Сетевое издание «Дагестанская правда»

11:00 | 21 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Чтобы подчиненные стали последователями

A- A+

 

Прибыль, но не любой ценой

Не ждите! Действуйте! Обогащайтесь! — такие лозунги предложила россиянам официальная власть в начале 90-х годов прошлого века. И россияне начали «действовать» — кооперативы и малые предприятия появлялись как грибы после дождя. Большинство из них ставили целью обогатиться любой ценой, в том числе и сознательно нарушая закон. «Кинуть» компаньона по бизнесу стало чуть ли не правилом хорошего тона. Этим особенно грешили новоявленные бизнесмены-дагестанцы. Наши деятельные земляки без особого труда стали осваивать рынки не столько стран СНГ, но и дальнего зарубежья.

Однако, вскоре стало понятно, что так вести бизнес нельзя, должен быть какой-то порядок. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко Декларацию — «Принципы бизнеса». В ней впервые была предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур. Инициаторами выступили руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

Что же предлагалось? Как главные принципы международного бизнеса — ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров; экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе; этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия; забота об окружающей среде; отказ от противозаконных действий.

Понадобилось более 15 лет, чтобы наши бизнесмены прониклись идеями ведения бизнеса по тем принципам, которыми пользуются во всем мире. Процесс этот нельзя назвать завершившимся, но один положительный пример хотелось бы привести. Автор этих строк стал свидетелем такого разговора между двумя бизнесменами. Один из них хотел сдать на одной из центральных улиц Махачкалы помещение под коммерцию, другой — помещение снять.

— Под какую деятельность хочешь использовать помещение?
— Под игровые автоматы.
— А разве этот бизнес не запрещён?
— Кому запрещён, кому нет. Это уже мои проблемы.
-Извини, дорогой, это не только твои проблемы. С меня, как с владельца помещения, спрос не меньший. Не хочу связываться с противоправной деятельностью.
Это, думается, не единичный случай, когда бизнесмену уже не безразлично, на основе какой деятельности извлекается прибыль.

Никогда не делай того…

Вышеназванные принципы ведения бизнеса слишком академичны и могут быть малопонятны. Потому и появилось несколько аксиом, основанных на этих принципах. Их стоило бы здесь привести.

Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах (поскольку есть интересы и краткосрочные);
Никогда не делай того,  о чем стыдно было бы объявить на всю страну, что это сделал ты;
Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель;
Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо своими законами  государство выступает арбитром в конкуренции между людьми;
Никогда не делай того, что не ведет к благу для всего общества, в котором ты живешь;
Никогда не делай того, что ущемляет права других, что могло бы повредить слабейшим в обществе.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в самых различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Люди, которые не играют в бизнес, а живут им, стали понимать свою ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Содействуя всеобщему процветанию, ты и сам процветаешь, поскольку твоему процветанию содействуют и другие. 

Социальная эффективность труда

В последние годы взгляд на понятие «эффективность» деятельности предприятия существенно изменился. Наряду с традиционным термином «экономическая эффективность» появилось понятие «социальная эффективность». Под экономической эффективностью традиционно понимают производительность труда, рентабельность, высокую гибкость и адаптивность к непрерывно меняющейся среде, и всё это — пользуясь ограниченными ресурсами. Социальная же эффективность проявляется в том, что при этом должны удовлетворяться и индивидуальные ожидания, желания, потребности и интересы сотрудников. Ушли в небытие те принципы управления, которые проповедовали Ф. Тейлор и Г. Форд. А они считали, что на предприятии должно быть крайнее разделение труда, что превращало простого работника в придаток машины. Неудивительно, что и трудовые отношения на предприятии носили антагонистический характер, а основная часть рабочих рассматривала предприятие как место, где с него выжимают все соки. 

На советских предприятиях сначала высшие управленческие посты занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство. Затем им на  смену пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. В настоящее время управляющими высшего ранга становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, ставящие в центр современной концепции управления человека. Дагестанские «новые капиталисты»  еще не прошли этот управленческий путь и забывают, что предприятие — это не только совокупность процессов, набор продуктов и услуг, оно является также человеческим сообществом. Новые условия предполагают качественно иные отношения предпринимателя с наемными работниками, которые становятся все более активными и творческими участниками производственного процесса. Все это означает, что успех в решающей степени зависит от характера трудовых отношений, способного в полной мере реализовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, получив преимущества в жесткой конкурентной борьбе.

Достаточно продолжительное время мотивация трудовой деятельности оценивалась как второстепенный ресурс. Сегодня наблюдается все более активный и явный отход от чисто экономической мотивации человеческой деятельности. Современные высококвалифицированные работники традиционным экономическим стимулам предпочитают возможность повышать свой интеллектуальный и культурный уровень и стремятся воплотить в ходе производственного процесса свою индивидуальность, обогатить свои способности и качества.

Кто и как управляет

Современное управление персоналом требует от руководителя новых качеств. Он, как считают многие аналитики, одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным наставником. Поведение руководителя и стиль управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие — нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.

Для того чтобы добиться максимальной отдачи от работников в процессе труда, современный руководитель должен предстать в их глазах как авторитетный лидер. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактическим лидером, так как лидерство не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход, из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Характер действий лидера принципиально иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Современному руководителю не стоит забывать и о важной роли заработной платы. В течение многих десятилетий экономия на оплате труда и социальных расходах наемных работников являлась основным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий. Но в то же время она являлась и одной из главных причин столкновения интересов работодателей и наемных работников. Сегодня изменившиеся объективные условия уже не позволяют предпринимателю экономить на оплате труда. Более того, высокая оплата квалифицированного и инновационного труда основного персонала становится гарантией обеспечения предпринимательского дохода.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»