Купить PDF-версию
17:07 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
21:00 25.03.2008

Противодействие экстремизму и терроризму

Научное исследование того или иного явления сродни постановке диагноза. Если пациенту поставлен неверный диагноз, лечение будет неэффективным или даже губительным. Поскольку в качестве пациента в нашем случае выступает общество, то игра в политкорректность с диагнозом относительно экстремизма, фанатизма, терроризма может слишком дорого обойтись. Более того, неточные формулировки рождают штампы, которые потом способствуют разжиганию конфликтов и появлению несуществовавших ранее противоречий. Таким образом, очевидна необходимость осмысления исходных понятий.

Сегодня много говорят о радикализме, экстремизме, фундаментализме, фанатизме, терроризме как разрушительных для общества и личности реалиях современного бытия. Однако общепринятого понимания этих явлений нет не только в массовом сознании, но и среди специалистов. В научном сообществе пока еще не разработаны методологическая база и методики для исследования сущности подобных явлений. В то же время очевидно и то, что для выработки эффективной политики по профилактике и преодолению этих негативных явлений необходимо теоретическое осмысление их сущности. Чрезвычайно важно их правильное определение и для формирования юридической базы для борьбы с ними.
Некоторые ученые, политические и религиозные деятели иногда подвергают сомнению сам факт существования таких явлений, как экстремизм и фанатизм, особенно если их связывают с религией. Так, к примеру, для представителей различных конфессий, мыслящих в парадигме религиозной веры, явления религиозного экстремизма и терроризма как таковые исчезают, поскольку любые действия во имя религии оказываются легитимными и допустимыми. Однако, если в религии какой-либо из этих терминов не легитимен и не внятен, то это не означает, что в ней отсутствует сам феномен.
Анализируя понятия экстремизма, фанатизма, фундаментализма, радикализма, пытаясь дать их теоретическое определение, мы сталкиваемся с проблемой логической дифференциации этих терминов. Без их четкого различения мы не сможем определить сущность явлений, обозначаемых данными терминами. Для решения этой задачи, на наш взгляд, необходимо начать с категории «радикализм», поскольку и экстремизм, и фанатизм выступают специфическими формами радикализма.
Понятию «радикализм» в литературе чаще всего придают два смысла: 1) радикализм рассматривается как политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости коренных преобразований и реформ; 2) радикализм рассматривается как использование крайних методов при решении каких-либо вопросов, решительный образ действия. В первом смысле термин радикализм означает не только способ деятельности, но и определенную идеологию, лежащую в его основе, но при этом этот термин относится только к политической деятельности. Во втором смысле термин «радикализм» характеризует лишь способ действия безотносительно к виду деятельности.
Нам представляется, что наиболее продуктивным будет следующее определение: радикализм — тип социальной практики или деятельности, основанный на крайних, предельно агрессивных идеологиях и чрезвычайных, решительных действиях, направленных на коренное изменение существующей социально-политической системы или ситуации. Радикализм следует интерпретировать как реакцию тех или иных социальных субъектов на критические, тупиковые или экстремальные ситуации, с которыми он сталкивается в ходе исторического процесса. В радикализме при таком его понимании можно выделить две взаимно обусловливающие стороны: радикальную идеологию и радикальную деятельность.
Следует также разграничивать две основные формы радикализма в зависимости от характера социальных изменений, которые составляют существо программы или идеологии радикализма. Первая форма радикализма — конструктивный, революционный радикализм, который направлен на качественное, революционное, прогрессивное преобразование существующей социальной системы. В этом виде радикализма, высшим проявлением которого является социальная революция, конструктивный момент — строительство нового, более совершенного общества, преобладает над деструктивным — разрушением существующей системы. Этот радикализм можно уподобить целительному ножу хирурга, который в критической ситуации кардинально, силовыми методами исцеляет пациента, спасая его от гибели.
Вторая форма — деструктивный радикализм, направленный на сохранение, консервацию отживших, изживших себя социальных отношений с помощью разрушительных, агрессивных действий против тех сил и социальных явлений, которые выражают действительно революционное преобразовательное начало, либо против всей существующей социальной системы или социальной ситуации в целом. Это ложно направленная социальная агрессия, канализирующая в деструктивном направлении спонтанную, стихийную социальную агрессию тех социальных групп и сил, которые сложившаяся критическая социальная ситуация ставит перед проблемой самосохранения или перед угрозой потери социальной и культурной идентичности. Деструктивный радикализм не лечит критическую болезнь социального организма, а калечит и насилует его тело подобно безграмотному шаману, лишь усугубляя эту критическую болезнь.
К какой форме радикализма следует относить экстремизм? Безусловно, экстремизм следует отнести к деструктивному радикализму. Однако и внутри деструктивного радикализма мы бы выделили, в свою очередь, две разновидности, в зависимости от характера идеологии, которая лежит в его основе и определяет направленность и способ социальной деятельности деструктивных радикалов. Первая разновидность основана на фанатической идеологии, которая представляет собой иллюзорную и утопическую программу социального преобразования. Фанатизм же мы определяем как иллюзорно-деструктивную форму социальной практики. Фанатизм одержим идеей преобразования мира по своему иллюзорному идеалу. Эту разновидность деструктивного радикализма мы и определяем термином «фанатизм».
Вторая разновидность радикализма основана на идеологии фундаментализма. Фундаментализм в широком смысле слова есть мировоззренческая система, которая выступает за сохранение традиционных основ общественной системы, против их коренных изменений. Применительно к религии фундаментализм означает приверженность неизменности традиционных религиозных догматов и устоев. Поскольку эти догматы и устои связаны в какой-то степени с традиционными социальными устоями, постольку религиозный фундаментализм соединяется с социально-политическим традиционализмом.
Суть идеологии фундаментализма состоит в том, чтобы вернуться к старому социальному порядку или законсервировать существующие социальные порядки, заморозив, остановив процесс всяких изменений. В электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» фундаментализм определяется как общественные идеологические религиозные движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, «возвращения к истокам». Фундаментализм возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в том числе насильственными средствами, процессу перемен, обновлению.
Именно эту разновидность деструктивного радикализма, основанного на идеологии фундаментализма, как нам кажется, адекватно определяет термин «экстремизм». Действительно, фундаментализм и экстремизм взаимосвязаны. Экстремизм можно рассматривать как следствие и развитие фундаментализма. В своих крайних формах религиозный фундаментализм вырождается в экстремизм. В этом смысле религиозный экстремизм — это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами.
 

Экстремизм является социальной агрессией тех или иных социальных субъектов, поставленных в критические, чрезвычайные условия существования.

Эта агрессия направлена на качественное изменение критической ситуации с целью самосохранения данных социальных субъектов и традиционных условий их существования.
Для того чтобы уяснить сущность экстремизма, необходимо четко отличить его от фанатизма, с которым его нередко отождествляют. Главное различие мы видим в целях и мотивации этих форм деструктивной социальной практики. Фанатизм, в отличие от экстремизма, имеет ярко выраженную нетрадиционную, утопическую идеологическую программу и нацелен на радикальное преобразование существующего общества в соответствии с этой программой. Экстремизм, напротив, нацелен не на изменение существующего общества, а на сохранение его и представляет собой защитную агрессивную реакцию на угрозу радикального изменения существующего социального порядка. Его идеологической основой выступает обычно традиционная идеология, которая принимает радикальную форму.
Итак, если экстремизм является стремлением социальных субъектов к самосохранению в критических ситуациях, то фанатизм хочет изменить мир в соответствии с некими утопическими, иллюзорными идеалами. По сути, и фанатизм, и экстремизм — разные способы реакции разных социальных субъектов на экстремальные социальные ситуации. Они могут переходить один в другой и сливаться друг с другом, выступать вместе.
По характеру или способам реализации своих целей фанатизм и экстремизм сходны, так как склонны к использованию чрезвычайных, насильственных и разрушительных актов, то есть к террористическим методам. Именно это сходство нередко ведет к смешению фанатизма и экстремизма, а также к смешению их обоих с терроризмом. Чтобы избежать логического смешения понятий «экстремизм» и «терроризм», мы должны указать на то, что первое понятие характеризует специфический, чрезвычайный тип или способ социального действия и включает в себя такие моменты, как цель, идеология, мотивация действия, средства и способы действия. Второе понятие характеризует лишь один из видов действия или способ действия. Оно гораздо уже по своему логическому смыслу. Хотя терроризм, безусловно, входит в арсенал действий экстремизма и даже занимает в этом арсенале весьма заметное место. Но лишь терроризмом не исчерпывается арсенал экстремизма как типа социальной практики.
При определении экстремизма как радикального, чрезвычайного способа социального действия мы сталкиваемся с проблемой специфической меры экстремизма. Эта мера должна отличить радикальные действия от обычных, нерадикальных действий. Критерии этой меры могут быть различными, но, очевидно, не количественными, а качественными. Иногда в качестве такого критерия предлагают радикальное отрицание принятых в обществе норм и правил. Но это признак относительный и, скорее, внешний или формальный. Но в чем тогда разница между экстремизмом и уголовными преступлениями? Адекватной мерой экстремизма, нам кажется, является насилие, связанное с угрозой жизни людей или с прямым уничтожением людей. Здесь можно принять во внимание не только физическое, но и нравственно-психологическое уничтожение личности.
Однако мера экстремизма не может быть определена только на уровне одного из ее элементов — экстремистской деятельности. Она должна учитывать также другой элемент — экстремистскую идеологию. Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но которые совершаются на основании и во имя определенной экстремистской идеологии. Действительным экстремизмом является мотивированная экстремистской идеологией деятельность.
По социальному смыслу экстремизм есть защитная агрессия, направленная против радикальных изменений существующего социального порядка. Он является естественной реакцией различных социальных сил на критические социальные ситуации, формой борьбы с этими критическим ситуациями, направленной на возвращение к докритическому состоянию. Экстремизм по существу есть борьба поставленных в критическую ситуацию социальных групп чрезвычайными средствами и способами за сохранение своего физического существования и культурной идентичности. Но важно подчеркнуть, что это борьба деструктивная и иллюзорная, которая не разрешает, а лишь усугубляет критическое положение данной социальной группы.
Разобравшись таким образом в исходных понятиях, мы можем предложить свое видение мер профилактики и борьбы с конкретными формами экстремизма и фанатизма в обществе. Но это предмет отдельного разговора.
 

 

Статьи из «Правопорядок»

Несмешной КВН

5
Правоохранительные органы сообщили об аресте 33-летнего уроженца Дагестана Артура Расулова,...

Осуждены за подготовку теракта

13
Уроженцы Дагестана осуждены по уголовному делу о...

Плюс восемь

11
Суд в Дагестане арестовал на два месяца еще восемь фигурантов уголовного дела о...

Дело энергетиков

85
Подробности дела о хищении из бюджета 2,8 млрд рублей, выделенных на создание автоматизированной системы учета электроэнергии в Дагестане, обнародовала ФСБ.

Раскрыто громкое убийство

6
Стали известны подробности уголовного дела по факту одного из громких преступлений – убийства ректора махачкалинского Института теологии и международных...

Не попасться на удочку наркодилеров

3
Средний возраст наркопотребителя как у нас в...

Большой души человек

21
Дагестанский Кизилюрт прославился трудовыми достижениями и знатными людьми, которые...

Профессия – следователь

17
Следователи считаются элитой правоохранительных органов. В субботу, 6 апреля, свой...

Конфисковали автомобиль. За что?

1
Некоторые водители полагают, что изъятые у них по решению суда водительские удостоверения сдавать не обязательно, при этом...

Подозреваются в терроризме

5
Задержанные в ходе недавней контртеррористической операции в Махачкале и Каспийске...

Судьи с улицы

14
Человеческое общество в разные времена по-разному подходило к вопросу определения...