Купить PDF-версию
19:22 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
08:11 08.06.2011

Образование и религия:

Постановка проблемы

За последние двадцать лет религиозность дагестанцев поднялась от почти нулевой отметки в конце 80-х годов до охвата абсолютного большинства населения республики. Общество массового атеизма осталось позади.

Особенно выросла численность верующих среди молодежи, в том числе студенческой. По количеству религиозных объединений на душу населения, интенсивности совершения религиозных обрядов наша республика занимает первое место на территории России и СНГ. Сегодня в Дагестане функционируют 2572 религиозных объединения. Из них: исламских -2517 (1245 джума- и центральных мечетей, 826 квартальных мечетей, 271 молитвенный дом, 13 вузов, 98 медресе, 2 культурно-просветительских центра, 1 союз исламской молодежи, а также республиканская исламская организация — Духовное управление мусульман Дагестана), христианских — 50, иудейских — 5.

Республика является самым исламизированным регионом России, как дооктябрьский Дагестан. Мусульманская составляющая все заметнее в социальной и культурной жизни и в быту простых людей. Дагестанцы активнее других участвуют в хадже в Мекку. По статистике в отдельные годы дагестанцы составляли подавляющее большинство. В республике за это время создана стройная и эффективно действующая профессиональная система, в том числе высшего исламского образования, претендующая на статус центра исламского образования Северного Кавказа и России. Существенно влияет ислам на политику и элиту.

 Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов на III Съезде народов Дагестана по этому поводу отметил: «Дагестанское общество возвращается к своим духовным истокам. Ислам закономерно стал важным фактором в жизни республики. Верующие получили возможность активно использовать огромный нравственный потенциал великой религии ислама для просвещения и созидания». Таким образом религия стала у нас не препятствовать, а способствовать духовной свободе дагестанского народа, обеспечивать стабильность и порядок в обществе.

Борьба за умы

Однако не всем была по душе такая консолидация нашего населения, особенно такой мощный исламский ренессанс. В первую очередь замышляющим измотать, ослабить и даже расчленить возрождающуюся Россию. Уязвимым местом в этом плане оказались Дагестан и Северный Кавказ. Прежде всего они становятся объектом жесткой внешней идеологической экспансии, замешанной на экстремистских и радикальных установках. Идет борьба за умы, за настроения людей; развязана открытая агрессия, за которой стоит международный терроризм. Террористическая война на Кавказе — это война против сильной России. Тем самым создается атмосфера страха и стратегической нестабильности, экономической (инвестиционной), политической, культурной изоляции Дагестана и Северного Кавказа.

Умело используя трудности переходного (транзитного) характера нашего общества, который поразил корневые структуры дагестанского менталитета, в республику с начала 90-х годов проникла пропаганда различных зарубежных миссионеров,  координируемая какими-то «неведомыми» и невидимыми силами. Сюда же стоит добавить тех, кто, получив образование за рубежом, вернулся на родину охваченный новыми религиозными идеями.

Здесь они нашли у небольшой, недовольной современной ситуацией части молодежи поддержку. Стала восстанавливаться зависимость внутренних проблем от внешней оценки и внешнего влияния, которая имела место не раз в трудные годы истории Дагестана. Под влиянием миссионеров бесплатной учебой за границей в 1996 году, только по официальным данным, воспользовались около 1,5 тысячи молодых дагестанцев. Практически по возвращению первых групп такого «набора» возник у нас небывалый ранее религиозный плюрализм, вызвавший проблемы исламской идентичности, даже враждебности. Разные подходы в религии суфитских «партий», представляющих официальный, традиционный ислам, и салафитов привели к росту отчуждения среди определенных слоев молодежи, способствовали появлению и росту религиозно окрашенного экстремизма. Заметным фактором стал приток боевиков из арабских и других стран. Одним словом, по республике сегодня бьют с разных сторон изнутри и извне.

Нравственность – ценность вечная

Все это и многое другое не могло не повлиять на мировоззрение и молодежную субкультуру, учебно-воспитательный процесс. У довольно большой части молодежи все еще существует рваное, противоречивое, набитое мифами и иллюзиями мировоззрение. Эффективное противостояние религиозному экстремизму невозможно без понимания молодежью сущности современного конфликта, правильного представления о предпосылках и геополитической ситуации, на фоне которой происходит развитие конфронтации, формированию которых в немалой степени способствует система образования.
В нынешних условиях мировоззренческого плюрализма намного быстрее идет процесс проникновения религиозного содержания в светское образовательное знание. По мнению нашего знаменитого соотечественника, директора Института философии Российской академии наук, академика РАН Абдусалама Гусейнова, сегодня «тренд философских размышлений связан с попытками найти новые основания и аргументы для союза с теологией». Во всех социальных и гуманитарных школьных и вузовских дисциплинах существуют проблемы соотношения религии и культуры. Студент сегодня оказался между светской наукой и религией. Скажу сразу: здесь лучше «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». В мировоззрении ученика и студента есть место и философии, и религии, и науке, но нет и не может быть места их вражде и противопоставлению.

Тема «образование и религия» суперактуальна в нынешних условиях. Она очень сложная, тонкая и чувствительная, требующая осторожного подхода. Но откладывать её обсуждение больше нельзя. Устраняться от нее по принципу: школа, вуз — это светские учреждения, и они отдельны от религии — непродуктивно, нереально. Жизнь всегда бывает похожа на время. От ответа на вопрос, каким образом решается проблема взаимосвязи светского и религиозного образования, в определенной степени зависит вектор развития современного Дагестана.

Обращение к этой теме предполагает в первую очередь привлечение к ней внимания, поиск форм и методов оптимального взаимодействия светского и религиозного образования, определения «допустимых границ» влияния религиозных ценностей на учебный процесс. Никакие стандарты и программы, учебные пособия и компьютеры не могут заменить непосредственного «менеджера» учебного процесса — учителя или преподавателя вуза. Скажу ещё: мы сами, учителя и преподаватели гуманитарных и социальных дисциплин, можем находиться и в ценностных оппозициях друг к другу, особенно в обсуждаемой теме. Именно благодаря этому становится возможным не наставлять и поучать, а создавать (учиться, осваивать) вместе; не обличать, а представлять палитру различных взглядов на этот вопрос. Диалогическое взаимодействие обеспечивает целостность общества, единство личности учащихся. Именно диалог становится тем гуманитарным «ненасильственным» принципом, который нужно вводить в образовательные технологии, в программы развития молодежной культуры. Поэтому мы должны быть очень корректными. Такой подход должен способствовать созданию в республиканской образовательной системе гуманистической среды. При этом надо иметь в виду, что знание и нравственность представляют собой принципиально разные измерения бытия культуры. Знание может созидать, знание может и разрушать, а нравственность -вечная ценность (положительная значимость какого-либо объекта, явления, процесса).

(Окончание следует)
 

Статьи из «Политика»

Воссоздать свой архитектурный стиль

4
По внедрению цифровых решений в строительную отрасль...

Голосуя сердцем

4
Вряд ли кто станет отрицать, что нынешние президентские выборы в нашей стране были особенными. Народ, продемонстрировавший поразительное единство, одерживающий...

Дагестан – это Россия в миниатюре

15
Открывая очередное совещание по актуальным вопросам,...

Производная войны

8
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Дополнительный импульс

10
Как уже сообщала «Дагестанская правда», в республику с рабочим визитом прибыл министр...

Единственно верный выбор

6
Итоги прошедших выборов Президента России ни у кого не вызвали удивления, они были легко предсказуемы. Реакция на них в мире разная – лидеры дружественных нам...

Память о героях

823
Матери и вдовы ребят, погибших в зоне СВО… Каждая из них переживает боль потери по-своему....

Выбор сделан! Россияне проголосовали за развитие страны

24
Завершилось важное политическое...

Выборы 2024: завершающий день голосования

98
По итогам двух прошедших дней в Дагестане уже...