Продуктовая карточка – не карточная система


Сегодня и лидеры страны, и руководители нашей республики сильно озабочены создавшейся тревожной ситуацией на потребительском рынке. Впечатление такое, будто страна вернулась на несколько лет назад. Инфляционная волна вновь покатилась по регионам, городам, районам и сельским населенным пунктам. Чтобы притормозить и остановить бешеный рост цен на потребительском рынке, законодатели в последние годы приняли два закона – закон о розничных рынках и закон о торговле. Некоторые эксперты для защиты малоимущих от бешеных цен и инфляции предлагают вернуться к карточной системе. К сожалению, прилавки в законы не вписываются. Поэтому эти законы не действуют. В закон о розничных рынках за короткие сроки были внесены существенные изменения и поправки. Но безрезультатно: он по-прежнему не работает.
Талоны, карточки, купоны… Нынешняя молодежь при упоминании этих слов сразу подумает о банковских карточках, проездных талонах и рекламных купонах. Старшее поколение вспоминает прежде всего о карточках продовольственных, талонах на хлеб и сахар, о купонах на приобретение стирального порошка. Да, все это было в советские времена.
Все есть, но цены…
Это раньше в стране, в том числе и в Дагестане, продовольственный ассортимент был, прямо скажем, скудный. Теперь всего вдоволь: и мяса, и хлеба, и колбасы, и сыр на полках не только голландский. На каждом шагу супермаркеты, магазины, будки, набитые продуктами и промтоварами всех видов. Создается иллюзия обилия. А вот денег на покупку продуктов питания и промтоваров, которые дорожают не по дням, а по часам, у значительной части населения не хватает. Особенно у нас, дагестанцев. Ведь наша республика по уровню заработной платы находится на последнем месте. Бедных, то есть тех, кто живет за чертой бедности и на пороге прожиточного минимума, в нашей республике с каждым годом становится все больше и больше. Ради справедливости следует отметить, что и богатых у нас тоже с каждым годом становится все больше.
Смысл же идеи всеобщей талонизации страны (в отличие от прежней системы) совершенно иной. Она не имеет никакого отношения к былому порядку распределения. Речь идет о карточках на определенную сумму, на которую нуждающиеся смогут приобрести базовые продукты питания. Опять же это не те карточки, которые запомнились по концу 1980- началу 1990-х годов. Если тогда талоны выдавали потому, что еды было мало и ее требовалось делить на всех понемногу, то новые карточки появятся по абсолютно другой причине: продуктов в изобилии, а вот цены на них неподъемные для многих категорий населения. Правда, нынче никто не голодает, но большинство малообеспеченных семей не могут обеспечить своих детей даже черным хлебом досыта. Да что там о пенсионерах и малообеспеченных людях говорить. В нашей республике многие работники бюджетной сферы, в том числе учителя и врачи, получают зарплату в пределах величины прожиточного минимума.
Так что карточки с обозначением количества граммов хлеба или крупы на руки выдавать не будут. Предполагается, что малоимущие граждане станут получать обычные банковские карты, которыми они смогут расплачиваться в магазинах. На эти карты государство ежемесячно перечисляло бы определенную сумму, предназначенную только для оплаты так называемых социальных продуктов питания.
Цены растут и растут
Возникает закономерный вопрос: какой должна быть стоимость такого продовольственного талона? Если судить по законопроекту двухгодичной давности, который вносился в Государственную Думу, но не был принят, то размер господдержки может составлять тысячу рублей в месяц. На такую сумму каждый нуждающийся сможет купить основные продукты питания?! Понятно, что в этот прейскурант не входят алкоголь и табак. Порядок использования талонов предполагалось, кроме варианта банковской карточки, сделать таким: человек приходит в магазин с талоном в руках, набирает корзину продуктов из социального перечня, отдает его кассирше магазина. Затем магазин инкассирует талон в банк. Тот оплачивает его за счет федерального бюджета.
Кому могут представлены такие социальные карточки? В первую очередь пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, причем тем, кому требуется материальная помощь. Но много детей может быть и у олигарха. Поэтому очень важно не допустить получения талонов теми, кого трудно отнести к беднякам. К сожалению, в нашей республике имеется горький опыт, когда жилищные субсидии получали и ныне получают семьи олигархов. Справки можно достать любые. И нынче, как считает половина опрошенных, продовольственные карточки будут давать «кому попало», но не тем, кто действительно в них нуждается. Если эти опасения подтвердятся, случаи нецелевого распределения продовольственных талонов станут массовыми, то идея талонизации быстро себя дискредитирует.
И бедным на пользу, и фермерам
По подсчетам одних экспертов, под действие программы талонизации могут попасть 8 млн.человек, а по данным других – 13 млн. Для этого из федерального бюджета требуется выделить 60 миллиардов рублей в год. Такой разнобой в расчетах свидетельствует о некоторой сырости этой программы и дает повод оппонентам резко критиковать ее. Ряд скептиков-экспертов называют эту меру в целом вредной и неэффективной, так как, во-первых, набор продуктов будет однозначно некачественным и ограниченным, а во-вторых, неминуемо приведет к злоупотреблениям со стороны чиновников, решающих, сколько и кому давать, у кого закупать и что именно.
Некоторые регионы давно поняли, что если не вводить по собственной инициативе продуктовые талоны для бедных, то многие, особенно многодетные семьи, будут постоянно недоедать, чем им в таком случае помочь? В Новороссийске, например, с октября стали выдавать талоны на хлеб и молоко. Их выделяют малоимущим, многодетным семьям, имеющим доходы ниже уровня прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае на момент обращения. Судя по информации на сайте администрации, на одного человека ежемесячно выдаются шесть талонов на получение хлеба и шесть талонов на приобретение молока. И система действует.
За введение талонной системы для малоимущих высказалась Общественная палата. В минувшем месяце она анонсировала свой проект программы «Продовольственные карточки для бедных и развитие производства населением сельскохозяйственной продукции», предусматривающей выделение из бюджета средств на закупку продуктов по этим картам у фермерских хозяйств. Согласно документу государство выделяет деньги на закупку сельскохозяйственной продукции под один процент годовых через систему государственных оптово-розничных закупочных баз. Наценки при продаже закупленной продукции будут ограничиваться.
Такая идея убивает двух зайцев. С одной стороны, придерживаются малообеспеченные, с другой – мелкие сельхозтоваропроизводители.
Сельхозтоваропроизводители, кстати, тоже, если верить высказываниям некоторых экспертов, горой за продуктивные карточки. Руководители Российского зернового союза, молочного и мясного союзов России на днях заявили, что в условиях отсутствия твердого спроса и неблагоприятной мировой конъюнктуры нужно всячески стимулировать спрос, развивая программу продовольственной помощи малоимущим гражданам.
Главное — надо открыть доступ к прилавкам самим сельхозтоваропроизводителям. А у кого нет возможности стоять за прилавком и продавать выращенные ими сельхозпродукты, надо создавать в районных и сельских муниципальных образованиях торгово-сбыточные кооперативы, вменить им в обязанность закупку излишек у сельхозтоваропроизводителей, чтобы реализовать их по заранее установленным ценам.
Статьи из «Экономика»
Этот прогноз нужно знать

Праздник, полный надежд

Между лидерством и тенью

Идеи и воплощения

А ЗОЖ и ныне там

Магнит для инвестиций

Системные успехи

В ожидании «пленарки»
