ЦОДД – назревшее решение
Создание в Дагестане Центра организации дорожного движения (ЦОДД) – актуальное и давно назревшее решение. Однако то, что Центр будет исполнять полномочия только в рамках координации региональных автодорог, немного смущает. Очевидно, что Махачкала уже долгие годы не справляется с растущим потоком транспорта, а тут прежде взялись за дороги региональные. Они, конечно, требуют внимания и порядка, но как быть с городскими дорогами, на которых часты пробки и масса нерешенных проблем в организации автомобильного движения?
Руководитель ЦОДД Казиахмед Гамзатов подтвердил отсутствие у Центра полномочий в решении организации дорожного движения в столице и городах Дагестана. Пока эта деятельность в компетенции местных властей, но все же он не исключил такую возможность в результате дальнейшего реформирования федерального законодательства. Пока же ЦОДД займется оптимизацией дорожного движения на дорогах, подобных статусу трассы Буйнакск – Махачкала.
Работы у Центра немало и без столичных улиц, так как в республике масса дорог республиканского значения. Многие из них в настоящем так или иначе проходят непосредственно через населенные пункты. Поэтому заявленные Центром функции, а это, к примеру, установка новых светофоров, организация необходимой разметки для пешеходов, камер фото– и видеофиксации нарушений, систем распознавания габаритности автомобилей и масса других, видятся вполне обоснованными.
Транспортный поток вырос и на периферии Дагестана, и если Центр сумеет здесь навести должный порядок, в выигрыше останутся все.
Чтобы быть в курсе проблем пассажиров и автолюбителей, планируется создать специальный электронный портал. На сайте будут приниматься предложения от граждан по оптимизации дорожного движения. Центр намерен опираться в своей работе на общественные молодежные организации, планируется создать Совет молодежи. По мнению Казиахмеда Гамзатова, молодежь – социально активная часть населения, которая посредством Интернета поможет Центру быть в курсе того, что происходит на наших дорогах.
Одной из главных целей новой структуры станет обеспечение безопасности движения на дорогах. По словам руководителя ЦОДД, этому помогут информирование водителей о метеорологических условиях на дорогах, отслеживание состояния дорожных знаков, опасных участков дорог, регулирование процесса оптимизации транспортных потоков. Разделение полос для общественного транспорта, грузовых и легковых автомобилей поможет, с его слов, решить также проблему беспричинных пробок на дорогах.
Одной из особенностей деятельности Центра станет форма финансирования мероприятий ЦОДД. В настоящем деньги за нарушение Правил дорожного движения будут поступать в республиканский дорожный фонд. Планируется, что порядка 90% бюджета фонда отныне будет направлено на обеспечение организации безопасности движения на дорогах. Однако Казиахмед Гамзатов, опираясь на опыт и знание форм государственно-частного партнерства, нацелен привлечь в сферу организации дорожного движения также и потенциальных партнеров из сферы малого бизнеса.
В сфере деятельности Центра также прописана организация парковок. Многие дороги в республике примыкают к населенным пунктам или проходят через них, а закон предусматривает организацию парковок общего пользования. Заинтересовать частных инвесторов можно, предложив субъектам малого предпринимательства обустройство стоянок для транспорта при въезде в населенные пункты. В подобном деле, по словам Гасанова, важно обеспечить доступ водителей прежде всего к бесплатным парковкам. Инвестиционная привлекательность для бизнеса может заинтересовать предпринимателей в обеспечении такого рода стоянок инфраструктурой сервиса для водителей. Здесь открывается большое поле для предпринимательской инициативы в организации целого ряда коммерческих объектов питания, проживания, торговли и прочего.
Однако это еще лишь перспективы. В настоящем идет активная работа по урегулированию законодательной базы Дагестана, которая позволит воплотить в жизнь намеченное. Вместе с тем, до конца года на дорогах республики ЦОДД будут установлены 35 камер фото– и видеофиксации. Средства на эти цели в размере 109 млн рублей бюджетом предусмотрены. Столько же камер будет установлено и в следующем году.
До 2024 года на дагестанских дорогах планируют установить 7 комплексов высокогабаритного контроля. Транспорт с перегрузом наносит большой ущерб асфальтовому покрытию, что в свою очередь увеличивает вероятность ДТП. Подобную ситуацию ЦОДД намерен изменить.
В перечне первостепенных дел Центра – реализация проектов, направленных на повышение безопасности пешеходов: установка светофоров, подсветка переходов, приведение в нормативное состояние некачественных участков дорог. ЦОДД также планирует увеличить скорость общественного транспорта. Для этого решаются задачи предоставления для автобусов и троллейбусов специально выделенных линий.