Дагестан после выборов:
В республике мало кто сомневался в результатах выборов Главы Дагестана и итогах согласования кандидатуры Председателя Правительства республики. Артём Здунов на предварительных встречах с фракциями Народного Собрания сумел убедить народных депутатов в своей готовности возглавить правительство. Хотя об общественном и экспертном мнении, судя по опросам еженедельника «Новое дело», этого не скажешь. Остается переубедить их и доказать обратное конкретными результатами в 2019 г.
Судя по своеобразной переаттестации врио министров (накануне 26-й сессии НС РД, на которой должны были согласовать кандидатуру премьер – министра) Малика Баглиева (строительство и ЖКХ), Уммупазиль Омаровой (образование и наука), Ширухана Гаджимурадова (транспорт и дорожное хозяйство), Джамалутдина Гаджиибрагимова (здравоохранение), они будут включены в состав нового правительства. Можно предположить, что и врио министра сельского хозяйства Абдулмуслим Абдулмуслимов сохранит свои позиции, поскольку в ведомстве, которое он возглавляет, очевидны благотворные изменения. Относительно других руководителей республиканских министерств и ведомств могут быть разные мнения, но пока не будем спешить с оценками.
Никогда еще Дагестан не испытывал такие потрясения, как последние 9 месяцев. Разве что в 1937–1938 гг. Но нынешние потрясения были ожидаемы. Дагестан действительно заждался таких перемен, когда верхний слой чиновников работал бы на совесть, без злоупотреблений и в согласии с законом. Справедливость в этом отношении постепенно восстанавливается. Восстанавливается и мода на честь (честность госслужащих высокого ранга), утраченная в прошлые десятилетия, и в Дагестане за это благодарны В. Васильеву.
Правда, нельзя забывать, что и в «низах» терпимо относились к коррупции, как неизбежной болезни всей системы власти по всей стране (правда, у нас этого «добра» за последние четверть века накопилось слишком много). Ведь кроме «ящика», есть еще независимые издания и Интернет, и в меру любознательные люди имеют свой взгляд на множество проблем в стране, в том числе и на корни коррупции и организованных преступных сообществ (ОПС).
Диалог с независимыми экспертами и учеными
Но как в каждом большом и важном деле (в данном случае в рамках политики по реальному оздоровлению и очищению органов власти Дагестана), здесь тоже не обходится без некоторых упущений. Дагестан ведь не рядовой субъект, это самая сложная автономия во всей Федерации. К Дагестану нельзя подходить по меркам какой-нибудь рядовой области России. Тут, прежде чем что-то делать, надо 7 раз взвесить, изучить ситуацию, встречаться с людьми, выезжать в города и районы, познавать жизнь Дагестана изнутри. Это не тот объект для управления, с которым можно «разговаривать» языком, не допускающим возражений. Хотя чиновники и депутаты НС РД чаще всего молчат, но в обществе незаметно может зреть большое недовольство. Здесь накапливающееся годами недовольство может выплеснуться с самой неожиданной стороны.
Что в этой связи актуально? Наладить диалог с независимыми и социально активными экспертами и учеными, причем в регулярном режиме, а не в качестве очередной кампании. Зависимых и осторожничающих – сколько угодно, и диалог с ними не даст нужных результатов. У каждого дети и племянники, в общем близкие родственники.
Стратегические сессии с горизонтом планирования до 2035 г. также не могут выполнять роль таких площадок для выработки оптимальных рекомендаций. Ведь есть «Стратегия социально–экономического развития РД на 2016-2025 гг.», и она привязана к федеральной стратегии и программе по СКФО до 2025 г. Нельзя с «чистого листа» начинать такие серьезные обсуждения и проекты. Важно проанализировать достижения и упущения предшественников, внести коррективы в существующие программы с учетом изменившихся обстоятельств и новых вызовов.
К примеру, собирают стратегическую сессию по развитию горных территорий Дагестана. Но ведь надо изучить результаты Горного форума (26–29 июля 2016 г.), который проводился по инициативе бывшего Главы РД. На этом форуме были приняты Горная хартия и Концепция федерального законопроекта по развитию горных территорий РФ (автор был координатором рабочей группы по подготовке этого форума). Поэтому надо доводить эти идеи до Правительства и Госдумы РФ. Вообще стратегические сессии надо готовить очень тщательно. Там не должно быть дилетантов, а только знающие люди, настоящие ученые и опытные эксперты в своем деле.
Дагестанская интеллигенция на своих неформальных встречах отмечает как хорошие стороны, так и некоторые упущения и ошибки в деятельности правительства. Нельзя забывать, что Дагестан – это единственная в своем роде в Евразии горная цивилизация с двухтысячелетней историей (история, зафиксированная в местных источниках, насчитывает около десяти веков). Соответствующим должен быть и подход к культурной и языковой политике, просвещению и науке Дагестана. Здесь надо опираться на думающую и ответственную часть экспертов и ученых. В экономике надо разработать концепцию и стратегию, не отбрасывая то, что было достигнуто предшественниками.
В этой связи что волнует ответственную и социально активную интеллигенцию и предпринимателей, какие вопросы они готовы поставить перед республиканской властью?
Новая постановка проблем и задач
Прежде всего они исходят из того, что «посадками» и постановкой задачи «повышения налоговых сборов» не решить наши наиболее важные проблемы. Такая постановка проблем носит несистемный характер и может спровоцировать новые проблемы. Более того, когда вопросы ставятся в такой плоскости, экономика начинает давать сбои. К примеру, по итогам первого полугодия федеральные целевые программы выполнены всего на 5%-10% (а в прошлые годы было 40%-45%). Вот некоторые данные из сайта Дагестанского управления Росстата.
I полугодие 2018г | Справочно: | ||
I полугодие
2018г. в % к I полугодию 2017г. |
I полугодие 2017г. в % к
I полугодию 2016г |
||
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности | х | 98,0 | 108,2 |
Индекс промышленного производства (с учетом поправки на неформальную деятельность) | х | 97,1 | 140,3 |
Объем работ по строительству ( млн. рублей) | 46308,8 | 88,0 | 91,6 |
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за I полугодие 2018 г. составил 92,5% к аналогичному периоду 2017 г. Снижение основных показателей налицо.
Почему так происходит? Выскажу парадоксальную, но очень понятную мысль. Когда кругом «посадки», чиновники страхуются и лишний раз не хотят подписывать финансовые документы, а бесконечно их согласовывают. В итоге страдают и население, и бизнес. Автору несколько предпринимателей жаловались, что в их среде растет недовольство. Неслучайно ведь говорят: коррупция в контролируемых масштабах – это смазка в экономическом механизме. Даже в развитых странах Европы есть коррупция, но очень маленькая.
Это информация к размышлению. Хочется надеяться, что это временные издержки. Вместе с тем мы должны отметить определенные , где-то даже очень серьезные положительные сдвиги в работе Минздрава, Минтранспорта, Минсельхпрода и Минобразования Дагестана.
Второй момент. Активная политика по «обелению» экономики нередко отражается на судьбе многих малых предприятий. Они или закрываются, или уходят в тень. Люди годами копили деньги, влезали в долги, брали средства родственников и друзей или даже в банках и с грехом пополам открывали свои маленькие (семейные) дела. И государство тут не то чтобы помогало («легкими» для возвращения кредитами или другими «вещами»), а даже мешало: то один контрольный (или надзорный) орган, то другой, и все хотят «контролировать» бедолаг, которые поверили государству и вложили в дело свои кровные и чужие. Примерно в такой плоскости и ставили проблемы предприниматели на недавней встрече с руководством Правительства Дагестана.
Так нельзя ставить задачу. А как надо? Надо поставить вопрос: чем вам, семейным и индивидуальным предпринимателям, помочь, как государство может подсобить, чтобы они и бизнес не потеряли, и рабочие места сохранили, и налоги платили при этом?
Надо сначала чиновникам изучить ситуацию, ясно представить, что делается в каждой отрасли и подотрасли, и поставить двуединую задачу: помочь реальному производителя так, чтобы он сам захотел платить налоги. Потому что без такой помощи, уплачивая все требуемые налоги, они быстро разорятся, потеряют рабочие места и члены его команды. Это нам нужно? Нет.
Пишу это со знанием дела, потому что не раз встречался в прошлом с предпринимателями и активом НКО, представляющим их интересы (обувщики, транспортники, строители, малый бизнес). Что говорили автору наши (лакские) обувщики, которые почти все работают в тени (а они занимают около 20-25% рынка отечественной обуви, это примерно 3,5-5,0 млрд руб. объема производства)? То, что они объективно не могут «обелить» свой бизнес, потому что не выдержат конкуренцию с армянскими обувщиками, которым помогает их государство ( у них налажено эффективное государственно – частное партнерство), что их устраивает пока такое положение, когда они работают под надежной «крышей» серьезных госструктур. Они готовы играть по нормальным правилам и платить налоги, но государство должно им помочь в конкурентной борьбе.
Нужен своеобразный общественный договор (правительства и обувщиков, к примеру, на 5 лет), в котором четко оговариваются условия работы контрольно- надзорных органов, самых предпринимателей и правительства (не бездействующего, а помогающего предпринимателям в рамках государственно-частного партнерства). Только так можно восстановить доверие бизнеса к государству. И так по каждой отрасли и подотрасли, к примеру, в ювелирной и деревообрабатывающей, где тоже крутятся большие деньги, не говоря уже о строительстве или транспорте.
Автор понимает, что есть «крутые» владельцы банкетных залов, газо- и бензозаправок и пр. чрезвычайно доходных предприятий, куда вложили свои сверхдоходы наши богатые чиновники и/или местные олигархи. Но надо их сначала вычислить, а потом дифференцированно подходить, а не душить малое предпринимательство, что «можно (или позволяется) душить», потому что работают без «крыши». Тут тоже хватает недовольных, и ситуация может уже в следующем году аукнутся какими-нибудь акциями протеста.
И еще очень важная задача, исходя из того, что Москва всерьез взялась за Дагестан и готова помочь нам. Владимир Путин озвучил на Петербуржском международном экономическом форуме ( 2015 г.) идею создания штабов реформ при главах регионов.
Руководствуясь этой идеей, надо создать при Главе РД штаб реформ с привлечением авторитетных экспертов (авторитетных в плане социально активных и грамотных в своей сфере). Этот штаб должен разработать концепцию социально- экономического и политического развития Дагестана, идеологию реформ в целом, а также реформ в отдельных отраслях. Штаб, кроме того, может подготовить проекты для государственного инвестирования. Крупных частных инвесторов у нас еще долгое время не будет, за исключением транснациональных сетевых компаний розничной сети. Но нужны ли они нам, это большой вопрос, ибо они разорят наше малое предпринимательство и активно будут вывозить свои доходы куда-нибудь подальше от нас.
Поэтому надо воспользоваться и авторитетом В.Васильева, и тем, что в РФ наконец-то заложили на 2019 год около 1 трлн руб. государственных инвестиций по всей стране в рамках идеи «проектного финансирования» (в 2018 г. – около 800 млрд руб.). Это когда Центробанк эмитирует («печатает») рубли под конкретные проекты.
Дагестан просто обязан воспользоваться этим, разработать системообразующие (кластерного типа) проекты, защитить их в Правительстве РФ и добиться выделения нескольких десятков млрд руб. каждый год. Это надо делать срочно. Все это можно расписать, как «План Путина (или как «План В.Васильева) по Дагестану до 2025 года». Ничего невозможного здесь нет. Главное тут политическая воля, грамотная команда в штабе и согласованная работа правительства и независимых (именно независимых) экспертов.
Уроки наших соседей (Калмыкии и Чечни)
Недавно довелось побывать в Калмыкии на II Международном форуме журналистов на тему «Национальная пресса сегодня». Что автор узнал полезного в контексте темы нашего разговора? Открытость правительства. Там не скрывают своих стратегических целей и задач, а в постановке проблем виден серьезный подход. Вот несколько примеров.
Туризм и брендирование. В Правительстве Калмыкии при весьма ограниченных туристических возможностях тем не менее приняли Стратегию развития туристической отрасли, при этом разработали и закрепили за собой некоторые бренды – «калмыцкое мясо», «калмыцкий чай», «фестиваль тюльпанов», «фестиваль …» (всего 5-7 брендов) – для привлечения туристов.
Я подумал: да у нас в Дагестане этих брендов можно разработать и закрепить за собой раз в 20 больше, начиная с Южного и Центрального Дагестана (лезгинский фестиваль «Шарвили», лакский фестиваль «Шунудаг», Фестиваль чая в Согратле, фестиваль Тархо- Гъоди в Карате и т.д.) и кончая Ногайским районом. А сколько дагестанских изделий народных промыслов и блюд можно брендировать (закрепить торговую марку за линейкой нашей продукции), даже представить сложно. Равных нам не будет во всей стране. Эксперты со мной согласятся.
Я знаю, в Армении активно этим занимаются, закрепляя за собой продукцию и блюда, изобретенные предками армян с древнейших времен. Крайне важно закрепить за собой бренды наших изделий и мероприятий как уникальных своих разработок. Можно и нужно даже выступить с инициативой включения самых уникальных и древних террас Дагестана, которым около 3-5 тысяч лет, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (по примеру Филиппин, где рисовые террасы в горной местности с 2-тысячелетней историей включены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО).
Надо понять одну важную вещь: наша брендированная линейка продукции, мероприятий и объектов культурного наследия должна звучать убедительно как в российском, так и во всемирном масштабе. Ни один регион или республика в РФ (разве что Санкт-Петербург и Москва) не имеют столько объектов и «продуктов», заслуживающих закрепления за ними статуса уникальных (неповторимых) и самых древних, как Дагестан.
Это наша возможность для серьезной «капитализации» республики в целом, через развитие туризма. А туристическая отрасль, по законам мультипликации, потянет за собой и другие отрасли, поскольку одно рабочее место в этой отрасли создает 5-7 рабочих мест в смежных областях.
Надеюсь, в правительстве это понимают, а в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Дагестана стоило бы поучиться у наших соседей. Нужны концепция и стратегия развития туризма, которые не могут быть разработаны без участия серьезных экспертов — культурологов, этнологов и социологов.
Нефтегазовые ресурсы. Один из чиновников Правительства Калмыкии С.И.Алтаев подробно рассказывал участникам форума об инвестиционных перспективах республики. Треть его доклада была посвящена развитию нефтегазовой отрасли. Самое интересное здесь то, что они ничего не скрывают и уверены в своем успехе.
18 сентября с.г.Президент РФ В. Путин подписал указ о передаче Чеченской Республике 100% акций компании «Чеченнефтехимпром» (ЧНХП), которая ранее находилась в федеральной собственности. У ЧНХП нет нефтяных заводов и разработанных месторождений, но она владеет землей, на которой стоят вышки «Роснефти», и соответственно может получать арендную плату. С 2016 г. этого добивался Р.Кадыров, но упорствовала «Роснефть». Гигант не спешил разрабатывать эти участки земли, но и чеченцев держал на дистанции. В итоге республика от нефтяной отрасли имела мизер. А после передачи «Чеченнефтехимпрома» Грозному компания начала выкупать лицензии на месторождения у «Роснефти» и заявила, что планирует стать полноценной компанией.
А что у нас в этом плане? А у нас, при том что этого «добра» (нефти и газа) на порядок больше на побережье и на шельфе Каспия и попыток освоить их (совместно, с выгодой для республики и РФ в целом) было немало, воз и ныне там. То идею прежнего руководителя Дагестана с созданием своей (республиканской) нефтяной компании зарубили, то никак не разрешат пуск в эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода ( проектной мощностью 1 млн тонн в год) на территории перевалочной базы ОАО «Дагнефтепродукт»., то никак не решат с пользой для Дагестана и РФ в целом вопрос об аукционе на разработку 4-х участков недр: «Тюлений», Дербентский блок-1, Дмитровский блок-3, месторождение «Инчхе-море» с суммарно извлекаемыми ресурсами (запасами) углеводородного сырья: нефти – 50,041 млн тонн, газа- 49,238 млрд куб. м (см. сайт Минпромэнерго РД http://www.minpromdag.ru/neftegazovyy-kompleks). Есть в республике и другие месторождения на побережье и на шельфе Каспия, прогнозные запасы которых исчисляются в пределах более 1,0 млрд тонн условных единиц топлива, из которых около 300 млн тонн. нефти (!!).
Допустим, на участие в разработке шельфа Каспия мы не можем претендовать, хотя в совместных проектах можно было бы забить свою роль и участие в доходах. Но почему бы не передать некоторые участки побережья Каспия, из федерального в республиканский земельный фонд (как это сделано в Чечне в лице «Чеченнефтехимпром»), чего упорно добивалось прежнее руководство республики?
Вместо заключения. Летом 2017 г. в Дагестане «инкогнито» побывала группа экспертов, в задачу которых входил мониторинг общественного мнения и потенциала неформальных лидеров республики. Что их интересовало? То, насколько серьезны мобилизационные возможности неформальных лидеров (в плане организации массовых акций) в случае начала разработки нефтегазовых ресурсов без учета интересов Дагестана (т.е. с учетом только интересов ТНК). Я подумал: не хотят делиться, жадные, в общем. А надо бы, разумеется, на вполне законной основе. А это уже тема для депутатов Народного Собрания и партий, общественных движений и Общественной палаты республики.
Если выгодополучателями таких гигантов, как «Роснефть» и «Газпром», является российский народ (около 70% акций у государства), а РД – субъект Федерации, то в чем дело? Почему у нас блокируются всякие инициативы по развитию нефтегазовой отрасли? Ведь это принесет не сотни миллионов рублей налоговых и прочих сборов в бюджет РД, а многие миллиарды рублей)? В этом плане нам стоит поучиться у наших соседей по СКФО и ЮФО, которые «не мытьем, так катаньем» добиваются своего в самых выгодных отраслях.
Автор и другие эксперты надеются, что в этом плане нашу республику ожидает серьезный прорыв. Благо, есть новый руководитель и новая команда, и груз прошлого не тянет назад. На эти проблемы надо смотреть по-крупному, с государственных позиций соблюдения интересов Дагестана прежде всего, а не только транснациональных гигантов.