«А давай лучше поборемся!» Предложил водитель начальнику УГИБДД Дагестана на просьбу представить документы
Анализ ситуации на автодорогах республики напоминает сводку боевых действий. Такое чувство, что водители объявили войну пешеходам и друг другу. Вот некоторые сводки ДТП с начала октября.
Мать и двое детей 6 и 8 лет погибли в результате аварии в Карабудахкентском районе. Водитель в состоянии алкогольного опьянения наехал на семью на пешеходном переходе.
17-летний подросток без водительских прав сбил мужчину и его дочь в Хасавюртовском районе. От полученных травм мужчина погиб, а его дочь в тяжелом состоянии. В Каякентском районе произошла авария с участием трёх автомобилей, водитель одного из них погиб.
Ну и совершенно дичайший эпизод, который характеризует всю аномальность сложившейся ситуации: в Махачкале слепой (!) водитель врезался в машину. Свое поведение он объяснил так: «Я тоже пацан и хочу ездить». Его друзья признались, что иногда дают товарищу немного порулить.
По состоянию на 1 октября 2024 года в республике зарегистрировано 1214 ДТП, в которых погибли 229 и ранен 1751 человек. 19 погибших и 190 раненых – дети в возрасте до 16 лет. Такие цифры привел начальник Управления ГИБДД МВД РФ по РД Александр Шалагин на пресс-конференции по итогам деятельности управления за прошедшие 9 месяцев.
Ситуацию он охарактеризовал как неблагоприятную. «Нас не успокаивает, что в этом году по сравнению с предыдущим наблюдается снижение всех основных показателей аварийности. Пока на дорогах гибнут люди, мы не можем считать свою задачу выполненной», – признался Шалагин.
Он обозначил болевые точки, негативно влияющие на ситуацию с безопасностью. По его словам, в последнее время остро проявилась проблема с мототранспортом, который не подлежит регистрации в ГИБДД и используется для езды по пересеченной местности. Речь идет о мотоциклах класса «Эндуро». Их владельцы часто выезжают на дороги общего пользования на мотоциклах, обладающих повышенными по своей мощности характеристиками, и, не справляясь с управлением, опрокидываются, выезжают на встречку. Почти 40 % ДТП в этом году приходится именно на такой вид мототранспорта.
В этом году у инспекторов появился еще один повод для беспокойства. Впервые за последние годы зарегистрирован рост ДТП по вине самих пешеходов. «Мы приложили большие усилия, чтобы научить водителей уважительно относиться к пешеходам. Но сегодня сами пешеходы демонстрируют пренебрежение правилами, что приводит к трагедиям», – говорит Шалагин.
Еще одна проблема – наезд на стоящий транспорт. Речь идет о неисправном транспорте, в основном грузовом. «Машины глохнут на федеральных трассах. Не всегда наряд ДПС в такой ситуации успевает приехать и обеспечить безопасность. Обращаюсь к водителям большегрузов: если вы оказались в условиях вынужденной остановки, примите все необходимые меры. В каждой машине должен быть светоотражающий жилет, необходимо выставить знак аварийной остановки», – вынужден проводить ликбез начальник УГИБДД, напоминая об элементарных правилах.
И наконец, что выглядит труднообъяснимым для республики, жители которой гордятся высоким уровнем религиозности, – много случаев управления автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. С начала года выявлено 2924 таких факта – на 7 % больше, чем в прошлом году. Так, 13 октября произошло три ДТП со смертельным исходом, в двух случаях пассажиры погибли по вине нетрезвых водителей.
Наиболее частыми видами ДТП остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. Их общее количество составляет 72 % от всех ДТП и 70 % от числа погибших в них.
Повсеместной проблемой является недисциплинированность участников дорожного движения. 3 млн 182 тысячи нарушений ПДД с начала года зарегистрировали камеры видеофиксации.
На аварийную ситуацию влияет и состояние дорожной инфраструктуры. Сегодня она не соответствует интенсивности движения. «Пропускная способность автомобильных дорог федерального значения должна быть не менее 2,5 тысячи автомобилей в сутки. В прошлом году мы зафиксировали рекорд: за сутки на определенных участках проехало 98 тысяч автомобилей. Благодаря усилиям руководства республики в 2022 году начат ремонт на шести участках федеральных автотрасс с 2-полосным движением с целью доведения их до 4 полос», – отметил Шалагин.
Корреспондент «ДП» задал вопрос: есть ли в республиканском ГИБДД проблема кадрового дефицита. Начальник Управления признал, что такая проблема есть. Во многом, по его мнению, это связано с условиями льготной службы, благодаря которым сотрудники достаточно рано имеют возможность выйти на пенсию.
«В ГИБДД действует порядок – год службы считается за полтора. Выслуга лет наступает после 20 лет службы. Поэтому многие, находясь в достаточно молодом возрасте, находят более спокойную работу. Как мы шутим, за 10 минут инспектор ДПС получает стресса больше, чем, к примеру, участковый за неделю», – пояснил начальник ведомства.
По словам Шалагина, если в других регионах достаточно одного замечания инспектора, чтобы водитель принял его во внимание, то в Дагестане сотрудник ГИБДД берет на себя функцию экстренного психолога. Он привел пример из собственной практики, когда во время одного из рейдов на Университетской площади в Махачкале, которую некоторые молодые водители используют как площадку для дрифта, беседовал с одним из таких нарушителей: «Полностью тонированная «Приора». Я попросил у парня документы, документов не было, но зато он предложил мне… побороться».
В ходе пресс-конференции рассказали о проводящейся в эти дни в Дагестане социальной акции «ПРОдвижение БЕЗопасности». В ходе акции на АЗС в Махачкале по адресу: проспект Акушинского, 105, сотрудники автоинспекции будут проверять грамотность водителей и уровень их знаний правил дорожного движения. За верные ответы вручат сувениры.
Представитель компании-организатора Нелли Ахмедова рассказала, что акция проводится в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные качественные дороги 2024». Основная цель акции – донести до водителей информацию о важности выбора правильного скоростного режима с учетом ПДД и дорожной ситуации; напомнить им, что запрещающий дорожный знак указывает максимально возможную скорость; разъяснить, какие факторы влияют на установку ограничения скоростного режима; разъяснить информацию об опасности нарушения скоростного режима через проработку их основных заблуждений. «Это поможет нашим водителям осознать, что высокая скорость – один из факторов, приводящих к ДТП с очень тяжелыми последствиями», – уверена Нелли Ахмедова.
Подводя итоги пресс-конференции, Александр Шалагин подчеркнул, что безопасность на дорогах – задача комплексная. Не только сотрудники ГИБДД должны оберегать жизни участников дорожного движения, но и специалисты администраций муниципалитетов, представители общественности, религиозных организаций.