Право на права
«Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу», – говорилось в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года.
Мало что изменилось с тех пор, как в России дорожное движение регулировалось царскими указами. Закон по-прежнему суров к нарушителям Правил дорожного движения. Суров оправданно, тут не поспоришь.
Автомобилисты по большей части – народ эмоциональный, взрывной. Тесно нам на сужающихся улочках. А железяк тем временем все больше. Они – потенциальный источник опасности. И отличное знание ПДД – важнейшее условие профилактики возникающих на дороге проблем.
Серьезное нарушение зачастую свидетельствует о том, что автомобилист забыл теорию или даже сел за руль незаконно. Его наличие на дороге рано или поздно причинит вред ему самому или другим участникам движения. Учитывая серьезность ситуации, власти регулярно ужесточают требования к водителям, которые хотят вернуться за руль. Будь то переэкзаменовка по причине продления срока водительского удостоверения или же попытка возврата прав, лишенных судом.
На этой неделе представители Союза автошкол России предложили переэкзаменовывать водителей, действие удостоверений которых подошло к концу. Документ в настоящее время рассматривают в ГИБДД.
По утверждению инициаторов, предпосылкой к нововведению стало то, что водители, которым необходимо менять права, получили их еще в то время, когда контроль за деятельностью автошкол был не таким строгим, как сейчас. К тому же за прошедшие 10 лет существенно изменились многие пункты Правил дорожного движения.
В ГИБДД обращение назвали рациональным, несущим толковые предложения. В то же время армия автолюбителей инициативу Союза автошкол раскритиковала, отметив, что необходимости в пересдаче нет. По мнению большинства автомобилистов, таким образом Союз пытается «подзаработать» с помощью постоянных переэкзаменовок.
Доля истины здесь кроется. Далеко не факт, что предложенное Союзом нововведение вовсе не преследует исключительно экономические интересы автошкол. Честные дяди стёпы давно перевелись, так что процедура приобретения прав в случае принятия инициативы автошкольных преподавателей вряд ли усложнится. Разве что чем больше станет «учеников», чем чаще они будут сдавать на права, тем больше школы будут зарабатывать.
Бытует мнение, что мастерство приходит к водителю с опытом и нужды в переэкзаменовке нет. Но и это утверждение весьма сомнительное. При всем уважении к автомобилистам со стажем, подавляющее большинство невнимательных аксакалов уж очень опасно ведет себя за рулем. С легкостью может получиться, что даже в случае успешной сдачи теории практика может подвести.
И все же, как бы ни лукавили представители ГИБДД, «рассматривающие предложение», на финише оно, скорее всего, будет принято. Ведь негласный союз гаишников с автошколами никто не отменял. Пчелы против меда не восстанут.