Если раньше такое отношение продавцов еще можно было чем-то объяснить, то сейчас, в век интернет-покупок, сетевых магазинов, распродаж и тотальных скидок, одним словом, когда появилась серьезная конкуренция «челнокам», такое поведение вызывает улыбку. И возникает мысль: регулируется ли каким-нибудь образом эта сфера торговли, отчисляются ли налоги с таких высоких наценок? Представим, что если в моем случае оказалась другая покупательница, для которой ничего не стоило выкинуть пару тысяч рублей за сумку, она бы ее купила и за 1600 рублей. И таких состоятельных покупателей в Махачкале, думаю, немало, недаром ведь процветают Восточный рынок, «Пассаж», модные бутики, где для рядовых граждан цены весьма высокие.
Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, рассуждая на тему цен на рынках, как-то сказал, что рост потребительских цен свидетельствует о власти производителей и продавцов над рынком. Они назначают любые цены, которые им заблагорассудится, и покупатели вынуждены платить. Когда же власть над рынком имеют покупатели, продавцы не могут бесконечно завышать цены, ибо вынуждены конкурировать между собой в борьбе за покупателей. Орудием этой борьбы часто избирают отказ от повышения цен, а иногда и просто их снижение.
Выходит, мы, покупатели, сами виноваты в том, что продавцы так себя ведут, т. е. завышают цены. Видя, что мы платим за вещи явно завышенные цены, естественно, ориентируются на этот спрос. К счастью, в сетевых магазинах иная картина. Здесь даже брендовую вещь на распродаже можно купить всего за ничего.
Обращаюсь в территориальный орган статистики, чтобы выяснить, сколько в Дагестане сетевых магазинов, какова их доля в общем рынке. Но, оказывается, подобной статистики не ведется. Существующие сетевые магазины числятся как субъекты малого бизнеса, и сказать, сколько их точно, никто не может. Еще больше их в других регионах страны. Так, по данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen, сетевые торговые форматы стремительно вытесняют малый бизнес из российской торговли. Их распространение в Москве и Петербурге приближается к 50-ти процентам. В регионах показатели скромнее. На семь крупнейших сетевых ритейлеров приходится менее 10 процентов рынка. Остальные 90 процентов — это по-прежнему «неорганизованные» торговые точки.
Итак, естественно, небольшие магазинчики, когда «идет» сетевик, исчезают. Причины понятны. Сетевики могут договориться с поставщиком о выгодной для них цене, использовать передовую технологию, красиво выложить товар, дать доходчивую, красочную рекламу, у них лучше построена логистика.
Существует мнение, что люди, идя в бизнес, сами создают себе рабочие места, занимая пустующие ниши на региональном рынке торговли и услуг в городках и поселениях, куда еще не добрались сетевые магазины и крупный бизнес. Видимо, у нас в Дагестане так пока складывается положение. Пока мы зависим от всей рыночной конъюнктуры, диктующей цены, которые выгодны ей, ничего общего не имеющие с реальностью.
Хотя, возможно, что с нового года рыночным торговцам придется пересмотреть свою деятельность. В соответствии с требованиями федерального законодательства с 1 января 2013 г. управляющие розничными рынками компании (кроме сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков) обязаны осуществлять торговлю исключительно в капитальных зданиях и сооружениях, иметь современное торговое оборудование, лицензированную лабораторию, парковку, туалеты. Хотелось бы, чтобы вместе с этими нововведениями был наведен и порядок в ценообразовании. И еще хочется для сведения привести такие цифры: до сих пор в республике из 88 зарегистрированных рынков только 23 имеют паспорта безопасности.
И, конечно, надо серьезно думать о развитии сетевой торговли в республике. Вот магазин «Метро» – это сетевой магазин, вход в него по карточкам. Мне довелось побывать в нем. Вещи все качественные, есть изделия и отечественного производства, ничем не уступающие хорошим импортным. И у нас в стране могут так хорошо шить! Магазин «Метро» — рай для шопоголиков, и цены в нем приемлемые. Вот бы и нам такой гипермаркет!
Или можно вспомнить о франчайзинге. Столичные ритейлеры открывают магазины в регионах чаще всего при помощи франчайзинговых партнеров. Именно франчайзинг позволяет получить одновременно доступ к более совершенным технологиям, конкурентным на рынке закупочным ценам.
Говорят и о том, что со вступлением России в ВТО предметы одежды в продаже станут дешевле, на это повлияет уменьшение таможенных пошлин. Однако смогут ли рыночные торговцы направить это во благо покупателей. Не будут ли они по инерции продолжать накручивать цены…