Купить PDF-версию
18:43 | 17 июня, Вт
Махачкала
X

Губят людей… не дороги

Каждый из нас является если не водителем, то пассажиром и пешеходом. Следовательно, всё, что творится на наших дорогах, касается всех нас без исключения.

Каково сегодня состояние с безопасностью на дорогах? Что нужно сделать, чтобы минимизировать количество погибших и пострадавших на автомобильном, железнодорожном, водном транспорте? В поисках ответа на этот вопрос недавно Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов провел заседание Правительственной комиссии РД по обеспечению безопасности дорожного движения.

Столкновения, наезды…

Выступая по обсуждаемому вопросу, врио начальника УГИБДД МВД по РД Магомед Садиков привёл цифры, которые говорят красноречивее любых слов. Сначала, по традиции, о положительных результатах. Как доложил руководитель службы, обеспечивающей безопасность дорожного движения, в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» за последние 6 лет достигнуты существенные результаты.

«Прежде всего улучшено состояние дорожной сети, значительно повышен уровень инженерной защищённости дорожной инфраструктуры, внедрены современные средства организации движения, в том числе и комплексы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Ключевой индикатор национального проекта – транспортный риск (число погибших в ДТП на10 тыс. зарегистрированных транспортных средств) снижен с 5,84 в 2017 году до 3,6 в 2024 год. Это значит, что за период с 2019 по 2024 год удалось сохранить жизни 640 наших сограждан от последствий дорожно-транспортных происшествий», – сказал он.

Из чего складывается эта цифра? За базовое значение был взят 2017 год: 434 погибших на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств в результате ДТП. Так вот, за 2019 год погибло на 83 человека меньше от базовой цифры, в 2020 году – на 118 меньше, в 2021 году – на 125, в 2022 году – на 108, в 2023 году – на 86 и за прошлый год – на 120 меньше.

Динамика снижения есть. Но давайте посмотрим на эти цифры с другого ракурса. Если базовое значение перемножим на 6 и из полученного отнимем 640, то получим 1964. Следовательно, такое количество дагестанцев мы потеряли только в результате ДТП. В среднем 327 человек в год. А эта цифра заставляет задуматься.

И сотрудники ГИБДД не только сами задумываются, но и бьют тревогу. На Правительственной комиссии Магомед Садиков назвал ситуацию на дорогах республики, мягко говоря, сложной. Только за 4 месяца текущего года зарегистрировано 397 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 91 человек и получили ранения 555. При этом и тяжесть последствий ДТП (есть своя методика расчёта этого показателя) значительно выше среднероссийского уровня.

Чаще всего к человеческим жертвам приводят столкновения транспортных средств – 47 процентов от всего числа происшествий. Таких ДТП было 186, в них погиб 51 и ранены 332 человека. На втором месте – наезды на пешеходов. Таких случаев было 92, 20 пешеходов погибло, 76 получили увечья различной тяжести. В докладе Магомеда Садикова также отмечалось, что за последнее время значительно увеличились случаи наезда на животных. Тему «животные на дорогах» мы подробно раскроем ниже.

Общественный транспорт

По вине водителей пассажирского транспорта произошло 5 ДТП (в прошлом году было 7). Но при этом если в минувшем году погибших не было, то в этом году в результате столкновения автобусов, осуществляющих регулярные перевозки в междугороднем сообщении, уже погибли 9 человек.

По мнению Магомеда Садикова, эта цифра диктует необходимость поиска новых методов профилактики аварийности среди пассажирского транспорта, активного взаимодействия Госавтоинспекции, Министерства транспорта республики и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

«В первую очередь считаем, что весь автобусный парк, задействованный на междугородние и межрегиональные перевозки, должен полностью соответствовать всем техническим требованиям, без исключения, необходимо применить возрастные ограничения независимо от их технического состояния.

При этом одной из главных причин совершения происшествий был и остается человеческий фактор, а именно прямое игнорирование участниками дорожного движения установленных правил. И многие ошибаются, считая, что дело кроется в отсутствии наказание за нарушения ПДД.

Наказания

Только за 4 месяца Госавтоинспекцией документировано почти полтора миллиона нарушений, задержано более 1400 пьяных водителей, из которых 70 находились в наркотическом опьянении, а в отношении 135 из них возбуждены уголовные дела за управление транспортом в нетрезвом состоянии, будучи лишенными права управления.

Собрано 35 материалов по признакам преступления по статье 267.1 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за действия, создающие угрозу безопасной эксплуатации транспортных средств. Из них уже возбуждено 9 уголовных дел, 3 из которых уже направлены в суд.

Помимо этого, к ответственности привлечено более 6,5 тысячи недисциплинированных пешеходов, а за нарушения правил перевозки детей наказаны 8370 водителей, которые пожалели средства для приобретения детских кресел!

В этой связи считаю, что наиболее важными направлениями нашей совместной деятельности должны стать воспитание законопослушного участника дорожного движения, широкая пропаганда безопасного поведения на дорогах, социальная реклама, и не только на дорогах, но и в местных СМИ». Это цитата из выступления руководителя инспекции.

По утверждению Магомеда Садикова, немало нарушений совершается и на транспорте, принадлежащем должностным и юридическим лицам, в том числе министерств, ведомств и муниципальных образований. Мало того, в списке должников остается 250 юридических лиц с общим количеством штрафов на сумму более 16 млн рублей.

Причины ДТП

Конечно же, сотрудники ГИБДД всё время ищут ответ на вопрос, что же послужило причиной ДТП? Результаты соответствующего анализа озвучил и Магомед Садиков. По его словам, самыми распространенными нарушениями, способствующими совершению происшествий, стали выезд на полосу встречного движения, где погибли 37 и ранены 159 человек, и недисциплинированность пешеходов, погибли 9 и ранены 40 человек.

Причины автоаварий упираются не столько в сферу контроля и надзора, сколько в зону ответственности собственников дорог и органов местного самоуправления. Речь идёт об организации безопасной дорожной среды, минимизации рисков совершения дорожно-транспортных происшествий. Наиболее высокая смертность зафиксирована на отдельных участках федеральных дорог (34 погибших), в г. Махачкале (9), Карабудахкентском (7), Буйнакском (7) и Каякентском (4) районах.

Тревожная динамика отмечается и в Кизлярском, Бабаюртовском, Гергебильском районах, а также в г. Дербенте. Как известно, старейший город России сегодня находится в фокусе внимания федеральных и региональных властей, куда направлены значительные финансовые средства на развитие дорожной инфраструктуры. Тем не менее из 19 совершенных здесь аварий 9 связаны с наездами на пешеходов.

Это, по мнению Магомеда Садикова, свидетельствует о системных недоработках в организации движения, в том числе для пешеходов и пользователей средств индивидуальной мобильности. С развитием средств индивидуальной мобильности и наплыва туристов проблема безопасности пешеходов в Дербенте, да и в других населенных пунктах, будет только возрастать.

«Говоря о состоянии улично-дорожной сети и организации движения, хочу подчеркнуть, – сказал руководитель автоинспекции, – что они занимают наиболее весомую часть в обеспечении безопасности людей на дороге. Без создания комфортных, а самое главное – безопасных дорог, мы и дальше будем наблюдать негативную статистику аварийности, даже при условии высокой транспортной дисциплины.

Значительная часть водителей попадает в дорожно-транспортные происшествия не потому, что они намеренно игнорируют Правила, а вследствие неудовлетворительного состояния дорог! Ровный асфальт и прямая дорога – это еще не критерий оценки их состояния! Ни в одном городе у нас дорожная разметка не соответствует требованиям. Порою, чтобы перейти улицу, пешеходы вынуждены нарушать правила. А уличное освещение не во всех населенных пунктах есть либо неисправно. В целом, на местах совершения 112 происшествий в текущем году (а это почти третья часть от всех ДТП) выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети. В этих происшествиях погибли 18 и ранены
137 человек».

Агломерация

При рассмотрении любого вопроса невозможно обойти Махачкалинско-Каспийскую агломерацию, поскольку в ней проживает около 40 процентов дагестанцев. И цифра эта стремительно растёт, эти два города по темпам прироста жилья лидируют не только на республиканском, но и на федеральном уровнях. Так вот, Магомед Садиков посетовал на то, что здесь на протяжении долгих лет автоинспекция безрезультатно пытается внедрить автоматизированные системы управления дорожным движением и интеллектуальные транспортные системы (ИТС), на которые еще в 2021 году были потрачены значительные финансовые средства.

«И сегодня, – сказал выступающий, – рассматривая вопрос финансирования ИТС в Махачкале, надеемся, что городские власти не допустят предыдущих ошибок, в том числе и при проектировании схем организации дорожного движения. К примеру, после реконструкции в 2022 году необоснованно было допущено сужение улицы Коркмасова, что обусловило неудобство как для водителей, так и для пешеходов. При этом из общего числа недостатков в содержании улично-дорожной сети значительная часть выявлена именно в столице. За недостатки и нарушения технико-эксплуатационного состояния дорог Госавтоинспекцией внесено 410 предписаний, привлечены к административной ответственности 40 должностных, 37 юридических лиц, направлены в органы прокуратуры 30 информаций о нарушении закона».

По утверждению Магомеда Садикова, небезопасно даже состояние дорог вблизи школ и иных образовательных организаций, хотя уже истекает 10-й год с начала реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 г., которыми предусмотрено приведение пешеходных переходов в соответствие с новыми национальными стандартами. Даже эти стандарты уже много раз изменены, но на местах еще не перенастроились на работу.

Руководитель автоинспекции заявил, что разработаны и предложены главам администраций и собственникам дорог Типовые схемы обустройства пешеходных переходов, в том числе регулируемых и нерегулируемых, на 2 и 4-полосных дорогах, в населенных пунктах и вне их. Учитывая, что именно на пешеходных переходах наблюдается рост наездов, в том числе и на регулируемых.

Федеральные дороги

По республике проходит часть федеральных автомобильных дорог, которые нуждаются в ремонте и реконструкции. И такие работы проводятся. Но, как показывает анализ, чаще всего происшествия с тяжкими последствиями совершаются именно на ремонтных участках, где отсутствовали временная дорожная разметка, знаки, иные технические средства организации движения.

К примеру, в настоящее время реализуется строительство и реконструкция федеральной автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» в обход города Хасавюрта. По словам Магомеда Садикова, на данном участке с начала года произошло 80 происшествий, в которых погибли 3 и ранены 13 человек.

«Мы эти факты не можем оставлять без внимания и реагирования. Особого внимания заслуживает строительство северного обхода города Махачкалы по участку автомобильной дороги Р-215 «Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала», реализация которого была отложена. Вместе с ним мы решим и проблему железнодорожного переезда на федеральной дороге «Кавказ», на участке Махачкала – Кизилюрт, где по сей день наблюдаются многокилометровые заторы», – сказал выступающий.

Особая тревога

Она связана с детской смертностью в результате ДТП. Дагестан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по этому показателю. За 4 месяца 2025 года в 54 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет погибли 6 и получили травмы различной степени тяжести 56 детей. Речь идёт не только о пострадавших, но и о случаях, когда дети садятся за руль с согласия родителей либо из-за их бесконтрольности.

«Здесь я хотел бы заострить внимание на проблеме воспитания детей как законопослушных участников дорожного движения, так как без должного воспитания и подготовки молодого поколения к участию в дорожном процессе мы рискуем получить еще больше проблем в будущем, подвергая риску попадания в тяжелые дорожно-транспортные происшествия все слои населения.

Откровенно говоря, безответственное отношение взрослых к обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге – это и есть корень зла! В предыдущих заседаниях мы приводили пример, когда 9-летний ребенок в Дербенте в 3 часа ночи заставил патрульный экипаж ДПС более получаса гнаться за ним на высокой скорости по федеральной дороге и по населенным пунктам. Хорошо ещё, что патрульные не применили оружие, это могло закончиться трагедией. А все это – результат отсутствия родительского контроля, ребенок просто брал ключи от машины, пока родители спали, и ездил где-попало, не забывая снять госномера».

Магомед Садиков привёл еще пару ужасающих примеров, когда с одобрения родителей дети садились за руль самостоятельно и всё это заканчивалось настоящей трагедией. Примерно в 21:40 10 мая 2025 года в Махачкале 17-летний подросток, управляя автомобилем «LADA Гранта», совершил наезд на 53-летнего жителя Махачкалы, переходившего проезжую часть дороги вне зоны пешеходного перехода, который от полученных травм скончался на месте.

Утром 13 мая 2025 года в Хасавюрте 15-летний подросток, управляя автомобилем «LADA Vesta», совершил наезд на 67-летнего пешехода, который двигался по тротуару. Пешеход погиб, будущее ребенка сломано, а виноваты во всем этом родители.

Автошколы

На комиссии речь зашла также о низкой квалификации водителей, которых готовят автошколы. А ведь первоначальные азы, получаемые в автошколах, глубоко оседают в памяти обучаемых. Если нет этих азов, если будущие водители только числились, не посещали занятия, это в последующем негативно скажется.

И уже сказывается. Водителями со стажем управления не более 2 лет совершено 25 ДТП, в которых погибли 10 и ранены 55 человек. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года все показатели выросли, в том числе по количеству ДТП на 4 процента, погибших – на 50 процентов, раненых на 57.

О качестве обучения говорит еще и такой факт. По итогам 4 месяцев процент сдачи экзамена в условиях реального дорожного движения с 1-й попытки составил от 4 до 24 процентов. Лучший уровень подготовки показывает только автошкола «Горянка», где уровень сдачи экзамена с первого раза составляет 24 %.

Говорилось на комиссии о необходимости Министерству образования и науки проработать вопрос обеспечения контроля за деятельностью автошкол, в т. ч. и за организацией процесса обучения, посещением занятий и т. д. И еще. Несмотря на отдельные успехи команды юных инспекторов движения (далее ЮИД) Дагестана на всероссийском уровне, в ряде муниципалитетов наблюдается безразличие к организации работы с детьми. Так, в мае текущего года 21 муниципальное образование не обеспечило участия своих команд в республиканском этапе конкурса «Безопасное колесо». В их числе Акушинский, Гергебильский, Гумбетовский, Кулинский, Лакский, Левашинский, Тляратинский, Унцукульский, Цунтинский, Чародинский, Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Кайтагский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Табасаранский, Хивский, Сергокалинский районы и город Дагестанские Огни.

Животные на дорогах

За 4 месяца совершено 43 наезда на животных. Результат – погибли 3 и ранены 9 человек. К примеру, в первый день марта в поселке Шамхал одно такое ДТП с участием лошади обернулось настоящей трагедией: при столкновении с легковым автомобилем погибли муж с женой, а их 2-годовалый ребенок с тяжелыми повреждениями был экстренно доставлен в детскую республиканскую больницу.

Не меньшую проблему животные доставляют и железнодорожникам. С начала 2025 года в Дагестане зафиксировано 39 случаев наезда подвижного состава на крупный рогатый скот. За 2024 год таких случаев было 167. Здесь, конечно же, гибнут сами животные, но это не уменьшает ответственности хозяев за бесконтрольный выпас скота.

В этой связи премьер-министр поручил Минтрансу РД совместно с главами муниципальных образований проработать вопрос строительства на проблемных участках ограждений в полосе отвода железной дороги для предотвращения выхода домашнего скота на ж/д пути.

В ходе заседания представители Махачкалинского теруправления Северо-Кавказской железной дороги предложили увеличить административные штрафы для владельцев скота. Магомед Садиков заявил, что ГИБДД также неоднократно обращалась с предложением в Народное Собрание республики о необходимости принятия мер и усиления ответственности граждан за безнадзорное оставление домашнего скота, однако все осталось на бумаге.

Фото- и видеофиксация нарушений

В развитии и использовании комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД также имеются проблемы. На сегодняшний день в республике установлено 544 стационарных комплекса, есть еще 14 мобильных и 4 передвижных.

Наибольшее число комплексов установлено на федеральных автодорогах – 293, на региональных – 178 (в т. ч. 2 – на железнодорожных переездах) и 73 – на дорогах местного значения. За 4 месяца с их помощью выявлено и документировано более 1 млн 100 тыс. нарушений, в том числе и грубых, непосредственно влияющих на аварийность, из них 5785 – за выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено.

Их благотворное влияние бесспорно, и ежегодное сокращение числа происшествий и смертности на дорогах тому свидетельство. Многие научились ездить с пристегнутым ремнем безопасности, а это непосредственно влияет на уровень травм уже после ДТП, а превышение скорости – это причина практически многих аварий.

Вместе с тем многие водители жалуются на то, что камеры установлены где попадя, необоснованно ограничивается скорость движения, в результате чего создаются заторы на дорогах. С такими претензиями знакомы и сотрудники ГИБДД. Как утверждает Магомед Садиков, дополнительно проанализировав ситуацию, совместно с Упрдор «Кавказ» в мае были отключены 39 комплексов, фиксирующих ограничение скорости 40 и 70 км/час. В настоящее время проводится дополнительное изучение и анализ работы комплексов с целью оптимизации скоростного режима и установки их только в тех местах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2024 г. № 754.

«Понимаем возмущение отдельных граждан, которые против снижения скоростных режимов на отдельных участках автодорог. Все планы на установку комплексов будут нами тщательно изучены, прежде чем будут приняты решения. Вместе с тем в отдельных регионах Российской Федерации уже стартуют пилотные проекты по некоторым, также немаловажным вопросам: привлечение к ответственности, используя автоматические комплексы фотовидеофиксации, за отсутствие страхового полиса ОСАГО. За 4 месяца в стране привлечено к ответственности 12 388 водителей за нарушения в области автострахования, а массовое применение данной статьи с помощью комплексов фотовидеофиксации минимизирует выход большого числа транспорта на дорогу. Одновременно с указанным, в Санкт-Петербурге стартует пилотный проект по выявлению автомототранспорта с высоким уровнем шума среди потока транспорта в автоматическом режиме. И это также для нас не менее актуально.

В этой связи предлагаем поддержать предложения по развертыванию в республике пилотных проектов по выявлению в автоматическом режиме транспортных средств, эксплуатируемых без страхового полиса ОСАГО и с высоким уровнем шума выхлопных газов», – сказал Магомед Садиков.

Вместо заключения

Вернёмся к заголовку, который кому-то может показаться некорректным. По большому счёту, людей губят другие люди. Одни – грубо нарушая правила дорожного движения, другие – не обеспечивая функционирования в должной мере дорожной инфраструктуры.

Об этом же говорил и Председатель Правительства: «Действительно, практика показала, что основные факторы, влияющие на частоту ДТП, связаны с человеком, прежде всего с водителем, а уже потом с техническим состоянием транспортных средств или дорог. И какие бы меры ни принимались госорганами, многое зависит от самих граждан, их культуры вождения, личной заботы о сохранении собственной жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих», – сказал Абдулмуслим Абдулмуслимов и напомнил о задачах, поставленных Главой Дагестана Сергеем Меликовым в Послании Народному Собранию относительно ситуации на дорогах.

Руководство республики озабочено безопасностью дорожного движения, многое делает для того, чтобы снизить количество ДТП и тяжесть их последствий. Остальное зависит от всех нас. Как напомнил Магомед Садиков, правила дорожного движения написаны кровью пострадавших, и их нужно неукоснительно соблюдать. А безопасность на дорогах – это показатель зрелости общества и ответственности власти. Неисполнение поручений, пренебрежение воспитательной и просветительской работой, бездействие на местах – это недопустимо в условиях той напряжённой ситуации, в которой находится наша республика.

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Зона повышенной опасности

23
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Хамство за рулём – это про нас?..

16
Как думаете, где у нас в стране больше всего любят...

Джигитовка на дорогах

26
Соцсети стали своеобразным отражением дагестанской действительности, вызывающей самую...

Вменяемых водителей всё меньше

59
В последнее время мне чаще обычного приходится садиться за...

Осторожно: за рулём несовершеннолетний!

76
Недавно в соцсетях завирусился видеоролик, снятый...

О безопасности движения на железнодорожных переездах

6
Северо-Кавказская железная дорога уделяет большое внимание вопросу обеспечения безопасности движения на...

Дороги – показатель качества жизни

34
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Аварийность не снижается

14
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Цена безрассудства – человеческая жизнь

29
Один мой знакомый, пополнивший с недавних пор...

Безопасность детей – забота взрослых

8
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е....