Сиюминутных результатов не будет
В России и, в частности, в Республике Дагестан создана достаточная правовая база по противодействию коррупции. Приняты Федеральный закон от 25.12.2008г. №273 «О противодействии коррупции», Закон РД от 05.12.2016г. №65 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан», утверждена Республиканская экспертная группа при Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РД и другие.
В Дагестане в 2011 г. было выявлено 195 преступлений коррупционной направленности, в 2012 г. – 411, 2013 г. – 422, 2014 г. – 425, 2015 г. – 449, 2016 г.– 473. К сожалению, это видимая часть коррупционного «айсберга», а его подводная, скрытая, латентная часть весьма высока. Доминируют преступления в сфере экономики и незаконный оборот наркотиков. Эта тенденция сохраняется в течение нескольких десятилетий.
Более 80% привлеченных к уголовной ответственности граждан нигде не работали и не учились. Среднестатистический криминологический портрет преступника в Дагестане вырисовывается следующим образом: это местный житель мужского пола (97,5%) относительно зрелого возраста – 30-49 лет (47,7%), нигде не работает и не учится (64,7%), со средним образованием (57,7%). Причем каждый седьмой из них ранее привлекался к уголовной ответственности.
Мы наблюдаем дагестанский феномен, когда количество наиболее активной части общества – молодежи в возрасте от 14 до 29 лет – привлекается меньше к уголовной ответственности, чем возрастная группа 30-49 лет. Последние совершают значительное количество преступлений коррупционной направленности. Это обстоятельство требует системного изучения, анализа, осмысления и разработки мер противодействия.
В Дагестане в 2016 г. было заключено 11659 контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму 22 млрд 698 млн 500 тыс. рублей. Правоохранители утверждают, что на административную ренту уходит в среднем порядка 20% с каждой госзакупки, что оседает в карманах коррупционеров. Надо покончить с этим «призраком», о котором все руководители знают, но боятся вслух говорить.
Представляется, что в настоящее время не обойтись без тотальной мобилизации общества и государства на сужение коррупционной составляющей в стране. О многомиллиардных хищениях государственных средств чиновниками, сотрудниками силовых структур все чаще сообщается в СМИ. Политическая воля нашего национального лидера Владимира Путина в решительном противодействии коррупции и наведении конституционного порядка в стране очевидна. Однако необходимо проявить решительность в отношении олигархов, которые путем различных мошеннических схем баснословно обогатились, и огромный разрыв в доходах граждан может повлечь серьезные последствия. В этой связи, на наш взгляд, следует в перечень видов уголовного наказания безотлагательно включить конфискацию, которая является в сложившейся ситуации в стране «архимедовым рычагом». Она позволит умерить аппетиты российских олигархов и пополнить бюджет нашей страны для обеспечения нормального уровня жизни граждан.
У дагестанцев вызывает недоумение и чувство осуждения то, что безработные возводят многоэтажные дома, нередко без правоустанавливающих документов, приобретают роскошную недвижимость за рубежом и государство не спрашивает об источнике происхождения этих средств. За 2016 г. в республике выявлены один миллиардер и несколько сотен миллионеров, фактически же их значительно больше (по данным УФНС РФ по РД), что приводит к расширению теневой экономики и социальной напряженности.
В УК РФ необходимо предусмотреть многие формы и виды социально опасной и реальной коррупции, а именно: коррупционный лоббизм; коррупционный протекционизм; тайные взносы на политические цели; взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями; келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов. Следует пожизненно лишать коррупционера права занимать определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления плюс штраф и конфискация всех активов и имущества как в России, так и за ее пределами.
Без реализации этих мер сейчас нам не обойтись, так как разрыв в доходах граждан колоссальный и может усилить протестный потенциал в обществе и привести к дестабилизации обстановки. Кстати, в России начали создавать реестр чиновников и сотрудников силовых структур, уволенных в связи с утратой доверия за коррупцию, чтобы кадровикам было легче их вычислять при желании тех вновь занять руководящую должность.
Следует ввести в перечень отягчающих обстоятельств (ст. 63 УК РФ) следующее дополнение: «совершение преступления в сотрудничестве с представителями органов государственной власти и местного самоуправления». Многие преступления в сфере экономики, на наш взгляд, совершаются не без покровительства высоких особ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Сегодняшняя уголовная политика направлена на поддержание минимального порядка на бытовом уровне преступности и сбережение от ответственности олигархов. В частности, для защиты кучки олигархов от разоблачений их преступной деятельности введена ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», где за критику преступной социальной группы нуворишей-олигархов вас могут подвести под эту статью и назначить до 6 лет лишения свободы. Это укрывательский закон, оберегающий группу преступников от критики.
В экономике доминирует ростовщически-спекулятивный интерес и предается забвению интерес производственный. Из денег делаются деньги, нет экономических благ. Вызывает недоумение, когда при экономических сложностях в стране огромные суммы финансовых средств правительством выделяются банковским структурам в виде кредитных и иных ресурсов. Добропорядочность инициаторов подобных действий вызывает сомнение.
Думаем, следует усилить парламентский, правоохранительный, муниципальный и общественный контроль за денежными средствами, выделяемыми на различные программы и гранты, так как они нередко путём различных манипуляций оказываются расхищенными.
Наличие иммунитета ограждает от уголовного преследования. Любое освобождение от юридической ответственности порождает нарушение существующих норм поведения и противно цели борьбы с коррупцией. Надо сузить, а еще лучше отменить уголовно-правовые иммунитеты. Установить перечень государственных должностей, замещение которых ограничено или запрещено для лиц, имеющих в прошлом судимость. Создать специальный информационный банк не только фактов коррупции, но также условий, способствующих ей, и предложений по их ликвидации.
Нельзя забывать, что лучшая уголовная политика – это хорошая социальная политика. В СССР все были относительно равны, а сегодня тотальное неравенство. Надо признать, что многочисленные факты мздоимства и низовой коррупции обусловлены безработицей и низким качеством жизни. При этом население пытается противоправным путем устанавливать инвалидности и трудоустраиваться и т.д.
Полагаем, что на парламентских слушаниях, сессиях Народного Собрания следует обсудить вопрос «О декриминализации экономики Республики Дагестан». Подготовить этот вопрос в составе межведомственной рабочей группы из числа депутатов, независимых экспертов, а также представителей институтов гражданского общества, учитывая причины коррупции: противоречие между потребительством и духовностью, что ведет к ослаблению национальной идеи; противоречие между бедностью и украденным у народа богатством при отсутствии среднего зажиточного класса; противоречие между властью, слившейся с олигархией, и большинством населения; борьба кланов за доступ к власти и бюджетным средствам.
Таким образом, профилактика коррупции – это системная и комплексная деятельность, требующая мобилизации власти и всех здоровых сил общества. Ожидать сиюминутных результатов здесь не приходится, поскольку глубоко поражены все сферы жизнедеятельности общества и государства.