Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 29 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Сетевик наступает на рынок

A- A+

Что лучше - сетевой магазин или рынок? Задуматься над этим вопросом мне пришлось после попытки купить дамскую сумку на одном из вещевых рынков Махачкалы, где столкнулась с шантажом, иначе его не назовешь. А дело было так: спрашиваю у продавщицы одного из лотков: «Какова цена этой сумки?». Она отвечает: «1600 рублей». Собралась было торговаться и тут слышу: «Отдам за тысячу, если возьмешь прямо сейчас».

Если раньше такое отношение продавцов еще можно было чем-то объяснить, то сейчас, в век интернет-покупок, сетевых магазинов, распродаж и тотальных скидок, одним словом, когда появилась серьезная конкуренция «челнокам», такое поведение вызывает улыбку. И возникает мысль: регулируется ли каким-нибудь образом эта сфера торговли, отчисляются ли налоги с таких высоких наценок? Представим, что если в моем случае оказалась другая покупательница, для которой  ничего не стоило выкинуть пару тысяч рублей за сумку, она бы ее купила и за 1600 рублей. И таких состоятельных покупателей в Махачкале, думаю, немало, недаром ведь процветают Восточный рынок, «Пассаж», модные бутики, где для рядовых граждан цены весьма высокие.

Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, рассуждая на тему цен на рынках, как-то сказал, что рост потребительских цен свидетельствует о власти производителей и продавцов над рынком. Они назначают любые цены, которые им заблагорассудится, и покупатели вынуждены платить. Когда же власть над рынком имеют покупатели, продавцы не могут бесконечно завышать цены, ибо вынуждены конкурировать между собой в борьбе за покупателей. Орудием этой борьбы часто избирают отказ от повышения цен, а иногда и просто их снижение.

Выходит, мы, покупатели, сами виноваты в том, что продавцы так себя ведут, т. е. завышают цены. Видя, что мы платим за вещи явно завышенные цены, естественно, ориентируются на этот спрос. К счастью, в сетевых магазинах иная картина. Здесь даже брендовую вещь на распродаже можно купить всего за ничего.

Обращаюсь в территориальный орган статистики, чтобы выяснить, сколько в Дагестане сетевых магазинов, какова их доля в общем рынке. Но, оказывается, подобной статистики не ведется. Существующие сетевые магазины числятся как субъекты малого бизнеса, и сказать, сколько их точно, никто не может. Еще больше их в других регионах страны. Так, по данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen, сетевые торговые форматы стремительно вытесняют малый бизнес из российской торговли. Их распространение в Москве и Петербурге приближается к 50-ти процентам. В регионах показатели скромнее. На семь крупнейших сетевых ритейлеров приходится менее 10 процентов рынка. Остальные 90 процентов — это по-прежнему «неорганизованные» торговые точки.

Итак, естественно, небольшие магазинчики, когда «идет» сетевик, исчезают. Причины понятны. Сетевики могут договориться  с поставщиком о выгодной  для них цене, использовать передовую технологию, красиво выложить товар, дать доходчивую, красочную рекламу, у них лучше построена логистика.

Существует мнение, что люди, идя в бизнес, сами создают себе рабочие места, занимая пустующие ниши на региональном рынке торговли и услуг в городках и поселениях, куда еще не добрались сетевые магазины и крупный бизнес. Видимо, у нас в Дагестане так пока складывается положение. Пока мы зависим от всей рыночной конъюнктуры, диктующей цены, которые выгодны ей, ничего общего не имеющие с реальностью.

Хотя, возможно, что с нового года рыночным торговцам придется пересмотреть свою деятельность. В  соответствии с требованиями федерального законодательства с 1 января 2013 г. управляющие розничными рынками компании (кроме сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков) обязаны осуществлять торговлю исключительно в капитальных зданиях и сооружениях, иметь современное торговое оборудование, лицензированную лабораторию, парковку, туалеты. Хотелось бы, чтобы вместе с этими нововведениями был наведен и порядок в ценообразовании. И еще хочется  для сведения привести такие цифры: до сих пор в республике из 88 зарегистрированных рынков только 23 имеют паспорта безопасности.

И, конечно, надо серьезно думать о развитии сетевой торговли в республике. Вот магазин «Метро» – это сетевой магазин, вход в него по карточкам. Мне довелось  побывать в нем. Вещи все качественные, есть изделия и  отечественного производства, ничем не уступающие хорошим  импортным. И у нас в стране могут так хорошо шить! Магазин «Метро» — рай для шопоголиков, и цены в нем приемлемые. Вот бы и нам такой гипермаркет!

Или можно вспомнить о франчайзинге. Столичные ритейлеры открывают магазины в регионах чаще всего при помощи франчайзинговых партнеров. Именно франчайзинг позволяет получить одновременно доступ к более совершенным технологиям, конкурентным на рынке закупочным ценам.

Говорят и  о том, что со вступлением России в ВТО предметы одежды в продаже  станут дешевле, на это повлияет уменьшение таможенных пошлин. Однако смогут ли рыночные торговцы направить это во благо покупателей. Не будут ли они по инерции продолжать накручивать цены…

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»