Купить PDF-версию
18:26 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Сказочный край Большого Кавказа

Есть на свете горная страна, где живут потомки древних богатырей-аланов. Это Осетия. Кто хоть раз побывал в тех сказочных краях, никогда уже не забудет золотых и изумрудных долин, пронзительного синего неба, звезд, которые сверкающими алмазами падают в горы. Там не вода, а божья роса течет в горных реках и хрустальных ключах. А воздух такой вкусный – хоть ножом его режь и на хлеб намазывай. Давайте ненадолго отправимся в этот сказочный край.

Город в предгорьях Большого Кавказа

Владикавказ, раскинувшийся по берегам Терека, — «город у синих гор», один из самых живописных на Северном Кавказе. Он был основан в 1784 году как русская крепость, замыкающая «Аланские ворота» – Дарьяльское ущелье, самый короткий путь между Северным Кавказом и Закавказьем, известный с древнейших времен. Стратегическое значение крепости отразилось в ее названии: Владикавказ — «владеющий Кавказом». В 1860 году так стали называть и выросший здесь город. От старой крепости не осталось ничего, но свое ключевое значение Владикавказ сохранил: обе перевальные дороги через Главный Кавказский хребет по-прежнему начинаются именно в этом месте – знаменитая Военно-Грузинская дорога по Дарьяльскому ущелью и участок Военно-Осетинской дороги, ведущий к современной Транскавказской магистрали. Второе официальное название столицы Северной Осетии – Дзауджикау, в память о селении Дзауга, на месте которого сейчас стоит город. Исторический центр Владикавказа покоряет красотой многочисленных особняков, почти домашним уютом старинных бульваров и парков. Улочки старого города располагают к неспешным прогулкам и разглядыванию мемориальных досок. Здесь побывали почти все классики русской литературы, здесь родился Евгений Вахтангов, здесь жили Коста Хетагуров, Михаил Булгаков, Ольга Берггольц… Многонациональный Владикавказ старается сохранить связь времен и культур. В городе мирно сосуществуют православные и католики, мусульмане и иудеи. Один из самых узнаваемых видов христианского Владикавказа – суннитская мечеть на фоне синих гор.

Путешествие в долину водопадов

Село Кобан известно тем, кто хоть немного интересуется историей и археологией. В 1869 году здесь был обнаружен могильник, предметы из которого дали имя целой культуре, кобанской, зародившейся и существовавшей на Кавказе в XIII – IV веках до нашей эры. Далее маршрут проходит через село Даргавс, рядом с ним находится самый известный из средневековых некрополей Северного Кавказа. В отличие от чеченского Цой-Педе и балкарского Эль-Тюбю, осетинский «город мертвых» прекрасно сохранился — все 97 склепов и величественная родовая башня, недавно восстановленная.  В солнечный день в окружении окутанных облаками гор «город мертвых» выглядит очень жизнеутверждающе. Этому способствуют и красота места, и туристы с фотоаппаратами, с любопытством разглядывающие лежащие в склепах древние кости. Конечная цель маршрута – Мидаграбинские водопады, чудо природы, открытое для туристов несколько лет назад. Летом гул водопадов слышен за многие километры: с окружающих отвесных скал в чашу долины обрушиваются 14 мощных потоков. В 1995 году исследователи обнаружили, что высота одного из водопадов, Большого Зейгалана, превышает 600 метров. Это открытие изменило список рекордов России: самый высокий водопад страны находится здесь, в горной осетинской долине.

Нартский эпос

«Для Кавказа нартский эпос имеет такое же значение, как для западной цивилизации — легенды и мифы Древней Греции», – сказал американский лингвист, кавказовед Джон Коларуссо.

Героические сказания о богатырях-нартах есть почти у всех народов Кавказа, но только в Осетии нартский эпос стал неотъемлемой частью национального самосознания. По мнению ученых, древнейшие сюжеты эпоса зародились около 3 тысяч лет назад среди индоиранских племен. Наследниками их культуры стали скифы, позже сарматы и аланы, с которыми тесно связана история Кавказа. Каждый народ вплетал в древние сказания собственные легенды. За тысячи лет многие герои и сюжеты распространились по всей Европе. Исследователи уверены, что именно из кавказских версий эпоса греки заимствовали сюжеты о Прометее, о хитроумном Одиссее и великанах-циклопах. Нартские сказания содержат узнаваемые параллели со скандинавскими сагами, древнерусскими былинами и легендами кельтов. Сюжеты проникали в Европу вместе с миграциями ираноязычных племен: тех самых скифов, сарматов и алан. Республика Северная Осетия-Алания – так звучит официальное название субъекта Российской Федерации. Алания – прямая отсылка к древнему государству алан, чьими потомками считают себя осетины. Нартский эпос, в глубокой древности зародившийся в ираноязычной среде и столь прочно укоренившийся в Осетии, – одно из подтверждений этой преемственности. Даже слово «нарт» имеет иранское происхождение и переводится как «мужчина», «герой». А осетины – единственный народ Северного Кавказа, говорящий на языке иранской группы индоевропейских языков, наследнике языка скифов и алан. Еще десять лет назад теория происхождения осетин от алан считалась незыблемой, ее подтвердили лингвисты и историки. Однако недавние исследования дали неожиданный результат: генетически осетины не связаны ни со скифами, ни с сарматами, ни с аланами, оставаясь при этом наследниками их культуры и языка. Загадка, которую современная наука пока объяснить не может.

Родина выдающихся дирижеров

Первой осетинкой у дирижерского пульта была Вероника Дударова, она же первая в СССР женщина-дирижер, больше 50 лет руководившая крупнейшими симфоническими оркестрами страны. Но о существовании особой, осетинской дирижерской школы заговорили позже, когда Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, и Туган Сохиев, ныне главный дирижер Большого театра, уже были известны всему миру, а Северная Осетия продолжала исправно открывать новые имена: Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев, Дана Муриева… Для объяснения этого феномена даже придумали шутку о «дирижерских палочках», обнаруженных в крови осетин. Особая дирижерская школа в Северной Осетии действительно существует. В первую очередь это люди — выдающиеся педагоги Анатолий Брискин, работавший с молодыми Гергиевым и Сохиевым, и Тамерлан Хосроев, помогающий раскрыться новым талантам. Во-вторых, это уникальные условия, созданные в Осетии для молодых дирижеров. Здесь даже самые юные ученики имеют возможность работать с настоящим оркестром, с детства привыкают управлять огромным живым коллективом: ведь помимо музыкальной, это еще и серьезная психологическая нагрузка. Воспитанниками осетинской дирижерской школы можно считать не только уроженцев Осетии, но и в широком смысле всех, кто «обкатывал» свои студенческие программы во Владикавказе, не имея такой возможности в других местах: это Теодор Курентзис, Алим Шахмаметьев, Александр Сладковский и многие другие.

Блюдо, покорившее всю России

«Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» — так звучал один из обязательных пунктов меню нартского пиршества. Пироги, шашлык ахсырфамбал, черное пиво алутон, крепкая медовуха ронг — эти блюда и напитки осетинской кухни столь же древние, как сказания о богатырях-нартах. Пироги в Осетии – и повседневная, и обрядовая пища. Ритуальное значение они приобретают в дни большой радости (по религиозным, национальным или фамильным праздникам) или большого горя (похороны и поминки). Главный осетинский пирог – со свежим сычужным сыром. Он даже называется по-особому, «уалибах». Названия всех остальных пирогов – с картофелем, мясом, листьями свеклы, черемшой, капустой, тыквой — оканчиваются на «джин», то есть просто «содержащий что-либо».  В знаменитом обряде «три пирога» участвуют только пироги с сыром, приготовленные с соблюдением определенных правил. Например, даже в наши дни многие осетинки не позволяют себе печь уалибах с непокрытой головой. «Три пирога» на осетинском столе символизируют небеса (бога), солнце и землю. Пироги разрезают, не сходя с места и не вращая тарелку, на восемь частей – двумя крестами. На поминках на главный стол тоже ставят три пирога, выпивают первую рюмку за Бога и убирают один пирог, средний. Ведь мертвым солнце не нужно. Каждая осетинская хозяйка может рассказать о древних обычаях и правилах, связанных с пирогами. Чтобы услышать эти истории и попробовать настоящие осетинские пироги, достаточно просто приехать в Осетию.

(Подготовлено на основе материалов https://etokavkaz.ru и https://gudok.ru)

 

А знаете ли вы, что…

В Северной Осетии живёт больше людей, чем в таких странах, как Черногория, Багамы или Мальдивы.

Абсолютное большинство жителей Северной Осетии православные. А всё потому, что эти земли были крещены на семьдесят два года раньше до крещения Руси.

В осетинском языке есть буква «», которая в разных частях Осетии произносится по-разному. Впрочем, общаться между собой осетинам из разных частей республики это не мешает.

В Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы 36 осетин стали Героями Советского Союза.

Осетинским языком владеют около 600 тыс. человек в мире.

Осетинский язык является наследником скифского, сарматского и аланского.

Близкими осетинам народами (лингвистически или генетически) являются ясы, памирцы, ягнобцы, персы, таджики, талыши, курды, адыги, сваны и балкарцы.

Современный герб Осетии – золотой барс на фоне красного щита с семью белыми горами является адаптацией баннера XII-XIII вв. Давида Сослана, правителя Алании.

Самыми популярными осетинскими именами являются: Алан, Сослан, Сармат, Батраз, Ахсар, Заур, Хетаг, Ацамаз, Георгий, Казбек, Дзерасса, Алана, Рухсана, Зарина и Залина.

Про осетинок на Кавказе существовала пословица: «Для счастья нужен кубанский кинжал, кабардинский скакун и жена осетинка».

Осетины являются единственным индоевропейским народом на Кавказе.

Нартский эпос признан великим и красивым наследием осетинского народа. Вне Осетии им интересуются наряду с греческими, римскими, славянскими, кельтскими, германскими и скандинавскими преданиями.

Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков.

Столица Осетии – город Владикавказ был основан по распоряжению Екатерины II, которая хотела обладать мощной цитаделью в данном регионе.

За историю своего существования город носил такие названия, как Орджоникидзе и Дзауджикау.

Часть населения Северной Осетии проживает в отдалённых и труднодоступных горных районах. В настоящее время насчитывается около 3,5 тысячи таких семей.

Трамвайные линии были тут запущены в эксплуатацию раньше, чем в Санкт-Петербурге, бывшем в те годы столицей Российской империи.

В Северной Осетии был официально зарегистрирован мировой рекорд долгожительства. Местная уроженка побеседовала с прибывшими к ней гостями из Книги рекордов Гиннесса, когда ей было 119 лет.

При столь скромных размерах Северная Осетия является одним из самых густонаселённых субъектов РФ. Из всех остальных российских республик плотность населения выше, чем здесь, только в Ингушетии.

У осетин есть три разных варианта календаря.

Похожие

Бойцы информационного фронта

66
Цвет российской журналистики собрался в эту среду в Махачкале, в Историческом парке «Россия...

Школа журналистики

85
С момента своего зарождения журналистика век от века претерпевала значительные изменения....

Журналистика столкнулась с новыми вызовами

49
Форум современной журналистики «Вся Россия» в...

Клуб единомышленников

27
Книжная ярмарка «Тарки-Тау», по праву претендующая на звание самой крупной выставки-ярмарки...

Мы из другого теста

47
Когда в Махачкале проходил фестиваль радиожурналистов, к нам приезжали коллеги со всей...

Векторы развития

36
Как выживать госСМИ в условиях жесточайшей конкуренции? Какова оптимальная форма...

В ногу со временем

66
В рамках медиафорума «Региональные СМИ в условиях новой цифровой реальности: векторы...

СМИ: объективная реальность

24
Как выживать госсми в условиях жесточайшей конкуренции и какова оптимальная форма...

Статьи из «Выпуск «Форум СМИ СКФО-2019»»