В разрез с принципами олимпизма
На прошлой неделе Международный паралимпийский комитет опубликовал критерии допуска российских и белорусских спортсменов на Игры в Париже. Критерии, надо сказать, достаточно жесткие.
Если коротко, то команду, занявшую по итогам прошлой Паралимпиады в Токио третье призовое место (отечественная сборная показала там свой лучший результат в истории – 118 медалей), не пригласят на церемонии открытия и закрытия соревнований в столице Франции.
И это еще не всё. Награды россиян и белорусов не будут учтены в общем медальном зачете, демонстрация государственной символики запрещена. Спортсменам предстоит выступать под белым флагом с аббревиатурой «NPA» (нейтральные паралимпийские атлеты).
По-другому и быть не могло
Надо же до такого додуматься – ущемлять людей с ограниченными возможностями здоровья. Ну не сволочи, а?
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков назвал плохими критерии допуска российских спортсменов.
«Плохо, очень плохо. Но всё равно надо соревноваться и побеждать», – сказал Песков.
В Паралимпийском комитете страны их сочли дискриминационными. «Паралимпийский комитет России считает это решение несправедливым. Отказывать в демонстрации того, что спортсмены происходят из определенной страны, или запретить радоваться победе, когда звучит гимн, значит, лишать их права на национальную идентичность…», – говорится в официальном заявлении ПКР.
При этом в организации уточнили: паралимпийцы продолжают готовиться к основным соревнованиям четырехлетия, чтобы показать наивысший результат и вновь прославить российский спорт.
Комментарий официального представителя Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой оказался коротким, но не менее емким: «Нелюди».
Лучше и не скажешь. Действительно: не-лю-ди!
Это тот самый случай, когда отдельные решения идут в разрез с принципами олимпизма, со знаменитым кубертеновским лозунгом, концепцией «Спорт вне политики». Увы, жизнеспособность этой благой идеи раз за разом подвергается сомнению. Притом нагло, цинично, бесцеремонно. Идеологические войны так или иначе затрагивают почти каждый крупный международный турнир. Санкции стали своеобразной формой наказания и отлучения «провинившихся» от мирового экономического порядка, хозяевами которого считают себя западные страны. И маразм тамошних спортивных чиновников крепчает, кажется, их подлости нет предела.
Хотя, если задуматься, ситуация-то вполне будничная – ничего неожиданного для нас не произошло. В условиях всевозможных санкций, когда страна сталкивается с непростыми испытаниями и вызовами, наверное, по-другому и быть не могло. Сам факт, что ты россиянин, уже является поводом для гонений.
Помним ведь, как двукратному олимпийскому чемпиону и пятикратному чемпиону миру Абдулрашиду Садулаеву отказали во въезде в Румынию на чемпионат Европы по борьбе. Один из лучших борцов мира спокойно прибыл в еврозону, прошёл проверку испанскими пограничниками, а румыны его не пустили. И ничего.
Идеология важнее статистики
Страдают из-за санкционного давления не только спортсмены. Так, попали в немилость и деятели культуры. Свежи в памяти воспоминания о том, как итальянский театр La Scala отменил постановки с оперной певицей Анной Нетребко за «отказ дистанцироваться от российской власти», а Мюнхенский филармонический оркестр уволил с должности главного дирижёра Валерия Гергиева – тот не обозначил свою позицию по ситуации на Украине. Отстранили Россию и от участия в Евровидении – мол, это ухудшит репутацию песенного конкурса. А Каннский кинофестиваль отказался принимать нашу делегацию.
Конечно, происходящее накладывает особую ответственность и на спортсменов, и на тех же деятелей культуры. Глава профильного министерства Зарема Бутаева это хорошо понимает.
«С художника спросится!» – именно с этой знаменитой вахтанговской фразы начала она свой доклад на ведомственной коллегии, где подводились итоги прошлого года и определялись задачи на 2024-й.
Почему же именно с нее? В современных реалиях идеологическая составляющая работы важнее, чем статистика, больше и глубже, чем цифры, уверена министр.
– Перефразирую: с культуры спросится! А значит, и со всех нас, которые сегодня тоже на передовой. Культура всегда была инструментом идеологии и выразителем определенных взглядов и позиций. Сейчас, когда идет специальная военная операция, когда предельно ясен курс государства на сохранение традиционных духовных ценностей, особенно в крупных столичных центрах страны развернулась настоящая битва за умы и души. Мы пережили шум вокруг так называемой «культуры отмены», и во всем мире поняли, что отменить великую русскую культуру никому не по силам. Мы пережили предательство покинувших страну народных и заслуженных «нетвойнистов», несмотря ни на что не сумевших раскачать наше общество. Для таких предателей Родины 31 января этого года Госдума приняла так называемый «закон о негодяях», – подчеркнула Зарема Бутаева.
Тектонические сдвиги произошли и в руководстве федеральных музейных институций, и в Союзе театральных деятелей России, а также с престижной театральной премией «Маска», напомнила глава Минкультуры РД. Как и в киноиндустрии, здесь руководствовались таким понятием, как «формат», а про любовь к Родине, гуманизм, семейные ценности и многое другое забыли.
Этого никак нельзя допустить.