Модель догоняющего развития


(Окончание. Начало в №№ 249-250)
2. Механизм реализации Стратегии-2020
Основы стратегического планирования предусматривают осуществление жесткого контроля за достижением намеченных стратегических целей и эффективностью использования направляемых на это ресурсов. Федеральные органы исполнительной власти представляют Президенту РФ ежегодные доклады. Субъект Российской Федерации должен представлять доклад в Правительство РФ с полной информацией о достижении поставленных в Стратегии целей, включая эффективность расходования ресурсов на устойчивое развитие региона с учетом задач обеспечения национальной безопасности.
Для оперативного контроля и объективной оценки хода реализации Стратегии и достижения стратегических целей Основы стратегического планирования предусматривают, что
Правительство РФ определяет критерии и показатели (стратегические ориентиры) эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Перечень возможных критериев и показателей утвержден Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. Очевидно, что как и для каждого субъекта РФ, для Республики Дагестан эти критерии и показатели будут определены исходя из стратегических ориентиров, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.
Проект Стратегии — 2020 предусматривает использование для ее реализации всех имеющихся в распоряжении органов власти механизмов — государственную политику, административный механизм, рыночный механизм, правовой механизм, целевые и комплексные программы, индикативное планирование и др.
В проекте предложено образовать комплексный механизм реализации Стратегии-2020 с использованием рыночного механизма, государственного регулирования и создания стройной региональной системы планирования. В проекте обоснованы направления и элементы взаимоувязанного использования такого механизма в практической деятельности органов управления.
После принятия Стратегии — 2020 прежде всего следует провести инвентаризацию действующего законодательства и в необходимых случаях скорректировать законодательные и нормативные акты с учетом новых условий реализации Стратегии — 2020.
Вместе с тем мы считаем возможным и крайне важным дальнейшую детализацию Стратегии-2020 в отраслевом, территориальном и институциональном разрезе. Дальнейшую детализацию стратегических целеустановок следует осуществлять в стратегиях долгосрочного развития до 2020 г. отраслей и муниципальных образований. На основе и исходя из республиканской Стратегии — 2020 необходимо разработать стратегии развития основных отраслей экономики и социальной сферы, а также всех муниципальных образований.
Стратегии долгосрочного развития должны иметь и крупные хозяйственные звенья — предприятия, организации, их объединения и т.д. Такая работа проводится в ряде регионов России, например, в Ростовской области. Разрабатывается стратегия долгосрочного развития Лакского района РД, намечается разработка Стратегии развития г. Махачкалы. Но эту работу следует по единой методологии развернуть во всех министерствах, ведомствах, муниципальных образованиях и хозяйственных звеньях республики.
В итоге такой работы должна сложиться единая взаимоувязанная и стройная система комплексного долгосрочного стратегического развития как в целом республики, так и отраслей, сфер, звеньев экономики и социальной сферы, а также территорий РД. Только тогда можно рассчитывать, что будут охвачены и успешно решены все стратегические проблемы долгосрочного развития, а реализация Стратегии-2020 станет общенациональной идеей и первоочередной задачей всего дагестанского общества.
Решающую роль в механизме государственного регулирования реализации Стратегии-2020, конечно, должна играть радикальная модернизация всей системы государственного управления и местного самоуправления. Это предусмотрено в проектных направлениях Стратегии-2020. Крайне важно довести до логического конца административную реформу, внедрить в государственных и муниципальных органах власти информационно-коммуникационную систему управления по результатам. Нужно определить место, роль и задачи каждого государственного и местного органа власти в реализации Стратегии-2020 и установить меру ответственности каждого звена и должностного лица за достижение поставленных перед ними стратегических целей.
При проведении административной реформы, на наш взгляд, следует установить принцип: любое должностное лицо, государственный или муниципальный служащий избирается или назначается не на должность, а для выполнения по контракту определенной количественно измеряемой работы, решения конкретной задачи по реализации Стратегии-2020, стратегии развития отрасли или муниципального образования. Соответственно каждое выборное или наемное должностное лицо должно нести ответственность за выполнение поставленной перед ним стратегической задачи. Такая система сама должна отсеивать некомпетентных, недееспособных, незаинтересованных и безответственных государственных и муниципальных как выборных, так и наемных служащих, независимо от должностного уровня и ранга.
Это, в свою очередь, резко повысит эффективность их работы и облегчит борьбу с коррупцией, воровством и другими экономическими преступлениями. Для этого необходимо использовать индикаторы контроля выполнения задач, поставленных в Стратегии-2020, отраслевых и муниципальных стратегиях.
Важнейшим условием жизнеспособности Стратегии-2020 является ее ресурсное обеспечение. Намеченные стратегические цели будут достигнуты и поставленные задачи будут решены при условии выполнения предусмотренных в Стратегии мер по эффективному использованию имеющегося в республике ресурсного потенциала. В проекте Стратегии-2020 полностью раскрыты существующие природные, производственные, трудовые, инновационные и инвестиционные ресурсы, определены конкурентные преимущества республики, возможности их использования, слабые стороны и угрозы осложнения конъюнктуры. Обоснованы основные приоритетные направления использования этих ресурсов и конкурентных преимуществ, определен перечень комплексных и целевых программ, которые должны быть разработаны и реализованы в этих целях.
Исключительно важным и сложным является вопрос финансового обеспечения реализации Стратегии — 2020. Предусматриваются возможные решения на основе использования финансового рынка и бюджетного финансирования. По принятому в проекте Стратегии — 2020 композиционному сценарию по уточненному прогнозу предполагается вложить в экономику республики свыше 1,6 триллиона рублей, из них свыше 33% – в промышленность и около 7% – в сельское хозяйство. По нашим прогнозам, можно рассчитывать, что 12,5% общей суммы инвестиций будет вложено по федеральным целевым программам, федеральным адресным инвестиционным программам, федеральной целевой программе развития Юга России и другим источникам целевого финансирования за счет средств федерального бюджета. С учетом существенного роста собственных бюджетных доходов прогнозируется, что не менее 9,0% инвестиций составят средства республиканского и муниципальных бюджетов. На долю внебюджетных средств падает не менее 78,5% прогнозируемой величины инвестиций, что вполне реально при условии масштабной и серьезной работы по улучшению инвестиционного климата и созданию в республике приемлемых условий для частного предпринимательства.
У дагестанцев есть все необходимое для достойного материального благосостояния, высокого уровня культуры, здорового образа жизни, чтобы стать образцом единения и дружбы народов, стабильности и безопасности. Но все это не придет со стороны — ни по импорту, ни вместе с дотациями из Центра. Этого можно достичь только напряженным повседневным созидательным трудом органов власти и всего общества. Реализация Стратегии — 2020 для всех дагестанцев будет первым шагом к этой исторической цели.
Статьи из «Экономика»
Финансовые перспективы

Для коридора «Север – Юг»

Проблема с белой бородой

Утверждаем свои позиции

Этот прогноз нужно знать

Праздник, полный надежд

Между лидерством и тенью
