Утопающий в зелени Пятигорск
Говоря о прекрасном Ставропольском крае, первым делом вспоминается тихий, утопающий в зелени, пропитанный магией поэтических строк поэтов и литературными образами писателей город Пятигорск – столица Северо-Кавказского федерального округа. Каким же предстает этот тихий, уютный городок для тех, кто решит стать его гостем? Отправимся в небольшое виртуальное путешествие и расскажем о нем.
Главная гордость Пятигорска – это, конечно же, лермонтовские места. А их, к слову, в городе множество, и к каждому горожане стараются привести своих гостей. По словам экскурсоводов, для пятигорчан Лермонтов — не просто гений русской литературы, это человек, которого они все считают почти своим земляком и память о нем чтут свято.
Первым делом гостям показывают место гибели великого русского поэта. Памятник, притаившийся в тени раскидистых деревьев, со всех сторон окружают клумбы и цветники, посаженные заботливыми жителями города. Сегодня это та часть Пятигорска, где собираются и фотографируются на память туристы и горожане. Но ночью далекого 1841 года именно здесь произошел роковой выстрел, сразивший поэта.
Как утверждают лермонтоведы, поэта можно было спасти, но, увы, в течение нескольких часов ему не оказывали помощь. Почти до полуночи раненый поэт лежал под дождем. К находившемуся в опале у царя, да к тому же принявшему участие в дуэли, запрещенной законом, Лермонтову боялись подойти, опасаясь навлечь на себя немилость государя. А многие и вовсе радовались, что поэт умирает, потому что не любили его за острые эпиграммы. О чем думал Лермонтов, оставшись наедине со смертью? Предполагать сложно. Каждый оказавшийся здесь размышляет на эту тему по-своему и уходит с грустью в душе.
Однако ближе к полуночи нашлись люди, которые, несмотря ни на что, под покровом ночи забрали Лермонтова в домик под камышовой крышей, где жил и творил поэт. Там вскоре он и скончался. Сегодня этот домик – один из излюбленных туристами музеев, где они могут увидеть комнату и стол, за которым писались главы знаменитого романа «Герой нашего времени», рукописи известных произведений поэта.
Путешествие по Пятигорску продолжается, а потому отправимся в другое место, где при жизни бывал Лермонтов, – к великолепному памятнику, украсившему горный пейзаж Пятигорска, к белоснежной беседке-ротонде. Она располагается на такой высоте, откуда открывается вид практически на весь город. Почему ее называют Эоловой? По словам экскурсовода, при возведении предполагалось, что в центре нее будет возвышаться статуя греческого бога ветров Эола. Однако главный врач Кавказских Минеральных Вод предложил другое – установить на крыше эолову арфу – музыкальный инструмент, начинающий звучать от движения воздуха. Доктор посчитал, что музыка будет благотворно влиять на отдыхающих, даря умиротворение и душевный покой. Его идею поддержали, и вскоре над куполом появилась эолова арфа, при малейшем ветерке наполнявшая чарующими звуками всю округу. Сегодня, конечно же, эоловой арфы здесь нет. Умиротворяющая музыка звучит из спрятанных под куполом колонок.
Но не только Лермонтовым и его поэзией пропитаны улочки и самые красивые места Пятигорска. Персонажи выдающегося романа XX века «Двенадцать стульев» также облюбовали многие уголки столицы СКФО. Как мы помним, Ильф и Петров заставили своих героев изрядно поколесить, и неудивительно, что в какой-то части повествования любимые всеми нами персонажи вдруг оказались в городе-курорте. Как подтверждение этому стоит у входа в один из старинных парков Пятигорска запечатленный в камне Киса Воробьянинов. Авантюрист просит милостыню. Помните его знаменитую фразу на французском: «Мсье, же не манже па сис жур», что в переводе означает: «Господа, я не ел шесть дней». Вид у Кисы, кстати, действительно очень жалкий – стоит он со склоненной головой возле большого саквояжа и с тоской смотрит в перевернутую шляпу. Гости спешат сфотографироваться с ним, а кто-то кидает в шляпу монетку. Говорят, это приносит удачу.
Пока Киса, как может, зарабатывает на жизнь, пройдоха Остап облюбовал себе другое местечко, в еще одной исторической части Пятигорска — у входа к природной карстовой пещере Провал. В ее глубине находится знаменитое лечебное озеро, которое в романе «Герой нашего времени» упоминал Лермонтов.
Однако известность оно получило после экранизации романа «Двенадцать стульев». Помните сцену, где великий комбинатор, увидев, что за вход в пещеру никто не берет денег, решил исправить ситуацию и стал продавать билетики? И сегодня у входа в Провал стоит скульптура Бендера, он, как и в фильме, стоит с билетами в руках. По устоявшейся примете билетики и нос Остапа нужно потереть. По словам горожан, это тоже приносит удачу в финансовых делах. Не знаю, кто в это верит, но, судя по тому, что нос у Остапа блестит на солнце, желающих привлечь к себе успех и благополучие среди гостей Пятигорска немало. Вот и журналистская братия недолго думая натерла нос знаменитому комбинатору. Поглядим, может, городская примета все же работает…
Получив литературно-исторический заряд в Пятигорске, направляемся в казачью станицу Горячеводскую. Знакомство с традициями казачества начинается, как говорится, с порога. С порога… конюшни!
Почему с конюшни, рассказывает встречающая всех туристов подъесаул станицы Вера Труфанова.
– Гость для казака – посланник Бога, самый дорогой человек, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – Прежде чем пригласить в дом, его знакомят с верными друзьями человека – лошадьми. Конь для казака – это член семьи, друг, соратник, боевой товарищ. В древности жены казаков, отправляя своих мужей на сражения, обращались к коням, чтобы те оберегали их любимых. А когда конь возвращал домой невредимого хозяина, женщины в благодарность чистили ему копыта, натирая их травой, угощали всякими лакомствами и говорили лошадям слова благодарности.
Вера Федоровна знакомит всех также с убранством куреня – избы казаков. Гости могут оценить и само убранство, и чистоту, и стряпню. Здесь всё, как положено. В красном углу – икона. Чудо-печь в идеальном рабочем состоянии. Всюду утварь, без которой невозможно представить себе хозяйство казачки: старый сундук с бабушкиным приданым, прялка, покрывала и коврики ручной работы… Кстати, все эти музейные экспонаты запросто можно потрогать руками.
И как же встретить гостя без застолья?! Само собой, никак. Поэтому в избе туристов ждут накрытые столы. Еда самая простая, без ГМО и химии. Яйца, за качество которых хозяева отвечают, ведь каждую несушку знают «в лицо», капуста, огурчики… М-м-м… Всё домашнее, с грядочки. Картошечка, как положено, в чугунке сварена и подана прямо из печи. Вареники, приправленные лучком, поджаренным на постном маслице. Компотик и то, чем казаки принципиально не торгуют, – самогон, наливочка и домашнее винцо. Пробуя всего понемногу, гостям важно не прослушать рассказы Веры Федоровны о необычных традициях и обычаях казаков, о том, как из года в год активисты Горячеводской станицы встречают своих гостей у себя на подворье и знакомят их со своим бытом и историей.
Однако и это еще не все! Очередной «фишкой» казаков Горячеводской станицы являются артисты народного ансамбля «Горячеводские казаки». Когда они начинают играть и петь (казаки, как водится, те еще вокалисты), гости с трудом могут сдержаться, чтобы не пуститься в пляс.
Кульминацией посещения станицы становится обряд сватовства. Жениха и невесту гости выбирают сами. В итоге по казачьим обычаям могут быть помолвлены все, кто пожелает поучаствовать в импровизированном музыкально-театрализованном действе, которое каждому участнику запомнится надолго.