Культура вместе с правами
Смертность на дорогах продолжает расти. Госавтоинспекция приводит сводки о правонарушениях, и цифры, надо сказать, просто удручающие – в ДТП гибнет огромное количество людей. В недавнем интервью нашей газете начальник Управления по вопросам миграции МВД по РД Магомед Магомедов приводил неутешительную статистику. С 2013 года в республике совершено 8 тыс. 888 происшествий на дорогах, погибли 2602 человека, ранены 12 тыс. 771.
Только за этот год в Дагестане зафиксировано более тысячи случаев ДТП, погибшими в которых числятся 215 человек, пострадавшими – 1600. К трагическим последствиям приводят недостаточный уровень подготовки водителей автотранспортных средств, незнание и пренебрежение ими правилами безопасности дорожного движения.
Как выправить ситуацию? На своем уровне МВД работает над созданием образовательного холдинга, которому нет аналогов в России. На базе этого холдинга планируется открыть кадетские школы-интернаты, отделы по подготовке охранников ЧОП, а также сеть автошкол, где желающие получить водительское удостоверение обучаются не менее 6 месяцев, как это было в советские годы. Контроль будет таким же жестким, что и при сдаче ЕГЭ, особо подчеркнул Магомедов. Но это дела будущего, пусть и недалекого, а что сегодня? Остальные ведомства также вовлечены в эту работу. Так, Министерство образования и науки РД по поручению руководства республики осуществляет контроль за деятельностью автошкол, причем такого рода мероприятия проходят уже второй год. В 2018 году были организованы 42 внеплановые проверки, в текущем году – 18 плановых и внеплановых.
Особое внимание специалистами управления надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РД уделяется образовательным программам, их содержательной части и кадровой обеспеченности автошкол. Проверки призваны обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки водителей транспортных средств, а также повышение ответственности организаций за качество обучения и обеспечение прозрачности в этих процессах. Всего в Дагестане функционируют 44 организации, реализующие образовательные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, сообщили в министерстве. Из них 36 – частные, 8 – государственные (7 – учреждения среднего профессионального образования, 1 – подведомственная организация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД).
По итогам проверок у шести автошкол отозваны лицензии. В отношении одной организации судом принято решение о приостановлении действия лицензии сроком на 30 суток. Возбуждено 31 дело об административном правонарушении, по которым к ряду организаций применены меры наказания в виде штрафов на общую сумму более 153 тыс. рублей. Восемь юридических лиц привлечены к административной ответственности с объявлением замечаний и предупреждений. Выявленные нарушения эксперты связывают с правовой безграмотностью руководителей автошкол, отсутствием контроля в реализации практической части программы и несоответствием образовательного ценза педагогических работников и мастеров производственного обучения инструкторам по вождению. Для устранения выявленных нарушений всем организациям выданы предписания.
В общем-то введение подобных мер давно назрело. Спрос на получение водительских прав растет с каждым годом, но растет и число ДТП. Поэтому нужно смотреть в корень проблемы. Именно автошколы отвечают за этический, воспитательный аспект, именно на них возложена задача прививать будущим водителям навыки уважительного отношения к другим участникам дорожного движения. На должном ли уровне ведется воспитательная работа? Скорее нет, чем да. Если всё хорошо, то для чего нам искать действенные способы, механизмы борьбы с аварийностью и смертностью на дорогах? Устанавливаются, в частности, камеры видеофиксации нарушений, запрещающие дорожные знаки, да и информационно-пропагандистская работа ведется.
Инспектор ОГИБДД УМВД России по Махачкале старший лейтенант полиции Гаджимурад Гафизов отмечает тот факт, что в целях снижения несчастных случаев на дорогах и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками подразделения систематически, в несколько этапов, проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Детское кресло», «Пешеход», «Ремень», «Внимание – дети!». На регулярной основе проходят операции «Автобус» и «Маршрутка», в ходе которых проверяются техническое состояние транспорта, путевые листы на наличие отметки медицинского и технического осмотров. Вопросы профилактики аварийности и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма обсуждаются с привлечением родителей в школах и дошкольных образовательных учреждениях города, в них введены планы работы, согласованные с ГАИ, имеются схемы безопасности маршрута детей, уголки ПДД.
Тем не менее проблема остается. Инспектор соглашается с тем, что эти и другие меры не возымеют эффекта, если и водители не будут соблюдать культуру поведения на дорогах. Конечно, культура не приобретается вместе с правами и авто, не осваивается за время обучения в автошколе, она формируется до того, как человек садится за руль, еще в детском саду. Но требования к качеству подготовки водителей в автошколах надо повышать – это однозначно. И первый шаг в этом направлении сделан.