, сознание людей полностью изменила. Они называют нас орками, руснёй, считают, что мы живем в средневековье – без телевизоров и холодильников. Слушаешь и понимаешь, что их мозги долго и качественно обрабатывали. Мой дед освобождал Украину в 1943–1944 годах, несколько раз был контужен, до конца жизни с осколком прожил. Может, и к лучшему, что он всего этого не видит…

…Путь в профессию он начинал в газете «Прессинг», потом работал на городском телевидении Махачкалы, ГТРК «Дагестан», Пятом канале. С 2009 года по настоящее время – собкор НТВ. В 2019 году, находясь на борту атомного ледокола «50 лет Победы», достиг Северного полюса. Имеет много наград, в том числе Благодарность Президента РФ. А недавно Владимир Путин наградил Омара Магомедова и его коллегу-видеооператора Рабадана Багомедова медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В скором времени дагестанские журналисты отправятся в очередную командировку в зону СВО.

Новости от партнеров

Статьи по тегам

За вклад в пропаганду спорта

15
Международный день спортивного журналиста отмечается во многих странах мира ежегодно 2...

Бойцы информационного фронта

48
Цвет российской журналистики собрался в эту среду в Махачкале, в Историческом парке «Россия...

Школа журналистики

85
С момента своего зарождения журналистика век от века претерпевала значительные изменения....

Журналиста ноги кормят

71
Профессия журналиста – одна из самых важных, самых ответственных и самых интересных. В то же...

В высшей лиге журналистики

41
Писать о коллеге, с которым знаком более двадцати лет, легко и …трудно. Легко потому, что ты с...

Вот такая она, Григорьевна!

18
Многие мои однокурсники сотрудничали, а в последующем трудоустраивались в «Новом деле»,...

Наверное, это судьба

16
У Надежды Тузовой не одна запись в трудовой книжке. И всё же «Дагестанская правда» – это...

Наш Раджаб

58
В детстве его окрестили головастым, дававшим фору своим ровесникам, отличаясь...

Медработник, ставший журналистом

57
У неё яркая и богатая событиями биография, Эмма...

Нам 105! И мы всё ещё молоды!

28
Пару тысяч ударов по клавишам вечером, чтобы утром текст был на газетной полосе, пахнущей...

«Цифра» наступает – «бумага» не сдаётся

28
В Казани, в Доме журналиста, состоялись...

Статьи из «Спецоперация на Украине»

Герои рядом

4
После 24 февраля 2022 года жизнь большинства россиян изменилась: каждый пересмотрел свои...

Был ранен, но продолжил бой

50
После государственного переворота на Украине мировому сообществу стали навязывать...

И вновь продолжается бой

24
Морские пехотинцы, или, как их еще называют, «черные береты», считаются одними из элитных...

Герой нуждается в помощи

20
Старший лейтенант Махач Зайнулабидов – настоящий герой. И не только потому, что он был в зоне...

Героями не рождаются

43
С началом спецоперации на Украине в составе штурмовой десантной бригады он был заброшен в...

Кавалер ордена Мужества

26
На днях мой давний товарищ позвонил из зоны проведения специальной военной операции и...

Живая память

123
В прошлом году родители бойца Махача Сайкумова, тяжело переживая утрату сына, нашли утешение...

Батальон «Каспий»: выбор настоящего мужчины

42
Как ранее сообщала «Дагестанская правда,...

Новый батальон

61
В Дагестане завершено формирование добровольческого батальона «Каспий». Бойцы готовы...

Помогаем СВОим

29
Этот более чем красноречивый призыв прозвучал как набат, такой, что проходит через сердце,...

Героям СВО посвящается

56
Портреты восьми дагестанцев-героев СВО представлены на персональной выставке известной...

Они все – наши герои!

221
Они пришли к нам в редакцию не для того, чтобы громогласно заявить: «Мы молодцы! Мы сделали...