Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 06 декабря, Вт

Махачкала

Weather Icon

Стратегия масштабных инвестиций

A- A+

Вчера глава Дагестана Магомедсалам Магомедов провел заседание Президентского Совета РД.

В нем приняли участие Председатель Народного Собрания РД Магомед-Султан Магомедов, Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев, Руководитель Администрации Президента и Правительства РД Гасан Идрисов, председатель Конституционного суда РД Магомед Халитов, заместители Председателя Правительства РД Мурат Шихсаидов и Антонина Идрисова, Главный федеральный инспектор Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Василий Колесников, руководители министерств и ведомств республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по РД, главы муниципальных образований, представители общественности.

Открывая заседание Cовета, Магомедсалам Магомедов отметил, что обсуждение этого важнейшего для нашей республики документа идет широко и конструктивно во многих структурах — научных, производственных. Недавно такое же обсуждение состоялось на выездном заседании президиума Президентского совета в Чародинском районе, где была поднята проблема социально-экономического развития депрессивных горных территорий.

— Эта работа будет продолжена. Формат работы с органами местного само­управления, с главами администраций я намерен несколько изменить, чтобы решать существующие проблемы, — сказал глава республики.

Говоря об общем положении в дагестанской экономике, Президент РД Магомедсалам Магомедов подчеркнул, что в целом и по сравнению с показателями по стране и с показателями предыдущих периодов дагестанская экономика развивается стабильно. «Прошлый год мы завершили с высокими показателями, хотя в начале года тенденции были кризисными, особенно в промышленности. Но к концу года нам удалось выправить ситуацию. За пять месяцев текущего года в республике сохраняется позитивная динамика социально-экономических показателей: индекс выпуска товаров и услуг вырос на 5,7%, ввод жилья увеличился на 14%, реальные денежные доходы населения – на 8,7%. Выросла зарплата, наконец мы уверенно преодолели среднюю отметку – 10 тысяч рублей, хотя этот показатель остается одним из низких в стране. Объем инвестиций в основной капитал повысился на 4,2%. И промышленность, и аграрный сектор демонстрируют в этом году стабильные, устойчивые темпы роста. Но с учетом положения, в котором находится наша экономика в целом, нам нужны совершенно другие результаты, нам нужен качественно другой рост.

Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы улучшить качество роста экономики республики, привлечь новых крупных инвесторов. В ходе недавнего Петербургского Международного экономического форума прошла специальная дискуссия «Северный Кавказ: потенциал будущего». Свою заинтересованность в финансировании проектов развития туристско-рекреационного комплекса нашей республики проявили представители Франции и Австрии.

В рамках форума, — сказал Президент, — также состоялась встреча с президентом Международного олимпийского комитета Жаком Рогге, где обсуждалась возможность подачи заявки для проведения в Дагестане Юношеских олимпийских игр. Это очень важное начинание. Именно такие масштабные проекты, как мы с вами наблюдаем в Краснодарском крае, позволяют вытянуть почти всю инфраструктуру того или иного региона. Мы будем очень тщательно работать над реализацией этой идеи.

Кроме этого, были подписаны соглашения с Федеральной сетевой компанией по целому ряду инвестиционных проектов и по созданию Энергетического колледжа в г.Каспийске.

Были подписаны соглашения с корпорацией «Ренова» и «Роснано» о строительстве в республике солнечной электростанции на 10 мВт. Это тоже для нас перспективное направление.

На достаточно высоком уровне прошли Дни Республики Дагестан в Австрийской Республике. Живой интерес к возможности вкладывать в экономику Дагестана проявил ряд крупных австрийских фирм и банков. Очень продуктивные переговоры проведены с «Райффайзенландесбанком», по результатам которых мы договорились, что осенью этого года в Дагестан приедет специальная бизнес-миссия во главе с президентом этого банка и в сопровождении ведущих бизнесменов Австрии, тех, кто имеет интерес к нашей республике. Я считаю это большим достижением. Опыт этой страны для нас очень полезен.

Вы, наверное, видите, что почти еженедельно, а может быть, и чаще у нас проходят встречи как с российскими, так и с иностранными потенциальными инвесторами. Наша цель — заинтересовать их реальными проектами, привлечь в дагестанскую экономику. Это нам позволило сформировать целый список из более 60 крупных приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более чем 180 млрд рублей. Часть из проектов уже запущена в реализацию.

В конце июля в республике пройдет Экономический форум, на который приглашены представители как российского, так и иностранного бизнеса. На этом форуме, я уверен, будет заключен ряд очень важных соглашений, выгодных и с экономической точки зрения, и социально значимых для республики.

Нам удалось повернуть лицом к нашей экономике успешных дагестанских бизнесменов, представителей крупного бизнеса. Это в первую очередь Сулейман Керимов. Целый ряд ранее «замороженных» проектов, в том числе бизнес- и социальных проектов с его участием, мы сегодня активно реализуем. Большую перспективу и пользу для республики будет иметь реализация проекта, который ведет Ахмед Билалов по развитию туристического комплекса. По своей социальной значимости это крупнейший проект для Дагестана с учетом создаваемого количества рабочих мест и возможностей значительно улучшить инфраструктуру нашего региона. К этой же работе привлечены и известные бизнесмены братья Зиявудин и Магомед Магомедовы. Крупная структура, работающая в основном на севере, которую возглавляют также наши земляки – братья Рамиз и Мамед Абасовы, активно включается в решение проблем республики. Все они также готовы нести определенную социальную нагрузку в виде благотворительных, спонсорских мероприятий, связанных со строительством больниц, школ, дорог. Это хороший пример для всех остальных. Возможно, не такого крупного уровня, но достаточно много серьезных бизнесменов – выходцев из нашей республики. Хотелось бы, чтобы каждый из них по мере возможности участвовал в жизни республики и помогал хотя бы своей малой исторической родине. Могу назвать еще и Омара Муртазалиева – это тоже известный бизнесмен, который готов реализовать в нашей республике целый ряд проектов. Этот список можно продолжить. Я выражаю всем им благодарность, а также хочу, чтобы дагестанцы знали, что наши земляки поверили в республику, в то, что у нее есть хорошие перспективы, и готовы, несмотря на трудности, работать на благо Дагестана. 

Но есть одно серьезное препятствие на сегодняшний день – это отсутствие безопасности, всякого рода негативная информация, которая следует за терактом или подобного рода явлением. Создается негативный имидж республики как нестабильной и неспокойной. В то время, когда органы государственной власти ведут работу по созданию в республике конкурентоспособной экономики, боевики пытаются помешать этому, запугать население, оказать давление на местные власти и бизнес, контролировать денежные потоки. Я уверен, в конечном итоге у них ничего не получится.
Но надо сказать, что вооруженные вылазки бандгрупп и террористические акты подрывают инвестиционный климат, увеличивают финансовые риски и транзакционные издержки бизнеса. Правоохранительные органы проводят свою часть работы, ведут борьбу против бандподполья всеми доступными методами. Не всегда я бываю доволен результатами этих спецопераций, тем, как они проходят. Но это не повод, чтобы подвергать критике правоохранительные органы, наоборот, их надо поддержать. В рамках закона и всеми имеющимися силами они должны свою работу продолжать. Но одними силовыми методами нам навести порядок и стабилизировать ситуацию в республике не удастся. Для этого нужна активная поддержка населения. Без этого эффективность усилий всех органов власти и правоохранительных структур будет находиться на низком уровне. Здесь, уважаемые руководители городов и районов, я серьезно рассчитываю на вашу работу и участие. Поэтому одной из задач органов местного самоуправления по стабилизации ситуации в республике остается работа по снижению протестных настроений в обществе, сужению социальной среды, подпитывающей экстремизм.

Там, где главы администраций ведут серьезную работу и обладают реальным авторитетом, население не поддерживает террористов, там нет пособнической базы. Такие руководители муниципальных образований могут своими силами, без помощи силовых структур, не допустить экстремистских проявлений на территории своего города или района. Террористическая активность – это один из признаков плохой работы всех ветвей власти и прежде всего местных властей, коррупции и низкого качества жизни населения. Главы муниципальных образований несут личную ответственность за происходящее на их территориях. Если молодежь уходит в лес, если находятся пособники, которые поддерживают бандитов, если профилактическая работа не ведется, а проблемы населения, вызывающие споры и конфликты, не решаются, то таким руководителям надо заняться чем-то другим. Сейчас эти факторы становятся главным критерием оценки их работы. В том числе и для меня как Президента республики: я буду нести ответственность перед дагестанским народом и перед Президентом России. А каждый из глав муниципальных образований должен нести ответственность перед жителями своего района или города и передо мной как Президентом республики. По-другому мы не сможем решить эту проблему.

Нужно научиться работать правильно. Сфера противодействия экстремизму и терроризму – важнейшее направление работы глав муниципальных образований. Хотя у нас сегодня тема экономическая, но все прекрасно осознают, что эти проблемы взаимосвязаны. Мы понимаем, что корни многих негативных явлений скрыты в экономике и социальной сфере. И не все проблемы мы можем решить за счет собственных возможностей, что, конечно, не снимает с нас ответственности.

Обеспечение безопасности и роста качества жизни населения невозможно без развития экономики. Это как порочный круг, который мы должны разорвать. Мы не можем ждать, пока наступит стабильность и безопасность, для того чтобы реализовывать крупные инвестиционные проекты и развивать экономику. И наоборот – мы не можем их реализовать, пока нет стабильности. Надо вести параллельную работу: продолжать работу по наведению порядка и усилению безопасности, реализовывать экономические проекты.

У дагестанской экономики немало серьезных проблем. За последние десятилетия изменилась структура экономики, снизилась доля реального сектора, а унаследованные от советского периода технологии и оборудование устарели. В республике наблюдается значительный рост численности населения – это хороший показатель, наше богатство и наш потенциал, но вместе с этим увеличиваются и социальные обязательства государства. Когда люди не имеют достойной работы и качественных услуг в области образования, здравоохранения, ЖКХ, их легче втянуть в сети радикальной или экстремистской идеологии.

Именно поэтому нам нужно развивать экономику, которая даст дагестанцам возможность зарабатывать на достойную жизнь. И здесь на первый план выходит качество развития. На VII бизнес-форуме «Деловой России» Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин указал на необходимость в ближайшие 10 лет в два раза увеличить производительность труда и до 2025 года создать в стране до 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Для Дагестана эта задача актуальна вдвойне.

Принимаемые государством меры позволяют на время снижать напряженность на дагестанском рынке труда. Например, в прошлом году в республике было создано более 18 тысяч новых рабочих мест. Однако в условиях позитивной демографической динамики этого недостаточно для обеспечения занятости населения. Для трудоустройства ищущих работу граждан, и в первую очередь молодежи, в Дагестане ежегодно необходимо создавать не менее 25 тысяч новых постоянных рабочих мест.

Для этого нужны масштабные инвестиции и благоприятный инвестиционный климат. По оценкам учёных, для того чтобы довести объем основных фондов на душу населения до среднероссийского уровня, только в экономику республики нужно вложить более 1,2 трлн. рублей. Такова пропасть, которая сегодня существует. А если речь идет о современных высокотехнологичных отраслях, то эта сумма возрастает в разы. К сожалению, дагестанский бизнес при всем его потенциале и развитии не может решить эту задачу только своими силами, нужна серьезная помощь государства. Я имею в виду федеральный центр.

Накопленное отставание наша республика может преодолеть только последовательными программными методами. Такими методами являются Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, связанные с ней федеральные и республиканские целевые программы. Я очень рассчитываю на обсуждаемую сейчас (в скором времени она должна быть принята) Программу развития СКФО. В ней есть специальная подпрограмма по каждому субъекту, в том числе и по Республике Дагестан. Мы свои предложения внесли, и если они будут учтены, а это инвестиции порядка 700 млрд рублей, то можно будет решить много проблем, прежде всего социального характера. Все эти средства пойдут в районы, в города, будут направлены на улучшение качества услуг, оказываемых населению, и повышение качества жизни людей. Нам также надо принимать свои соответствующие программы. Я уже говорил о Федеральной целевой программе развития РД до 2012-2017 года. Если не будет принята Программа развития СКФО, о которой я говорил, мы все равно будем настаивать на принятии отдельной Программы развития Дагестана. Нет никакой вины дагестанцев в том, что социальная сфера республики оказалась намного менее развитой, чем в целом по стране. Наши люди трудолюбивы, активны и талантливы. Но так сложилось, что республике меньше уделялось внимания, меньше было инвестиций.
Нам надо принимать свои документы. Одним из таких является Стратегия, которую мы сегодня будем обсуждать. Дагестанским обществом давно осознавалась необходимость создания документа, в котором раскрываются долгосрочные приоритеты экономической политики, дается видение того, как повысить инвестиционную привлекательность нашей республики, решить проблемы социальной сферы.

По моему поручению Правительством РД доработан и внесен на рассмотрение Народного Собрания РД проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. В этом документе сформулировано новое представление об образе будущего республики к 2025 году как динамично развивающегося субъекта России. Принятие Стратегии позволит нам получить основу для разработки конкретных программ и планов мероприятий, качественно повысить уровень безопасности, сформировать предпосылки для устойчивого индустриального и институционального развития, провести меры по снижению коррупции и легализации теневой экономики.

В ближайшие годы нужно совершить рывок в повышении конкурентоспособности народного хозяйства республики, провести структурную перестройку экономики, кардинально улучшить качество человеческого потенциала и социальной сферы. Мы должны создать предпосылки для перехода на новую постиндустриальную модель развития, основанную на преобладании среднего класса, инновациях и других научно-технических факторах экономического роста.

Согласно сценариям социально-экономического развития республики, за время реализации Стратегии объем валового регионального продукта в расчете на душу населения должен увеличиться в 3-4,5 раза, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней – в 5-8 раз, а средняя заработная плата – в 2,9-4,6 раза. Это очень серьезные задачи. Но мы именно так должны выстроить свою Стратегию, по-другому мы всегда будем находиться среди аутсайдеров», — подчеркнул Магомедсалам Магомедов.

С основными положениями Стратегии-2025 собравшихся ознакомил министр экономики РД Марат Ильясов — документ разрабатывался силами этого министерства. С содокладами выступили управляющий партнёр инвестиционно-консалтинговой компании АV Алексей Крыловский и член президиума Президентского совета РД, глава МО «город Буйнакск» Гусейн Гамзатов. Выступающие говорили о том, к какому году и какая будет ситуация в том или ином секторе экономики, как вырастет валовой региональный продукт, насколько повысятся производительность труда, заработная плата, на основе чего всё это будет достигнуто.

Как подчеркивалось в выступлениях, основой Стратегии являются 7 комплексов — торгово-транспортно-логистический, промышленный, агропромышленный, строительный, топливно-энергетический, социально-инновационный и туристско-рекреационный.  Подчеркивалось, что Дагестан находится в уникальном геостратегическом положении – это сочетание моря, равнин, предгорья и гор, насыщенных природными ресурсами, и растущее здоровое население с лидерскими амбициями. И эти конкурентные преимущества мы должны использовать.

Стратегия ее авторами рассчитана в трех вариантах — инерционном, базовом и оптимистическом. Если удастся реализовать оптимистический вариант, то он к 2025 году приведет к следующим изменениям в социально-экономическом развитии республики. Валовой региональный продукт к этому времени, по сравнению с 2008 годом, возрастет в пять раз и составит 1 триллион 59 млрд. рублей. ВРП на душу населения увеличится в 4,5 раза и составит 357 тысяч рублей. Численность занятого населения составит 1 млн. 374 тыс. человек, средняя начисленная заработная плата вырастет в 4,6 раза и составит 34,8 тысячи рублей. Безработица к этому времени снизится в 1,9 раза, по сравнению с 2008 годом.

Разработчики Стратегии-2025 особо подчёркнули, что в республике развиты все виды транспорта – автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, трубопроводный. Поэтому предусмотрено построить здесь международный транспортно-логистический узел, постоянно действующие выставки, торговые и финансовые центры.  В выращивании и переработке сельхозпродукции необходимо переходить к использованию высоких технологий. Винно-коньячный, рыбохозяйственный комплексы в будущем должны выйти на лидирующие позиции.

Разработчики неоднократно подчеркивали, что главная стратегическая цель — рост качества жизни дагестанцев на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности. Реализация главной стратегической цели позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации XXI века. В 2020-2025 годах республика должна войти в двадцатку субъектов-лидеров по объему валового регионального продукта (свыше 1 трлн руб. в год) и индексу развития человеческого потенциала. Предусмотрены и конкретные механизмы реализации Стратегии – это федеральные и республиканские целевые программы, направленные на комплексное развитие республики, а также инновационные проекты.

Обсуждение документа началось с выступления вице-премьера республиканского правительства Мурата Шихсаидова. Как и ожидалось, речь зашла о той части Стратегии, касающейся развития АПК. А проблем в отрасли больше чем достаточно. Первая из них – это продуктивность полей и ферм, эффективность труда крестьянина. Другая проблема – переработка. По словам выступающего, только решением проблемы переработки республика могла бы дополнительно создать около 27 тысяч новых рабочих мест, заработать дополнительно 250 млн. рублей.

Председатель Комитета по экономической политике Народного Собрания РД Назим Апаев плюс документа увидел в том, что он создает среду, в которой будет востребован человеческий потенциал. Во время обсуждения в комитетах депутаты внесли в документ более 30 замечаний и поправок.

Глава Махачкалы Саид Амиров назвал Стратегию важным документом, в котором подвергнуто анализу современное состояние экономики и общества в целом. Цели определены верно. Но для их реализации нужен соответствующий общественно-политический фон. А ныне он таков, что дагестанцы попали в какой-то порочный круг: экономика не развивается из-за нестабильности, а стабильность невозможна без развития экономики. По словам мэра столицы, нам в первую очередь нужно выйти из этого порочного круга. Посетовал он и на то, что республика теряет научно-экономический и инновационный потенциал. В технологическом плане сельское хозяйство не развивается, отдых в Турции стоит в три раза дешевле, чем на курортах Кавминвод. И из Стратегии не видно, за счет чего будет ликвидировано наше отставание.

На туризме поднялась не одна страна, сейчас такой шанс появляется и у Дагестана, — вот главный лейт­мотив выступления руководителя Агентства по туризму РД Анатолия Карибова. А ректор ДГУ Муртазали Рабаданов в своем выступлении говорил о подготовке кадров для реализации планов Стратегии.

Председатель Общественной палаты РД Гамзат Гамзатов увидел в Стратегии попытку задействовать все имеющиеся ресурсы для развития республики. А ресурсы, и немалые, есть.  Но при этом, по его словам, упущена очень важная деталь – в документе совсем не чувствуется налоговой идеологии. Сейчас же в республике создалась парадоксальная ситуация, когда авторитет человека, демонстративно не платящего налоги, выше авторитета человека, добросовестно их платящего. Если мы в этих вопросах не наведем порядка, никакими стратегиями жизнь улучшить невозможно.

О плюсах и минусах документа в своих выступлениях говорили также заведующий отделом Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян, гендиректор КЭМЗа Ибрагим Ахматов, главы Лакского и Каякентского районов Юсуп Магомедов и Ильмутдин Гамзаев.

Подводя итоги заседания, глава Дагестана поблагодарил всех за участие в обсуждении проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года: «Самое главное – это интерес к Стратегии и желание ее реализовать. Прежде всего я поручаю Правительству РД и разработчикам проекта в самые сжатые сроки учесть все замечания и предложения, которые сегодня прозвучали, обобщить их и при необходимости направить в Народное Собрание РД, поскольку уже на следующей неделе этот законопроект будет рассматриваться во втором чтении.

Принятие Стратегии – это лишь первый шаг в длительном процессе законодательной и управленческой деятельности всех органов власти. Правильно сегодня прозвучало в выступлениях – это, конечно, не догма. Это документ, который можно корректировать в ходе его реализации. В Стратегию можно вносить правки, желательно в сторону еще более высоких показателей.

Многие говорили о том, что в Стратегии не прописан конкретный механизм реализации обозначенных в ней идей, нет финансового обеспечения для реализации этих проектов. Согласен. Но их и не может быть в Стратегии. Надо понимать, что это документ, который отражает наше видение, это то, к чему надо стремиться. В целом, на мой взгляд, главный механизм – это частно-государственное партнерство. Причем этот механизм очень действенный как при реализации какого-то конкретного проекта, так и вообще в целом в нашей работе. Правильно говорилось – нет транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. Это, я считаю, часть государственных полномочий. Ее мы, думаю, решим посредством программ, которые будут реализовываться. А частные полномочия в реализации самих проектов – это уже бизнес, инициатива людей. Таков механизм, который нам позволит добиться цели.

Обязательно будут учтены предложения по налоговой реформе, но в пределах полномочий республики. Основная налоговая политика, конечно, формируется на уровне Федерации. Поэтому нам нужно будет выходить с соответствующей законодательной инициативой.

После принятия закона необходимо разработать планы мероприятий по реализации Стратегии, обеспечить её взаимоувязку со Схемой территориального планирования республики, приступить к разработке стратегических документов развития районов и городов.

Главам муниципальных районов и городских округов нужно организовать обсуждение основных положений Стратегии с учетом приоритетов развития своих территорий и представить в Министерство экономики РД предложения по реализации Стратегии на местах.

Еще раз хочу напомнить про важность работы по противодействию терроризму и экстремизму. Это тоже входит в Стратегию развития республики.

Деятельность Правительства Республики Дагестан, других органов власти, местного самоуправления должна быть сосредоточена вокруг реализации названных мною основополагающих стратегических документов. Принимаемые стратегии, программы и планы призваны сделать нашу работу более скоординированной. И не нужно бояться того, что установлена высокая планка в развитии республики. Мы, дагестанцы, умеем работать и добиваться своих целей. Для этого требуются консолидация общества на основе идей развития, правильная организация деятельности органов государственного и муниципального управления, повышение эффективности и результативности работы. При этих условиях мы сумеем достичь обозначенных в Стратегии целей и решить задачи, которые стоят перед нашим обществом», — выразил уверенность Президент РД.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»